Помощь детям с выраженными интеллектуальными нарушениями за рубежом
Вопрос о воспитании и обучении лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью приобретает все большее значение, хотя на него существуют различные точки зрения. Традиционная точка зрения состоит в том, что обучение лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью принесет мало пользы этим людям и всему обществу. Обучать таких людей чрезвычайно дорого, необходимы хорошо подготовленные специалисты, специальный инструментарий и др.
Международное сообщество выступает в защиту прав на обучение этих людей. Это стало возможным благодаря развитию понимания потенциальных возможностей лиц с такими тяжелыми нарушениями. Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 г., подчеркнула права инвалидов (лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями относятся к инвалидам) на равные с другими гражданами возможности к обучению и развитию. Применение понятия «children with special needs» (дети с особыми потребностями) привело к постепенному переходу от подчеркнутого отношения к тяжести интеллектуального нарушения к определению специфических потребностей, ограничение которых рассматривается как нарушение законных прав человека.
Морально-этической основой этой программы явились Международный Билль о правах человека, включающий Всеобщую Декларацию прав человека (Резолюция 217-а III), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Резолюция 2200-а XXI) и Конвенцию о правах ребенка (Резолюция 44/25). Закон 1981 г. оговаривает, что помещение ребенка в спецшколу должно иметь место только в том случае, когда дефект настолько серьезен, что обучение, даже при индивидуальной и дополнительной помощи, все же не является эффективным. Эффект обучения определяется совместной комиссией, состоящей из врача, педагога, родителей. К сожалению, по данным экспертов ЮНЕСКО, в мире только 3,3 % аномальных детей обучаются, из них 0,8 % посещают специальные школы, а 2,5 % — специальные классы.
Практика воспитания и обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью имеет различные организационные формы, зависит от уровня экономического развития страны, культурного наследия и многого другого. Рассмотрим отдельные перспективные направления в организации обучения и воспитания детей данной категории.
Интегративное обучение имеет положительные стороны: ребенок в глазах окружающих перестает считаться неполноценным, в меру своих способностей не отрывается от социума, учится общаться с нормально развивающимися сверстниками, что приводит к лучшей социальной адаптации. В то же время полноценные сверстники знакомятся и учатся общаться с такими детьми, могут проявить все лучшие душевные качества.
Вместе с тем специальные комитеты по образованию не рекомендуют сплошную интеграцию детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Она предусматривается только там, где можно более эффективно использовать внутренние экономические ресурсы ребенка.
Специальные комитеты подчеркивают, что такой ребенок с первых дней пребывания в школе, в интегративном классе, независимо от дефекта, его глубины и структуры, должен уметь адекватно вести себя среди других детей и иметь необходимые первичные учебные навыки (умение слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции, обладать необходимым уровнем самообслуживания). Поэтому специальные комитеты по образованию и развитию в странах Западной Европы и США предпринимают попытки для соответствующего обучения этих детей правильному поведению и первичным учебным навыкам еще до поступления в школу через организованные центры обучения родителей, дошкольные группы в детских садах и др.
Сложившаяся на Западе современная система обучения, образования и воспитания детей с выраженными интеллектуальными дефектами предоставляет родителям, попечителям детей широкий спектр выбора варианта обучения для ребенка как на государственном уровне, так и в форме частного образования. Но последнее является разрозненным: нет специальных программ, которые бы опирались на уровень развития детей данной категории, оно не подчинено единому процессу и нет преемственности в обучении от дошкольного к школьному и трудовому.
Среди зарубежных исследователей и сегодня нет единого подхода к вопросу раннего обучения и воспитания. Большинство специалистов пессимистически смотрят на потенциальные возможности развития и способности к социальной адаптации детей-имбецилов, а тем более детей с диагнозом «идиотия». Но тем не менее все больше коррекционных педагогов начинают осознавать возможности таких лиц к обучению, дальнейшему труду и социальной адаптации в жизни. Многие исследователи доказывают, что при соответствующем обучении дети этой категории могут овладеть достаточно сложными учебными навыками. Отмечается, что среди таких детей распространена специфическая недостаточность умений, но из этого следует лишь то, что такие дети нуждаются в таких методах обучения и формах поощрения, которые будут способствовать успеху.
Наиболее важным из последних достижений в области образования аномальных детей является попытка разработок «программ раннего вмешательства в развитие». Получены данные о большой пользе таких программ для детей с резким снижением интеллектуальной деятельности. Отмечается, что IQ возрастает, улучшаются потенциальные возможности развития таких детей (J. Сагг, R. Bidder).
Правильное обучение, благоприятное окружение могут оказать большое влияние на развитие у детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью познавательной сферы, двигательных навыков и т.д., отмечала английский коррекционный педагог J. Сагг.
J. Сагг провела подробный анализ работ, в котором показала, что дети с выраженным снижением интеллектуальной деятельности (в частности, с синдромом Дауна), находясь в специальных учреждениях, без систематического вмешательства в процесс обучения и воспитания развиваются медленнее, чем те, с кем занятия проводились по программам раннего развития.
Специальная литература, посвященная проблемам развития и обучения дошкольников с выраженным снижением интеллектуальной деятельности, содержит чрезвычайно мало сведений о развитии таких детей и овладении ими общими социальными навыками. «Программы раннего вмешательства в развитие» построены на убеждении, что первые годы жизни особенно важны для всего формирования личности ребенка. Поэтому центральным вопросом становится вопрос о необходимости создания и применения методик обучения «для компенсации недостаточной способности к спонтанному обучению».
Принципиально важное условие, на которое должно обращаться внимание при создании таких индивидуальных программ, — это высокая вероятность успешного выполнения ребенком задания при постоянном сопровождении родителем и специальным педагогом.
Записи Ассоциации «Синдром Дауна» свидетельствуют, что 60 % детей, которых воспитывали и обучали в соответствии с «Программой раннего вмешательства в развитие», повысили свои возможности от «необучаемости» к «тренируемости». Следование таким программам позволило достичь хороших результатов в адаптации таких детей и развить у детей дошкольного этапа развития достаточно широкий спектр умений (данные M.Pieterse).
Одна из первых программ раннего вмешательства в развитие детей включала обучение чтению. В результате было доказано, что тяжело умственно отсталые дети (IQ ниже 32) могут научиться читать и понимать прочитанное. Причем для этого не требуются сверхбольшие затраты времени, энергии и материальных ресурсов. Обучение чтению стало составной частью и надежным основанием общего речевого развития.
Отмечается, что многие дети уже начиная с трех лет способны к обучению чтению. Обучение чтению целыми словами («глобальное чтение») приводит к относительному развитию когнитивных навыков, является важным способом «вхождения» в речевую деятельность, но значительно сниженные моторные возможности не позволяют детям перейти к письму.
В то же время исследователи, работающие по этой программе, отмечали, что дети быстро теряют освоенные навыки. Анализа причин такого распада освоенного навыка осуществлено не было.
«Программы раннего вмешательства в развитие детей» по обучению чтению, письму, рисованию и др. в основе своей являются тренинговыми и представляют собой отработку множества независимых, но хорошо усвоенных отдельных элементов. Поэтому данная последовательность освоения функций не может быть приспособлена и интегрирована в жизнь.
Очень интересен опыт вальдорфских детских садов, где детей независимо от степени интеллектуального нарушения пытаются развивать в эмоционально-положительном отношении к окружающим. Все дети до девяти лет, * по мнению основателя системы Р.Штайнера, находятся на определенном этапе эмоционального развития и становления личности. Для познания собственного Я, развития эмоциональных переживаний существует целая группа предметов — эвритмия, рисование, пение и музыка.
Интересен опыт работы с детьми-имбецилами в таких странах, как Венгрия, Чехия, Словения, Польша. В этих государствах дети с физической и интеллектуальной недостаточностью подлежат обязательному обучению в лечебно-педагогических учреждениях. Детей с тяжелой умственной отсталостью, которых не удается систематически обучать, развивают в условиях практической деятельности в учреждениях системы социальной защиты.
Специальные педагоги отмечают, что раннее начало воспитания и обучения содействует развитию, подготавливает детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к обучению в специальной школе, что, несомненно, играет важную роль в процессе формирования у них адаптивных способностей. При обучении в дошкольном учреждении детей определяют в различные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего и интеллектуального развития. В этих группах имеется свой вариант обучающей программы, которая определяет минимальные, необходимые, доступные знания, умения, навыки для каждого ребенка. Особое внимание уделяется формированию и развитию социально-бытовых навыков.
Итак, в большинстве стран Западной Европы и США специалисты пришли к выводу, что раннее начало обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью дает хорошие результаты. Исследователи показали, что правильное сочетание раннего обучения, подбор и постановка достижимых для ребенка целей позволяют достичь хороших результатов в формировании отдельных действий и операций. В то же время можно отметить существующую однобокость предложенных программ, оторванность вырабатываемых навыков и умений от жизненно необходимых умений для продолжения обучения, подготовки к трудовой деятельности.
Люди с выраженными интеллектуальными нарушениями имеют право на дальнейшее начальное, а в дальнейшем и профессиональное обучение. Как правило, начальное обучение включает в себя программный материал, направленный на усвоение детьми элементарных знаний и умений по чтению, письму, счету.
Разнообразен и широк круг профессий, которые могут освоить лица с выраженными интеллектуальными нарушениями: автослесарное дело, машино- и металлотехника, вязание, специальная уборка помещений, садоводство, складское хозяйство, уход за больными и детьми и др. Как правило, эти люди обучаются в специальных группах при профессиональных училищах.
В странах Западной Европы и США существует система «защищенного труда». Она предполагает сохранение и предоставление квот на рабочие места, выплату заработанных средств как дополнение к социальной пенсии. Специалисты центров социального попечения и защиты осуществляют патронаж за условиями и возможностями самостоятельного жизнеобеспечения.
Открытие учреждений коррекционного типа напрямую зависит от деятельности общественных комитетов и ассоциаций, которые объединяют родителей и специалистов в вопросах оказания помощи умственно отсталым детям. Этому способствует законодательство многих стран (Великобритании, Германии и др.). Данные общественные организации способствуют распространению и систематизации накопленного в этом направлении опыта, поддерживают взаимосвязь специалистов в разных организациях, занимаются издательской деятельностью и др.
В то же время существует целый ряд учреждений социального типа: дневные стационары, воскресные клубы, творческие мастерские и др., — что позволяет людям с особыми образовательными потребностями вести относительно самостоятельную жизнь.
Таким образом, можно отметить, что в современном мире накоплен большой опыт и найдены многие оптимальные формы работы с лицами с выраженными интеллектуальными нарушениями. Эта работа постоянно совершенствуется и развивается. Таким людям оказывается всесторонняя поддержка и предоставляются многочисленные возможности к социальной адаптации.