Аттитьюды общества к аномальным детям, система социальных институтов для детей с интеллектуальными нарушениями.

3.1. Аттитьюды общества к аномальным детям.

3.1.1. Не выявлено (Л.Пожар, 1996) существенных различий в отношении к УО детям в зависимости от пола опрашиваемых. У взрослых отношение к УО более терпимое, чем у детей и подростков.

3.1.2. Количество детей, пожелавших перейти в другую школу, если бы в классе обучался УО ребенок, составляло 52%.

3.13. Жители городов значительно более негативно настроены по отношению к УО, чем в небольших деревнях: количество детей, пожелавших перейти в другую школу, если бы в их классе обучался УО ребенок, в большом городе - 76%, среднем - 52%, в деревне - 30% (Л.Пожар, 1996).

3.1.4. В отношении родителей к аномальному ребенку В.С.Саммерс выделил пять категорий отношений:

а) принятие ребенка и его дефекта (главный девиз таких родителей - "необходимо достигнуть как можно большего там, где возможно");

б) реакция отрицания - "наш ребенок нормальный и специальной помощи не требует";

в) реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки;

г) скрытое отвержение ребенка;

д) открытое отвержение ребенка.

3.2. Все типы специальных учреждений (детские сады, школы, интернаты) комплектуют психолого-методико-педагогические консультации (ПМПК).

3.2.1. В постоянном штате ПМПК должны быть следующие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед, дефектолог дошкольного учреждения), офтальмолог, психолог.

3.2.2. Система социальных институтов для УО за рубежом.

В Англии все дети, начиная с 5-летнего возраста, направляются в обычные школы. Если в течение 1,5-2 лет они не усваивают программу, то с подробной характеристикой учителя направляются к психоневрологу, исследуются психологом. Показателем УО считаются данные тестирования и то, что ребенок не научился считать к 7 годам. Таким образом, обучение УО начинается с 6-7 лет в специальных школах.

Во Франции отбор УО детей во вспомогательные школы осуществляется медико-педагогическими комиссиями, всю работу которых организует старший школьный инспектор.

Специальное обучение в Бельгии продолжается с 2,5-3 лет до 21 года.

3.2.3. В настоящее время за рубежом и в России все чаще появляется стремление к организации совместного образования аномальных и нормальных учеников, обозначаемого как "интеграция".

Контрольные вопросы и задания

1. В чем отличие олигофрении от органической деменции?

2. Какие особенности олигофрении требуется учитывать при диагностике и отграничении ее от других аномалий, связанных со снижением интеллекта?

3. Назовите три степени олигофрении. При какой из них и почему возможно коррекционное обучение?

4. Перечислите известные виды деменций.

5. Каково отношение общества к УО? Приведите примеры подобного отношения. Какие учебные заведения для УО есть в вашем городе?

Задача

Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери происходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес., сидеть - в 9, ходить - в 1 год и 9 мес. Отдельные слова - к 1,5 годам, фразовая речь - к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. В настоящее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентирована, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено. Исключение и обобщение производятся по конкретно-ситуа­тивным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Вербальный IQ=52 балла, невербальный=60. Оказание помощи не улучшает результаты. Усвоение школьных навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочитанного, решение задач на 2 действие недоступно.

1. Какой тип нарушения психического развития имеет место?

2. В чем состоит первичный и вторичный дефект?

Литература

1.Бородулин С.Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.

3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 1996.

6. Специальная психология/Под ред. В.И.Лубовского.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7.Саенко Ю.В. Специальная психология.- М.: Академический проект, 2006.

8. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб., Питер, 2006.

Наши рекомендации