Тельно в классе рассмотреть 1-й, 4-й столбцы.) Так как для
Выполнения задания нужно заменить умножение сложени-
Ем, то лучше переставить множители. Ученики переставляют
Множители и записывают равенство, пользуясь перемести-
Тельным свойством умножения (14 . 2). Теперь можно заме-
Нить произведение суммой 14 _ 14 _ 28 и записать результат
умножения: 14 . 2 _ 28.
Переставив множители, получаем тот же результат:
2 . 14 _ 28
13 . 5
13 _ 13 _ 13 _ 13 _ 13 _ 65
13 . 5 _ 65
5 . 13 _ 65
Ориентируясь на образец оформления рассуждений, уча-
Щиеся продолжают работу в тетрадях самостоятельно. При
Выполнении столбца 4) дети сами должны подумать о форме
Записи (здесь можно записать только два равенства)
18 _ 18 _ 18 _ 54
18 . 3 _ 54
Педагог наблюдает за работой и предлагает некоторым
Детям вынести записи для пункта 4) на доску. В процессе
Обсуждения все ребята понимают, как правильно оформить
Записи.
Рекомендуем включить в урок № 94 (1, 2), ТПО № 2.
На дом: задание 432 (2, 5), № 98 (3, 4) ТПО № 2.
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
УРОК 8. (Задания 433–435)
Цель. Дать установку на запоминание случаев таблично-
Го умножения с числом 9 (9 . 5, 9 . 6, 9 . 7).
После проверки домашней работы учащиеся анализируют
Рисунки задания 433 (прямоугольники, разбитые на рав-
ные квадраты) и фронтально обсуждают ответы на вопрос
Задания.
Напоминаем педагогу, что на уровне навыка в начальном
Курсе математики дети должны усвоить таблицу сложения
В пределах 20 и соответствующие случаи вычитания, а так-
Же таблицу умножения и соответствующие случаи деления.
Методика формирования табличных навыков включает сле-
дующие этапы: 1) непроизвольное запоминание табличных
Случаев; 2) установка на запоминание; 3) самоконтроль и
Взаимоконтроль; 4) контроль учителя.
Следуя этим этапам, у учащихся формировались навыки
Табличного сложения в пределах 10-ти (1-й класс) и в преде-
Лах 20-ти (2-й класс, первая четверть).
На эти же этапы следует ориентироваться и при формиро-
Вании навыков табличного умножения.
Конечно, этап непроизвольного запоминания хотелось бы
Сделать более продолжительным. Но, учитывая время, кото-
Рое отводится на изучение курса математики (4 часа в неделю)
Это практически сделать невозможно. Поэтому нужно искать
Другие методические решения для получения желаемого ре-
Зультата в формировании табличных навыков. На уроках 6
И 7 были созданы необходимые дидактические условия для
Непроизвольного запоминания табличных случаев умноже-
ния с числом 9, а на уроке 8 даётся установка на запоминание
только трёх табличных случаев. Так же, как при изучении
Табличных случаев сложения, в учебнике предлагается зада-
ние «Постарайся запомнить!»
Напоминаем учителю, что появление такой установки в
учебнике требует определённой организации деятельности
Учащихся. Они записывают на листочках (карточках) с од-
ной стороны выражение, с другой стороны – его значение
(результат):
Одна сторона 9 . 5 5. 9 9 . 6 6 . 9
Другая сторона 45 45 54 54 и т. д.
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
Рекомендуем изготовление таких карточек выпол-
Нять только на уроке под руководством учителя. Карточки
Помещаются в конверт и ученики имеют возможность рабо-
Тать с ними для запоминания случаев табличного умноже-
Ния (проверять себя и друг друга).
Работа, нацеленная на усвоение определения умножения,
Проведенная на предыдущих уроках, подготовила учащихся
К самостоятельному выполнению задания 434. Дети записы-
Вают равенства в тетрадях и в соответствии с установкой ста-
Раются их запомнить. Пользуясь определением умножения,
Они вычисляют результаты в выражениях, и многие дети за-
Поминают их непроизвольно.
Задание 435 учащиеся выполняют самостоятельно. За-
Писанные в тетрадях неравенства выносятся на доску и дети
обосновывают свой ответ. Возможны различные варианты
Сравнения выражений. Приведем наиболее доступный.
Например, в пункте 1): 18 _ 18 _ 18 _ 32 … 18 . 2 _ 52.
Учащиеся обычно рассуждают так: выделим одинаковые
Суммы слева (18 _ 18) и справа 18 . 2. Слева осталась сумма
Она равна 50, а справа число 52. 50 _ 52, значит зна-