Организационно-техническая подготовка урока и составление
его плана
После продумывания структуры урока в целом и работы над отдельными его компонентами, после того, как учителю стали ясны цель и содержание урока, а также средства достижения поставленной цели и задач, перед ним в логической последовательности возникают три технических вопроса:
1) какое конкретно оборудование потребуется на уроке;
2) как следует организовать класс на работу;
3) как лучше зафиксировать всё то, продуманное и намеченное, что должно превратиться в реальный урок, т.е. как составить план (или шире – конспект урока.
Планирование уроков мы рассматриваем как акт целеполагания и конструирования на этой основе общей модели деятельности учителя и учащихся в их ходе. Планирование всегда осуществляется на основе определенных принципов и методов деятельности, исходя из целей и задач учебно-воспитательного процесса на конкретном этапе и с учетом содержания конкретного учебного материала (содержательный компонент урока как системы).
Какое конкретно оборудование потребуется на уроке зависит от того, что намечено учителем к осуществлению. Если намечено использовать те или иные средства наглядности, то их необходимо отобрать, приготовить заранее. Если учитель собирается воспользоваться цветными мелками выполняя педагогический рисунок, то и мелки эти надо заранее приготовить. Если, например, намечено выполнение учащимися этюда натюрморта, то учителю необходимо приготовить натурные столики, подобрать необходимые предметы для постановки, репродукции с картин художников, диапозитивы, образцы работ учащихся с методического фонда. Небрежность и забывчивость создают плохую воспитательную ситуацию.
Организация учащихся на работу (то, что иногда называют организационным моментом) представляет собой хотя и весьма краткий, но очень ответственный и трудный этап урока, так как от правильно организованного начала урока зависит удачное его проведение.
Организация учащихся на работу отнюдь не заключается только в некоторых стереотипных словах и действиях вроде приветствия, предложения сесть на места, отметки отсутствующих и тому подобных, конечно, немаловажных, но вовсе не основных действиях учителя в начале урока.
Как показывает педагогический опыт, организацию учащихся на работу нужно проводить с соблюдением следующих технических правил:
1) не запаздывать на урок после звонка;
2) не входить в класс раньше учеников, ещё не вошедших в классную комнату, а стоящих у дверей;
3) при достаточно твёрдом общешкольном режиме не входить в классную комнату до тех пор, пока все учащиеся не оказались на своих местах;
4) входить в класс не спеша, но и не слишком медленно;
5) при входе окинуть классную комнату взглядом, чтобы проверить всё ли находится в должном порядке. Если есть непорядок, предложить дежурным устранить его (вытереть доску, убрать бумажки и т. п.);
6) приветствуя учащихся, проверить, все ли они поднялись для приветствия и какова при этом их осанка (стоит ли прямо или согнулся над партой, смотрит ли в лицо учителю или в сторону и т. п.); делать учащимся замечания даже при самом незначительном нарушении правил вежливости во время приветствия учителя, не говоря уже о замечаниях за прямое нарушение дисциплины;
7) позволять учащимся сесть на свои места лишь после разрешения в виде краткого «садитесь»;
8) предложить учащимся организовать своё рабочее место, т. е. положить на парту нужные тетради, альбомы, материалы и инструменты, приготовить всё то, что нужно будет в ходе урока;
9) во время организации учащимися рабочего места записать. Согласно приготовленной дежурными рапортичке , отсутствующих;
10) проследить, все ли учащиеся выполнили распоряжение о приготовлении необходимых предметов;
11) приступить к непосредственной учебной работе [10].
Письменный план-конспект урока является обязательным документом, без которого учитель-практикант не вправе давать урок.
К каждому уроку, который проводит практикант, разрабатывается план-конспект урока (с указанием этапов урока и времени, планируемого на каждый из них). Он подписывается студентом и заранее утверждается учителем — руководителем практики и групповым методистом.
Развернутый конспект урока: краткое последовательное изложение содержания каждого пункта плана урока. Так, должно быть изложено содержание нового материала по теме, который будет сообщен учителем на уроке; сформулированы вопросы, которые будут поставлены учителем перед учениками во время беседы; определена самостоятельная работа учащихся и руководящая роль учителя в процессе ее выполнения; намечена форма подведения итогов урока.
В конспект включаются эскизы или копии (в уменьшенном масштабе) наглядных пособий, используемых учителем во время урока. Они располагаются в конспекте последовательно, в тех местах изложения материала, к которым они относятся. Наглядные пособия изготовляются и подбираются студентами самостоятельно. Они должны быть крупными по размеру, такими, чтобы их было хорошо видно с последних рядов парт в классе. Это могут быть натурные экспонаты, таблицы, макеты, диафильмы, диапозитивы, репродукции и т.д.
Примерная форма составления плана-конспекта урока