III группа – Макрофакторы.

Самостоятельная работа-конспект № 3 по педагогике

" Факторы социализации личности "

Исполнитель: Ударцева Дария Анатольевна,

студентка 1 курса ИМИиИТ,

группа ИМ-1601

Екатеринбург 2016

I группа - Микрофакторы.

1)Семья— это малая группа, основанная либо на браке, либо на кров­ном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья — важнейший фактор социализа-ции человека. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Социализация человека в семье осуществляется, главным об­разом, благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосо­знаваемого некритического восприятия норм и ценностей, гос­подствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, соци­альным положением и психологической атмосферой.

В целом можно определить следующие функции и семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на про­тяжении всего жизненного пути человека:

1. Семья обеспечивает (или нет) физическое и эмо­циональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть ком­пенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями.

2. Семья влияет на формирование психологического пола человека и его полоролевую социализацию. Половая идентич­ность включает в себя: осознание индивидом своей половой при­надлежности; выработку соответствующего ей самосознания и стиля поведения; формирование соответствующих психосексуаль­ных установок (интерес к другому полу и пр.).

3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков, юношей и девушек к учебе и во многом определяет ее успешность.

4. В семье формируются фундаментальные ценно­стные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющие его стиль жизни, направле­ния и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

5. Семья играет большую роль в овладении человеком нор­мами и стилем исполнения им семейных ролей.

6. Семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценки, уровень его самоуважения, мера самопринятия, направления и эффективность самореализации.

2)Соседствопредставляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общность характеризуют межличностные связи, определенное отношение к месту сво­его проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (забота о по­рядке и т.п.).

Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстни­ками. Для них это общение - выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму.

1. В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейны­ми нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они по­лучают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, от­личных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором.

2. Усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций, познавая в соци­альной практике, за какие личностные и поведенческие проявле­ния эти санкции применяются обществом сверстников.

3. Для детей соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к обще­ству сверстников, ощущение своей принятости социумом (кото­рый для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа­лизации человека в этом возрасте или дать отсроченный отрица­тельный эффект.

Таким образом, интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве как позитивного, так, естественно, и негативного характера. Но это - объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоя­тельств и факторов, социализирующих растущего человека.

3) Группа сверстников — это объединение не обязательно одно­годков. В нее могут входить люди, хотя и различающиеся по возра­сту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверст­ников какими-либо признаками обособле­ния, т.е. обладающие МЫ-чувством.

Функции группы сверстников в процессе социализации реализуются по-разному и по степени эффектив­ности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенно­стей; от направленности группы и других ее характеристик, о ко­торых шла речь выше; от этнических, региональных и социокуль­турных условий, в которых существует группа. Рассмотрим функции группы сверстников в детском, под­ростковом и юношеском возрастах:

1. Группа сверстников помогает своим членам обособиться в социуме, создавая условия для автономизации от взрослых и родительской семьи, с одной стороны, и от общества сверстников и возрастной субкультуры — с другой.

2. Научение детей, подростков, юношей, девушек полоролевому поведению.

3. Группа сверстников, с одной стороны, среда самоопределения в актуальной жизни детей, подростков, юношей, девушек, а с другой — источник влияния на выбор аспектов и способов их самоопределения «здесь и теперь».

4. Взаимодействие в группе сверстников играет немалую роль в развитии самосознания человека. Естественно, что эта роль различна в связи с половозрастными, социокультурными и индивидуальными характеристиками человека.

5. Группа сверстников — арена самореализации челове­ка, особенно в подростковом и юношеском возрасте.

6. Группа сверстников играет ведущую роль в самоутверждении человека, особенно до наступления молодости.

7. Взаимодействие в группе сверстников может стать стимулом самоизменения человека.Причем как позитивного — самосовершен­ствования и самостроительства, так и негативного — саморазру­шительного поведения. Последнее особенно часто встречается в подростковых и юношеских группах.

Группа сверстников приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы. Группа сверстников существенно влияет на социальное и личностное развитие человека, создавая для этого благоприятные или неблагоприятные условия, стимулируя или тормозя решение возрастных задач — развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

4)Воспитательные организации — специально создаваемые государ­ственные и негосударственные организации, основной задачей кото­рых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

В процессе социализации воспитательные организации играют двоякую роль.

С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая часть социализации.

С другой стороны, они, как вся­кие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культи­вируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями воспитательных организаций в про­цессе социализации можно считать следующие:

1. Приобщение человека к культуре общества;

2. Создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;

3. Дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества;

4. Автономизация подрастающих поколений от взрослых.

Социализация в воспитательных организациях происходит преж­де всего с помощью институционального механизма. Взаимодей­ствуя в различных организациях, человек накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения. Од­новременно он приобретает опыт имитации такого поведения, опыт относительно бесконфликтного избегания выполнения куль­тивируемых в воспитательных организациях общественных норм.

Наряду с институциональным механизмом социализации в воспитательных организациях весьма эффективно проявляются межличностный и особенно стилизованный механизмы.

В относительно социально контролируемой социализации вос­питательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуще­ствляется социальное воспитание.

5) Религиозные организации.

Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религиозные организации были важнейшим, после семьи, фактором. В про-цессе секуляризации, т. е. освобождения об­щества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Социализирующее влияние религиозных организаций испыты­вают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут более или менее активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. Успех этой работы оп­ределяется тем, сколько удается создать в лоне конфессии религи­озных организаций, насколько эффективно они функционируют.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных функций:

1. Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам объяснение смысла и значения догматов веры, стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), уважение и благоговение к святыням, позитивное отноше­ние к религиозным ценностям и нормам.

2. Сакрально-мистическая функция (Т.В.Склярова) характеризу­ет те виды деятельности религиозных организаций, которые объяс­няются мистическими, т.е. сверхъестественными причинами (уча­стие в таинствах, молитвах). Религиозные организации претенду­ют на формирование у своих членов системы ценностей, ориен­тированных на цели, не объяснимые окончательно в рациональ­ных категориях.

3. Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других — менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

4. Коммуникативная функция религиозных организаций реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих догматам и вероучительным принципам конкретной религии.

5. Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.

6. Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

7. Воспитательная функция — религиозное воспита­ние человека. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощуще­ние, нормы отношений и поведения, соответствующие веро­учительным принципам определенной конфессии (вероиспове­дания).

6)Микросоциум— это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитатель­ные и контркультурные организации, а также различные неформаль­ные группы жителей.

Микросоциум обладает рядом характеристик:

1. Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или поселок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.

2. Архитектурно-планировочные особенности микросоциума: исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, открытость —замкнутость, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т.д.

3. Функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп людей того или иного возраста, восприятие жителями пространства как полуприватного или абсолютно без-личного и т.д.

4. Важной характеристикой микросоциума можно считать его благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качество.

5. Влияние микросоциума на социализацию человека во многом зависит от его культурно-рекреационных возможностей - наличия и качества работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек т. п.

6. Важнейшей характеристикой микросоциума как микрофактора социализации следует считать демографическую, т.е. состав его жителей: их этническую принадлежность, ее однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированное™; особенности половозрастного состава; состав семей.

Влияние микросоциума на процесс социализации детей, под­ростков, юношей, девушек и представителей более старших воз­растных групп зависит от объективных характеристик микросоци­ума в целом и особенностей ближайшего соседского окружения, а также от субъективных характеристик самого человека.

II группа – Мезофакторы.

7) Регион — часть страны, представляющая собой относительно целостную социально-экономическую систему, обладающую общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием.

Регион — это географическое пространство, на котором про­исходит стихийная социализация человека, формирование, со­хранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и разви­тие (или наоборот) культурных богатств и т.д.

Влияние региональных условий на социали­зацию имеет различный характер и опреде­ляется рядом характерных особенностей ре­гиона:

1. Природно-географические особенности региона(ландшафт, климат, полезные ископаемые и т.д.) во многом определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру ста­бильности населения, т.е. опосредствованно влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат может оказывать и непо­средственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособ­ность, психическое состояние, продолжительность жизни.

2. Социально-географические особенности регионавключают в себя плотность населения, характер поселений (мера урбанизированности), традиционные занятия жителей, а также близость - уда­ленность от других регионов и средства сообщения внутри регио­на и с другими регионами. Эти особенности влияют на социали­зацию в основном косвенно, ибо от них во многом зависят стиль жизни, мобильность, источники информирования населения, что соответственно определенным образом сказывается на развитии детей, подростков, юношей.

3. Климат и экономика определяют степень и характер урбани­зированности региона. Степень урбанизированности регио­на влияет на создание условий для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей, определяет мобильность жителей в различных аспектах (социальном, терри­ториальном, профессиональном и др.).

4. Социально-экономические особенности региона -это типы и ха­рактер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами (а порой и с другими странами).

5. Социально-демографические особенности региона -это нацио­нальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т.п.), ми­грационные процессы.

Все эти характеристики играют очень важ­ную роль в социализации подрастающих поколений.

8)Город — вид поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепрофессиональной сферах); дифференцированные соци­ально-профессиональная и, как правило, этническая структуры на­селения.

Город (средний, большой, крупный, гигант) обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия со­циализации его жителей, особенно подрастающих поколений:

1. Современный город — средоточие человеческих ресурсов, обладающих множественными вариативными особенностями (генетическими, психофизическими, социокультурными и иными), и, соответственно, средоточие человеческого потенциала (физического, психологического, интеллектуального, эмоционального, социального и иного).

2. Современный город объективно — сосредоточе­ние культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (обра­зованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город — сре­доточие позитивной информации, потенциально доступной его жителям.

3. Современный город — средоточие контркульту­ры: политического и иных видов экстремизма; квазирелигиозных объединений; криминальных структур и групп.

4. Важнейшей характеристикой города как фактора социализации является специфический городской образ жизни, который исторически складывается в средних, больших и более крупных городах.

Городской образ жизни включает в себя следующие основные признаки:

1. Преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время — высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

2. Высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;

3. Небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слабо развитые, избирательные и, как правило, функ­ционально обусловленные соседские связи;

4. Многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентации;

5. Неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

6. Слабый социальный контроль поведения человека и значи­тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.

Названные выше характеристики делают город мощным факто­ром социализации человека, так как создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

9)Сельские поселения — места сосредоточения населения, для ко­торого характерен специфический образ жизни, исторически сло­жившийся в процессе занятия жителями сельскохозяйственным трудом.

Село — крупное поселение (порой с несколькими тысячами жителей), нередко хозяйственный и культурный центр для бли­жайших деревень и хуторов, а иногда и административный центр (исторически имевший храм), в последние десятилетия не всегда с моноэтническим населением;

Функции социализации в селе:

1. В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объек­том для оценки со стороны окружения.

2. Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической ат­мосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чув­ства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм.

3. Благодаря территориальной ограниченности, однородности культурного уровня жителей, тесным родственным и соседским связям негативные явления (пьянство, воровство, бытовое хулиганство, наркомания, детская беспризорность, проституция) влияют на социализацию всех жителей. Эта атмосфера определяет во многом и социализирующую роль семьи и школы в сельских поселениях.

4. Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую и несколько иную роль, чем городская, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых, и наибо­лее значимые социальные связи человека.

5. Школа, тесно интегрированная в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений в основном в русле приня­тых в сельском социуме ценностей. В жизни своих учеников она может играть более существенную роль, чем городская — своих (хотя содержательно и качественно эта роль может быть весьма примитивной).

6. Особую роль в социализации сельских жителей играет постоян­но растущее влияние города на деревню. Оно производит опреде­ленную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны горо­ду и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

10)Поселок— абсолютно или относительно территориально огра­ниченная концентрированная форма расселения людей а) эмансипи­рованных от сельского образа жизни, б) не укорененных в городском образе жизни, в) лишенних опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

Поселок как поселение и не сельское, и не городское, а некое промежуточное, срединное, создает специфические условия для социализации своих жителей. Социализация поселкового жителя происходит во взаимодействии с системой отношений, норм, ценностей, обычаев, традиций, которые и не сельские, и не го­родские, и даже не сплав традиционных сельских и урбанисти­ческих:

1. В поселке нет анонимности жизнедеятельности человека. Жизнь семьи, жизнь каждого открыта для окружающих.

2. Низкий культур­ный уровень основной части жителей определяет и содержатель­ную сторону их общения, — как правило, бедного информацией, событийного, примитивно-досугового. Нормы поведения различ­ных половозрастных групп жителей достаточно единообразны.

3. Теснота, скученность, многолюдье. Общий быт, жизнь на виду, беззастенчивая открытость.

4. В поселке солидарность жителей имеет весьма относительный характер, заканчиваясь там, где возникает вопрос индивидуаль­ного благополучия.

5. В поселках подростки и молодежь сбиваются в собственные «стаи», противостоящие и взрослым в своем посел­ке, и сверстникам округи.

6. Поселок как вид поселения предоставляет своим жителям боль­шие возможности, чем село, для социальной мобильности.

Представленные выше характеристики сельских поселений, городов, поселка как специфических видов поселения, играющих немалую и довольно специфическую роль в социализации своих жителей, а особенно подрастающих поколений, позволяют выделить ряд общих для всех видов и типов поселения социализирую­щих свойств.

Поселение любого типа представляет собой среду жизнедеятельности и социализации человека, для которой характерны следующие параметры:

1. среда окружает человека со всех сто­рон, человек «погружен» в среду;

2. среда многопланна: наряду с географическими, архитектур­но-планировочными, физическими особенностями она обладает социальными и психологическими смыслами и символическими знаками;

3. среда дает слишком много информации — не только значи­мую, но и периферийную, которая одновременно избыточна, недостаточна и противоречива;

4. среда воздействует на человека как единое целое, она имеет некие «нимб» и «ауру», трудно определимые, но имеющие важ­ные социальные, психологические и эстетические значения;

5. среда воспринимается в тесной связи с жизнедеятельностью, информацию о среде человек получает из сочетания данных от всех своих органов.

Поселение любого вида в процессе социализации человека выступает, как:

1. материальная и социокультурная среда, предоставляющая различные условия для его становления и развития;

2. условия, обусловливающие возможность и меру социальной мобильности и свободы выбора в различных сферах жизнедеятельности;

3. система ситуаций, определяющих направления и способы самоопределения и самореализации;

4. система «интерпретированного мира», т.е. определенный тип сознания и предел самореализации, ибо "поселение — одна из границ личности" (Н.Н.Измоденова).

11)Средства массовой коммуникации (СМК) —технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение и др.), с помощью которых осуществляется распространение ин­формации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рас­средоточенные аудитории.

Влияние СМК на социализацию определяется несколькими обстоятельствами:

1. СМК выполняют рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям, постольку-по-скольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

2. С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Для довольно большого количества людей разных возрастов телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, а для не­которых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, отвлечением при возникнове­нии осложнений в общении с окружающими.

3. Средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просве­щения различных слоев населения.

4. СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.

5. Набирает силу тен­денция превращения СМК в сферу самореализации человека.

В целом СМК играют большую роль в развитии человека в про­цессе стихийной социализации. Средства трансляции информации создают условия для разви­тия человека, в частности обогащения словарного запаса, овладе­ния широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, т.е. потребителя.

12)Субкультура(от лат. Sub — под и культура) — совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отлич­ного от «они» (остальных представителей социума).

Влияние субкультуры на социализацию человека особенно в подростковом и юношеском возрастах очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, кото­рый условно можно назвать стилизованным механизмом.

В зависимости от характера той или иной субкультуры и возра­ста ее носителей ее влияние на стихийную социализацию челове­ка может быть более или менее обширным. Далее кратко остано­вимся на некоторых, по-видимому, универсальных аспектах вли­яния практически любой субкультуры на стихийную социализа­цию ее носителей:

1. Имея более или менее явные особенности, ценностные ори­ентации субкультуры влияют на самоосознание и самоопределение ее носителей, на выбор сфер и предпочитаемых способов саморе­ализации и т.п.

2. Субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе (хотя одновременно и приспособления к нему), т.е. становится одной из ступеней автономизации, что и определяет ее влияние на самосознание человека, его самоуважение и самопринятие.

3. Еще одна сторона влияния на социализацию ха­рактерна для более оформленных субкультур, которые выполня­ют по отношению к своим носителям своеобразную психотера­певтическую функцию. Наиболее явно психотерапевтические возможности проявля­ются в подростково-юношеских субкультурах. Особую роль в этом играют жаргон, эстетические пристрастия, фольклор.

В целом влияние субкультуры на стихийную социализацию молодежи, особенно до границ зрелости, определяется тем, что наличие вариативных субкультур в рамках молодежной субкульту­ры создает возможность для подростков, юношества, молодежи внешнего и внутреннего диалогов, содержанием которых становятся различные логики и стили мышления, стратегии поведе­ния, стили жизни и пр.

III группа – Макрофакторы.

13)Этнос— исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, стабильными особенностями культуры, а также осо­знанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть. Менталитет — это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представ­лений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Влияние менталитета этноса значительно во всех направлени­ях социализации человека. Остановимся лишь на наиболее суще­ственных:

1. Велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию. Например, в Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и в странах Балтии, служит образцом для молодежи — особенно в том, что касается воспитания детей.

2. В процессе полоролевой (гендерной) социализациивлияние мен­талитета этноса происходит благодаря характерным для него эталонам мужественности и женственности. Они подразумевают оп­ределенный набор черт характера, особенностей поведения, эмо­циональных реакций, установок и т.д. Эти эталоны относитель­ны, т.е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов.

3. Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в сфере межличностных отношений. Так, пунктуальность, высоко ценимая в Германии или Голландии, сравнительно мало значима в Испании и еще меньше в Латинской Америке. Другой пример: североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, что вовсе не означает наличия дружбы между ними, которая обусловливает подобное обращение в Европе.

Все названные выше аспекты влияния менталитета этноса на социализацию человека, а также и многие не назван­ные здесь в конечном счете ведут к тому, что у человека формиру­ется этническое самосознание, основы которого закладываются уже в детстве на неосознаваемом человеком уровне.

В заключение отметим: менталитет этноса, усваивае­мый человеком через родной язык, а также под влиянием соци­альной практики ближайшего окружения, проявляется во всех аспектах социализации.

14)Страна — это объективные географические и природно-климатические условия, образующие некие рамки жизнедеятельно­сти и социализации человека, которые позволяют и делают необ­ходимым рассмотрение страны как макрофактора социализации.

Географические условия первоначально определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географи­ческой средой и социально-экономическими процессами, куль­турным развитием страны, а тем более социализацией человека. Тем не менее можно привести ряд примеров весьма существенно­го влияния природно-географических условий конкретной стра­ны на жизнь и социализацию ее жителей:

1. Геоклиматические условия влияют на состояние здоровья жи­телей страны, распространенность ряда болезней, наконец даже на анатомические особенности населяющих ее людей.

2. Географическое положение страны может своеобразно сказываться на формировании привязанности к своей земле.

3. Климат исторически определял и зачастую определяет и те­перь ритм жизни народа. Например, в жарких странах много спят. Особенно днем, после обеда, когда жизнь почти полностью замирает. От этого падает работоспособность и становится тяжело передвигаться.

4. Достаточно явно просматривается влияние геоклиматических условий на некоторые свойства национального характера жите­лей страны, которые формируются в процессе социализации. Так, Мишель Монтень полагал, что люди, в зависимости от климата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склон­ны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам.

Подчеркнем еще раз, что природно-географические условия — это всего лишь своеобразные «рамки» процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. То, как объективные условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство.

15)Общество— понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, этнические, конфессиональные, возрастные, профессиональные, социальные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

В каждом обществе складываются специфические условия социализации человека на каждом возрастном этапе. Они зависят от особенностей тендерной (полоролевой), возрастной и со­циальной структур общества, от уровня его экономического и культурного развития, от социально-психологического климата и т.п.:

1. Гендерная (полоролевая) структура общества и стихийная социализация.

Гендерная структура общества влияет на социализацию человека, в первую очередь определяя характер усваиваемых им тендерных (полоролевых) ожиданий, представлений о статусном положении того и другого пола, формирующихся у него стереотипов полоролевого поведения.

Особенности гендерной (полоролевой) структуры общества и их восприятие человеком сказываются на его социализации, влияя на различные аспекты его самоопределения,на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.

2. Возрастная структура общества и стихийная социализация.

Наиболее последовательно значение возрастной структуры об­щества в социализации подрастающих поколений показано в кон­цепции М.Мид. Она выделила три типа обществ в зависи­мости от темпов их развития и меры модернизированности — тра­диционности (постфигуративные, кофигуративные и префигура-тивные), которые, по ее мнению, определяют характер межпоко­ленных отношений в процессе социализации человека:

· В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а также в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поколению.

· В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модер­низирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников.

· В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших.

По мнению И.С.Кона, концепция М.Мид правильно схваты­вает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества.

3. Социальная структура общества и социализация.

Происходящая социальная дифференциация общества имеет огромное значение для социализации человека.

На стихийную социализацию и самоизменение человека соци­альная структура, во-первых, влияет постольку, поскольку каж­дый социальный слой и отдельные социально-профессиональ­ные группы внутри них вырабатывают свой, специфический стиль жизни. Стиль жизни каждого социального слоя специфически влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юно­шей, девушек, взрослых и стариков.

Влияние социальной структуры общества в процессе социализации подрастающих поколений одной из тен­денций имеет воспроизводство установок на имущественное и социальное неравенство.

4. Экономика и социализация.

Уровень экономического развития общества влияет на социализацию его членов постольку, поскольку определяет уровень жизни той или иной страты, конкретной семьи.

На стихийную социализацию и самоизменение человека эконо­мическое развитие влияет не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоев, а так­же конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (эко­номический рост, стагнация экономического положения, его ухуд­шение) влияет на их ожидания, настроения и поведение.

На воспитание как относительно социально контролируемую со­циализацию экономическая ситуация в обществе влияет постоль­ку, поскольку определяет востребованность определенного коли­чества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки. Главное же состоит в том, что уровень экономическо­го развития общества определяет возможности планомерного со­здания благоприятных условий социализации для всех поколений в целом или только для некоторых социальных слоев.

Чем более экономически развито общество, тем более благо­приятны возможности для развития человека в процессе социа­лизации.

Соответственно уровню экономического развития общества складываются условия социализации человека в зрелом возрасте и в период старения, определяя возможности и стимулы реализа­ции себя в трудовой и внепрофессиональной сферах, материаль­ную основу семейного благополучия и особенности рекреативно­го поведения.

5. Идеология и социализация.

Социализация в современной России содержательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм.

Идеологический плюрализм создал во многом новую ситуа­цию стихийной социализации и самоизменения человека.

Складывающаяся в России ситуация такова, что интересы че­ловека не определяются раз и навсегда вместе с приобретением того или иного социального статуса или совокупности социальных и профессиональных ролей. Открываются гораздо большие, чем раньше, возможности проявления собственных интересов для са­мореализации, самоизменения.

Плюрализм предполагает сознательный и ответственный вы­бор человеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения не­умение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация обще­ства существенно влияют и на относительно социально контроли­руемую социализацию (воспитание). Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от ста­бильного общества (В. М. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гар­монизированы, что определяет их заинтересованность в поддер­жании стабильности.

16)Государство — понятие политико-юридическое.

Государство —звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организации (правительственный аппарат, ад­министративные и финансовые органы, суд и пр.), осуществляющих управление обществом.

Государство и социализация:

1. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку политика, экономическая и социальная практика, для него характерные, создают определенные условия жизни для его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, девушки, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности как декларируемые государством, так и, в еще большей мере, реализуемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации.

2. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения задач, необходимых для реализации им своих функций.

Так, осуществляя функцию обороны и защиты безопасности своих граждан, государство разрабатывает военную доктрину. В сфере социально-экономической политики государство оп­ределяет минимальную и максимальную возрастные границы тру­довой деятельности граждан. В сфере национально-культурной политики государство со­здает правовые, организационные, материальные условия для равноправного участия всего населения во всех сферах жизни или вводит определенные ограничения или привилегии для от­дельных групп. Наконец, государство определяет возрасты: начала обязатель­ного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступления в брак, выхода на пенсию и т.д.

3. Государство осуществляет более или менее эффективную относительно социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Наиболее последовательно государство влияет на социализа­цию подрастающих поколений через создание специальной сис­темы воспитательных организаций.

IV группа – Макрофакторы.

17) Космос – мир как структурно организованное и упорядоченное целое. (http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html)

Выделение его в один из основных факторов социализации основано на том, что человек не только член общества, часть социума, включающего в себя семью, народ и все человечество, он еще и часть вселенной, космоса, включающего в себя все существующие создания, стоящие на различных ступенях развития. Известный педагог начала 20 века К. Н. Вентцель ввел термин «космическая педагогика». Он считал, что если существует социальная педагогика, занимающаяся воспитанием человека как члена человеческого общества, то правомерно должна существовать и космическая педагогика, в которой воспитание понимается гораздо шире и имеет отличающиеся цели, а также приемы и методы достижения этих целей. (http://fb.ru/article/18878/faktoryi-sotsializatsii-lichnosti)

И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептически относятся к идее о зависимости человеческой жизни от космических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в Космосе источник мшимого влияния на жизнь человеческого сообщества и отдельного человека. Подобные идеи так или иначе постоянно присутствовали в массовом сознании, а в определенные периоды развития того или иного общества приобретали довольно большой вес.

18)Планета— понятие астрономическое, обозначающее небес­ное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет — Земле — в процессе историческо­го развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Социализация подрастающих поколений сегодня происходит и под влиянием тех планетарных процессов, которые набрали силу относительно недавно, — экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и следовательно, в одних его частях больше, в других — меньше). Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления, непосредственно определяют условия жизни людей с младенчества и до старости. (http://www.studfiles.ru/preview/5568667/page:3/)

Планета стала более доступна человеку:

- возможность путешествовать;

- через СМИ знакомство.

- раздвинулась действительность, которую может познать человек следствием стало изменившая в его восприятии жизни.

- жизнь человека стала формироваться под влиянием многих процессов планеты. Особенно явно эти процессы сказываются на развитии подросткового поколения, на их поведение, сознание.

- в свое время атомная угроза, теперь экологическое состояние оказались на ценность жизни подросткового поколения «здесь и теперь»

(http://lektsia.com/3x71f9.html)

19)Мир— понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существую­щее на нашей планете.

Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В ходе очень длительной эволюции на планете Земля возникли условия, породившие жизнь, а затем и первичные формы челове­ческого сообщества. Развиваясь тысячи лет, человечество превра­тилось в некое планетарное сообщество, которое и можно назвать миром.

.В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влияние стало наиболее очевидным в XX столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономические (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого яви­лись изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подрост­ков, юношей в модернизированных обществах стали формировать­ся, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

(http://lektsia.com/3x71f9.html)

Список использованной литературы:

1. Мудрик А.В. Социализация человека [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов

/ А.В. Мудрик - М.: Академия, 2004 .- 304с.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник для студентов высш. пед.

учеб. заведений. М.: Академия, 2013 .- 239с.

Наши рекомендации