Использование различных форм словесной речи 5 страница
ажание, умение запоминать. Все это является необхо-
димым условием формирования умственной и речевой
Деятельности детей.
Понятие умственная деятельность является очень емким. Говоря о развитии умственной деятельности маленького глухого ребенка, имеют в виду не только формирование представлений о простейших явлениях окружающей жизни, но и воспитание интеллектуальных умений.
Это значит, что на занятиях по формированию представлений, различного рода обобщений, необходимого минимума элементарных понятий детей надо учить наблюдать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное в наблюдаемых явлениях, понимать элементарные причинные зависимости.
Разумеется, это осуществляется не только на занятиях и не только сурдопедагогом. Однако, поскольку в данной главе речь идет о занятиях, проводимых сурдопедагогом, мы ограничиваемся теми рекомендациями, которые могут быть реализованы на занятиях, направленных на формирование мышления и речи.
Познание окружающей действительности
Развитие основывается прежде всего на ощуще-
сенсорных J
способностей ниях и восприятиях, которые составляют основу таких сложных психических процессов, как память, мышление, воображение.
Восприятие играет важнейшую роль в различных видах деятельности и значительно опережает начало развития речи. Уже со второго-третьего месяца жизни у любого ребенка начинает интенсивно развиваться зрительное и слуховое восприятие.
Развитие восприятия, осуществляемое в процессе предметных действий, обеспечивает накопление чувственного опыта — этой необходимой основы формирования умственной деятельности человека. Восприятие лежит в основе развития речи и познавательной деятельности (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). По мере усвоения речи она оказывает положительное влияние на развитие и совершенствование различного рода восприятий. Так, на основе словесного обозначения взрослыми предметов и явлений окружающего мира слышащий ребенок начинает объединять сходные предметы и относить их к однородной группе. Обозначая отдельные признаки предметов словами, взрослый тем самым учит ребенка выделять эти признаки в предмете и называть их. 64
иное взаимоотношение между восприятием и речью наблюдается у детей с нарушенным слухом.
Известно, что все органы чувств человека функционируют в тесном взаимодействии, как единая система. Нарушение слуха перестраивает деятельность сохранных органов чувств. Как показали специальные исследования [29], [30], до начала обучения при прочих равных условиях восприятие глухих детей отстает от восприятия слышащих. Под влиянием обучения это различие сглаживается. Развитие зрительного восприятия, осязания, мышечного чувства, а также остатков слуха — один из путей компенсации общего и речевого недоразвития глухого.
Хотя восприятие направляет практическую деятель-кость человека, его собственное развитие зависит от условий и характера этой деятельности. Так, для восприятия материальной стороны речи глухим ребенком, будь то дактильные знаки, буквы или звуки, воспринимаемые с губ, требуется высокий уровень развития зрительного восприятия. В свою очередь благодаря раннему специальному обучению ребенка зрительному восприятию различных форм словесной речи глухому ребенку в процессе такого обучения обеспечено естественное развитие не только зрительного, но и кожного, мышечного и даже слухового восприятия, которые привлекаются при формировании речи.
Развитие зрительного восприятия необходимо не только для формирования навыков отраженного дакти-лирования и произнесения. Оно непосредственно связано со способностью детей зрительно различать и воспроизводить по подражанию дактильные знаки и видимые звуки речи. Когда начинается работа над голосом и постановкой звуков, в этом процессе используются и тактильно-двигательные (осязательные) и вибрационные, а в некоторых случаях слуховые ощущения. Все они служат компенсации пораженного слуха, на основе которого у слышащего ребенка развивается речь.
Учитывая необходимость использовать сохранные анализаторы как средство компенсации пораженного слуха, становится особенно очевидной необходимость специального развития у детей сохранных органов чувств.
О Б. Д. Корсунская 65
Программа обучения предусматривает развитие у глухого ребенка его сенсорных способностей. Многие упражнения включены уже в цикл так называемых подготовительных упражнений. Однако это развитие должно осуществляться главным образом на основе формирования у детей целесообразной, жизненно важной, характерной для их возраста деятельности. Обучение речи представляет для этого неограниченные возможности. Здесь не просто упражняется зрительное, осязательное или какое-либо другое восприятие на отвлеченном дидактическом материале. Детей учат необходимым умениям: различать буквы, дактильные знаки, отдельные слова. Возможность использовать юс в общении как раз и зависит от способности такого различения. От тонкости различения кинестетических ощущений при обучении артикуляции зависит усвоение произношения того или иного звука, слова.
Знакомя детей с окружающими предметами, обучая их воспринимать, детей одновременно учат точно обозначать цвета, форму, пространственные отношения, обеспечивая тем самым накопление содержательного словаря. В свою очередь специальные игры и упражнения, проводимые для развития сенсорных способностей, необходимо использовать для накопления детьми содержательного словаря.
Обучая дошкольников сопоставлению предметов, различению их по цвету, форме, по расположению в пространстве, развивая их осязательные, кожные и даже слуховые ощущения, детей подготавливают и к усвоению соответствующих слов-названий.
По существу, через некоторое время (по окончании подготовительного периода) эти же игры и упражнения будут служить формированию речи. Они будут использованы на занятиях, посвященных уточнению представлений, формированию элементарных понятий, обобщений, связанных с ориентировкой в пространстве. Таким образом, не только зрительные и осязательные, но и слуховые сенсорные способности детей будут совершенствоваться. Почти у всех глухих детей имеются хотя бы минимальные остатки слуха. Использование озвученных игрушек во время проведения специальных игр и индивидуальная работа на специальном приборе служат развитию слухового восприятия [51], [57]. 66
Задачи, стоящие перед педагогом в подготовительный период, тесно связаны друг с другом. Так, все упражнения, предлагаемые для воспитания навыка подражания и развития внимания, зависят от уровня развития восприятия и непосредственно служат его развитию.
Развитие внимания |
Внимание, будучи важнейшей функцией психической деятельности, одновременно является условием развития любой деятельности. Специальное воспитание внимания необходимо для компенсаторного развития ребенка.
Особенность внимания детей раннего дошкольного возраста — его непроизвольный, непреднамеренный характер. С непроизвольным вниманием ребенок приходит в детский сад. Оно коротко и непосредственно обусловлено привлекательностью и новизной воспринимаемых предметов и явлений. Задача педагога заключается в воспитании у детей произвольного внимания. Надо научить ребенка сравнительно быстро переключать свое внимание с одного предмета на другой. Однако каких-то специальных упражнений изыскивать для того не следует. Развитие внимания детей должно осуществляться на том же учебном материале, который используется для развития восприятия и способности подражать. Его развитие происходит в связи с формированием у детей необходимых навыков дактилирования, артикуляции, всевозможных видов ручной деятельности.
В развитии внимания большое значение имеет и интерес детей к выполняемым упражнениям, который не следует смешивать с интересом, обусловленным лишь внешней привлекательностью объектов, используемых на занятиях. Задача заключается в том, чтобы произвольное внимание развивалось на основе возникшего у детей в процессе занятий интереса к различным упражнениям.
Как указывает специальное исследование, к овладению новыми умениями, способами работы ребенка должна побуждать не внешняя занимательность объекта, а само занятие определенной деятельностью и испытываемая при этом радость [43].
У детей трех-четырех лет цель и мотив деятельности совпадают. Само умение выполнить действие может быть Для детей этого возраста и мотивом, т. е. тем, что побуждает их к действию.
Способом поддержания внимания может служить поощрение за правильное выполнение действий, составляющих содержание упражнений. Необходимо воспитать у детей сознательное отношение к умению сосредоточиться на том или ином объекте. Надо помочь детям установить причинную зависимость между 'Сосредоточением внимания на объекте, качеством выполнения задания и полученной похвалой. Нужно, чтобы ребенок понял, что похвала — результат того, что он правильно выполнил необходимое действие, а правильное выполнение обусловлено наличием необходимого внимания. Разумеется, что развитие внимания на данном этапе происходит не только на основе словесного подкрепления (правильно, молодец), но ,и на основе сравнения правильно и неправильно выполненного действия.
Необходимо помнить, что глухой ребенок ориентируется главным образом на основе зрительного восприятия. Поэтому во время проведения всевозможных упражнений, требующих большого внимания, необходимо проявлять особо 'бережное отношение к зрению детей.
Умение сосредоточить внимание на том или ином объекте по определенному сигналу говорит о том, что у детей развит первичный навык произвольного внимания. Одновременно это один из признаков, характеризующих момент завершения подготовительного периода обучения.
Развитие подражания |
Подражание — это способ обучения и способ усвоения. Как и внимание, оно может быть непроизвольным и произвольным, осознанным. Именно путем подражания взрослым глухой ребенок, как и слышащий, овладевает многими формами поведения, приобретает навыки и умения. Внимание — необходимое условие развития у детей сознательного подражания. В то же время упражнение в подражании совершенствует внимание.
Самых маленьких воспитанников начинают обучать подражанию в ходе совместного выполнения действий. В начале обучения рукам ребенка придается нужное положение самим обучающим. Постепенно, идя от этих пассивных действий, ребенок приучается действовать самостоятельно по образцу, который дается ему взрослыми. Развитие навыка подражания должно осуществляться на целесообразных, необходимых для развития ребенка
действиях. Для развития подражания используются и упражнения, имеющие целью развитие движений. Такие упражнения проводятся воспитателем. На первых порах обучения эти занятия ведутся сурдопедагогом.
"Дети учатся подражать движениям, связанным с их бытом. Они учатся закатывать рукава, открывать кран, мыть руки, вытираться, отодвигать стульчик, садиться, вставать, держать ложку, чашку, действовать разными игрушками, ставить их на место, здороваться и прощаться и т. д. Обучение детей всем этим действиям предусмотрено программой.
Способность ребенка подражать совершенствуется на протяжении всех лет его пребывания в детском саду. К концу подготовительного периода дети должны уметь отраженно дактилировать и отраженно повторять три-четыре зрительно различаемых звука.
Для развития подражания используются игровые действия, предусмотренные разделом программы «Игры», и действия, подготавливающие детей к рисованию, конструированию и даже счету. Развитие навыка подражания должно происходить в процессе выполнения тех действий, которые необходимы ребенку для жизни и учения.
Среди прочих движений, используемых для развития навыка подражания, большое значение имеют упражнения в подражании движениям пальцев. Такие упражнения подготавливают детей к зрительному различению дактильных знаков, а их руки —• к самостоятельному дак-тилированию.
Для того чтобы правильно организовать этот важнейший для глухого ребенка процесс, педагог должен учитывать сущность процесса подражания и особенности его протекания у маленького ребенка вообще и глухого в частности.
Что значит учить правильно подражать на этом, первом этапе обучения? От каких условий зависит эта правильность?
Во-первых, необходимо обеспечить предъявление стандартных образцов для подражания. С этой точки зрения должна быть полная договоренность между всеми воспитателями, т. е. должен соблюдаться принцип единства требований.
Во-вторых, должна быть обеспечена четкость и точ-эсть показа. Детей следует учить сравнивать собствен-
ные действия с предлагаемым образцом, подмечать и ис правлять недостатки. По мере развития интереса к выполнению различных действий и формирования соот ветствующей потребности в их выполнении у детей совер шенствуется и навык подражания. Однако при этом не обходимо помотать детям выделять наиболее существен ное в объекте подражания. Так, например, им следует знать, что при дактилировании важно прикладывать большой палец к определенному пальцу, иначе может получиться р вместо н, или наоборот; ребенку нужно разъ яснить, что при воспроизведении круга его величина яв ляется второстепенным фактором.
В-третьих, обучая подражанию, необходимо идти от пассивного подражания к активному подражанию на основе восприятия, а затем на основе представления. От подражания во многом зависят успех и быстрота формирования речи глухих дошкольников.
Известно, что в раннем возрасте даже
Развиттие мышление ребенка во многом определяет.
памяти тт
ся его памятью, опирается на память. Что
касается речи, то запоминание слов—'Обязательное ус ловие ее развития. Необходимость зрительного восприя тия речи очень усложняет для глухого ребенка процесс запоминания слова. Использование двигательных ощу щений при дактилировании и усвоении произношения слова в какой-то мере компенсирует отсутствие слухового восприятия дошкольниками речи. Но все же процесс за поминания слов глухими значительно сложнее, чем у
слышащих.
Существует тесная взаимозависимость между общим и речевым развитием детей, с одной стороны, и разви тием их памяти —с другой. Специально проведенное на ми исследование показало, как велика, разница в способ ности детей запомнить слова на разных этапах их раз вития.
Как быстро развивается эта способность под влия нием обучения?
В развитии памяти, как и в развитии внимания и под ражания, большое значение имеет потребность, мотив и интерес детей к тому, что следует запомнить.
Немаловажным условием запоминания являются и индивидуальные особенности детей. Правда, с выводами о способностях того или иного ребенка к запоминанию
спешить Не стоит опять-таки потому, что, с одной сторо ны, навык этот сравнительно легко воспитывается и со вершенствуется, а с другой, потому, что даже очень способный ребенок без необходимой практики с трудом запоминает новые слова 1.
После проведения упражнений на безречевом мате риале, по мере развития у детей элементарного навыка •произвольного запоминания их необходимо начать учить произвольно запоминать слова. Под этим понимается ус воение буквенного состава слова и правильное соотнесе ние с тем или иным явлением. Для этого следует при влекать внимание детей к различию букв, дактильных знаков, артикуляции. Специально проведенное нами ис следование показало, что при этом значительно облег чается и ускоряется запоминание. Детям, например, показывают, что малейшее увеличение окружности рта при произнесении звука у приводит к тому, что он пре вращается в о. Точно так же виимание привлекается к положению пальцев рук при дактилировании. При изу чении букв следует указать на сходство некоторых знаков с буквами (о, п, л, с, э). Следует сопоставлять между собой и написанные буквы.
Разумеется, что указанные сопоставления следует осуществлять не назойливо, а как бы играя. При этом эффект запоминания значительно повышается.
Умение запоминать совершенствуется по мере разви тия ребенка в процессе его обучения. Если в конце пер вого месяца обучения дети запоминают слово из четырех букв и умеют его дактильно самостоятельно воспроиз вести по памяти после 60—80 повторений (колебания зависят -от индивидуальных способностей детей и от бук венного состава слов), через три месяца число повторе ний сокращается до девяти—двенадцати, к концу года дело ограничивается двумя—четырьмя повторениями. При этом значительно улучшается и прочность запомина ния. От условий общения в широком смысле слова, включая :в это понятие и приемы обучения, зависит успех запоминания слов.
При каких условиях дети запоминают слова наиболее быстро?
См.: Т. В. Розанова. Узнавание глухими детьми зрительно принимаемогоматериала. «Тезисы V научной сессии по дефектоло-и». М., «Просвещение», 1967.
Если слово дается детям в связи с возникшей у них потребностью выразить что-либо с помощью этого слова или назвать заинтересовавший их предмет, действие, явление;
если слово дается не изолированно, а в определенной системе (лексической, грамматической или фонетической), а также в том случае, если оно дается в сочетании с хорошо усвоенными словами;
если перед детьми специально, в доступной им форме, поставлена задача запомнить;
если в каждом данном случае имеется мотив для запоминания. Так, например, ребенку может быть предложено запомнить слово, чтобы затем с его помощью обратиться с просьбой;
если ребенку даются приемы, помогающие запоминанию. Например, при запоминании слова столовая, ребенку указывают на знакомый ему корень слова (стол), а для запоминания слова самолет ребенку показывают, что оно состоит из двух знакомых слов сам и летит.
Естественно, что детей учат и от них требуют запоминания только тех слов, которые им понятны и необходимы для общения и развития познавательной деятельности. Проведенное нами исследование показало, что дети запоминают понятные им слова в среднем в четыре раза быстрее, чем непонятные.
Рис. 8. Образцы пособий для развития внимания, наблюдательности, памяти. |
И наконец, в процессе специального обучения слово на занятиях при прочих равных условиях ,в подготовительный период обучения усваивается детьми трех-четы-
рех лет в среднем в 16 раз быстрее, чем в случае его простого использования в общении.
Главным предметом запоминания для глухих детей должны стать слова, речь. Подготовительные упражнения, связанные с развитием зрительного восприятия, упражнения на сопоставление, запоминание предметов, цветов, формы, количества, расположения предметов (рис. 8) в условиях, когда перед детьми стоит специальная игровая задача — запомнить, являются некоторой подготовкой и к развитию памяти на слова.
Развитие памяти предполагает осуществление специальных упражнений, минимум .которых приводится «иже. Однако необходимо помнить, что во время проведения рекомендуемых упражнений для развития памяти на слова должен использоваться именно тот минимум слов, который предусмотрен программой и в настоящее время изучается в связи с работой по развитию речи. Особенно необходимо использовать для этой цели слова и фразеологию разговорной речи. Игры, рекомендованные для проведения на безречевом материале, но направленные на совершенствование запоминания, могут успешно быть приспособлены и для развития памяти на слова', j»
Способность запоминать речь резко возрастает с усвоением дактильного чтения. Как уже было указано, восприятие нового слова непосредственно с руки сЛЪж нее, чем его прочитывание по табличке. Однако оно все же доступно малышам, если при этом от них требовать отраженного дактильного проговаривания.
В конце подготовительного периода дети переходят на более высокую ступень усвоения речи. Теперь они способны воспринимать и усваивать слова не только на занятиях, но и непосредственно в общении. Содержание ИгРЫ И Уп'Ражнения. используемые В под-и методика готовительный период, служат развитию проведения внимания, подражания сенсорных способ-подготовитель- __ ностей и памяти. Невозможно назвать ных упражнений такую игру или такое упражнение, которые решали бы только одну из названных задач. Все они без исключения могут быть выполнены лишь при умении ребенка хоть ненадолго сосредоточиться, все они в той или иной мере служат развитию внимания. Поскольку все упражнения сначала выполняются на основе непосредственного подражания, а затем по представлению,,
.74
они, естественно, служат развитию навыков подражания и запоминания.
Большинство игр развивает зрительное, кожно-так-тильное и двигательное восприятие. Развитию различных видов восприятия способствуют артикуляционные упражнения и дактильное чтение. Особая группа игр, которые проводятся с детьми на протяжении всех лет обучения способствует развитию их слухового восприятия. Опыт и специальные исследования [56] показывают, сколь продуктивны оказываются в системе других средств систематические упражнения подобного рода для развития
устной речи.
В начале обучения все рекомендуемые упражнения необходимо проводить с каждым ребенком в отдельности. Лишь добившись от ребенка элементарного выполнения тех или иных действий, можно объединить детей в подгруппы в два-три человека.
Обучение разнообразным действиям начинается с выполнения действия совместно с ребенком. Затем ребенок выполняет его на основе подражания образцу. При этом взрослые учат его этому подражанию, активно помогая добиваться возможно более точного результата. Постепенно ребенок начинает действовать все более самостоятельно, что необходимо всячески стимулировать и поощрять.
Первые специальные упражнения в подражании мы рекомендуем начать с действий с игрушками, например с нанизывания цветных колец. Вначале берутся кольца одного ц'вета. Затем берутся кольца основных цветов (красного, зеленого, синего, желтого). Во время этой игры одновременно упражняется внимание, развиваются движения. Эти же способности развиваются при складывании пирамидки—более сложной игрушки. Здесь приходится располагать кольца и по величине. Для развития подражания используется и выполнение элементарных построек (из трех-четырех кубиков).
Большая группа игр-упражнений используется для обучения детей зрительному и осязательному различению предметов. Вначале предметы сопоставляются между собой, затем с картинками. При таком сопоставлении ребенка учат различать предметы по цвету, форме. Затем переходят к более тонкому различению дактильных знаков и печатных букв алфавита.
Во всех упражнениях такого рода, которые обобщены названием «сличение» (сопоставление), следует придерживаться таких общих правил: идти от сопоставления между собой хорошо знакомых детям натуральных предметов к сопоставлению натуральных предметов с их изображением, затем к сопоставлению между собой сходных рисунков . (сюда, в частности, включается сличение дак-тильных знаков). Следует идти от сопоставления конкретных вещей (игрушки, предметы обихода) к сопоставлению отдельных признаков (цвет, форма).
Приводим примерную последовательность проведения игр-упражнений на сличение (сопоставление) и группировку.
1. Подбор парных игрушек.
2. Сличение натуральных («всамделишных») предме
тов с такими же, но игрушечными (мебель, посуда,
одежда).
3. Сопоставление предметов с фотографиями этих же
предметов.
4. Сопоставление предметов с картинками.
5. Сличение предметов со схематичными рисунками.
6. Различение знако'мых, ранее воспринятых зритель
но-осязательно предметов только на основе осязания.
7. Подбор одних и тех же, но разной величины и
окраски предметов.
8. Подбор сначала одинаковых, а затем различных
по цвету предметов.
9. Подбор объемных (шар, куб, призма), затем пло
скостных (круг, квадрат, треугольник) парных геомет
рических фигур. Сначала фигуры попарно объединяются
только по цвету, дальше попарно варьируются друг с
другом.
10. Подбор к плоскостным (нарисованным) фигурам
соответствующих по величине и цвету объемных.
11. Складывание плоскостной мозаики, состоящий из
четырех—шести частей (начинать с двух-трех).
12. Подбор отдельных картинок, незначительно отли
чающихся между собой, к таблице, где изображены та
кие же картинки (чем больше в таблице картинок, тем
сложнее задача).
13. Складывание разрезных картинок, состоящих из
двух, затем трех и четырех частей. 76
14. Различение на слух (с одновременным использо ванием вибрации) двух-трех игрушек, резко отличаю щихся по звучанию.
Этот очень неполный перечень игр-упражнений педа гог может взять за основу, с тем чтобы, многократно их варьируя, поддерживать у детей интерес к упражнениям. При этом он должен предотвратить превращение увлекательного и живого процесса (сопоставления и подражания) в механическое действие, включая каждый раз элементы нового и варьируя приемы.
Переходим к описанию игр. Список предлагаемых игр должен быть пополнен играми, описанными в пособиях, в том числе, предназначенных для воспитателей массо вых детских садов [11], [12], ([13], [15]. Естественно, что использование игр должно осуществляться в соответст вии с указанными выше требованиями.
Игры на сопоставление (сличение).
Первая игра. Детям раздают игрушки (вначале каждому по одной). Такие же игрушки находятся у пе дагога в «чудесном мешочке». Вызванный ребенок дол жен найти в мешочке парную своей игрушку. В начале проведения игры в мешочке должно быть не более трех-четырех игрушек. Игрушки эти должны отличаться на
ощупь.
Вторая игра. Детям дают картинки. Они должны подобрать к ним соответствующую игрушку. Игра проводится в следующем порядке. Детям раздаются картинки. Первоначально они не видят, что на них изображено, так как они повернуты к ним пустой стороной. По сигналу педагога Откройте!, который в этот период обучения предъявляется в виде слова на табличке, дети открывают картинки, рассматривают их и показывают на соответст вующие, выставленные на столе игрушки.
Вариант игры. Расставив на столе три-четыре игрушки, педагог раздает детям соответствующие картинки. Затем он предлагает детям закрыть глаза. После этого убирает одну из игрушек в мешочек, где имеются еще две-три игрушки. Затем дает детям сигнал открыть глаза и указывает на то место, где стояла игрушка (со време нем, чтобы усложнить задачу, игрушки следует сдвинуть). Дети должны установить, какая игрушка исчезла. Ребе нок, у которого имеется соответствующая картинка, по казывает ее. Педагог подзывает ребенка к себе, показы-
вая табличку со словами Иди ко мне. Затем предлагает на ощупь достать из мешочка нужную игрушку и поставить на место. Игра проводится по очереди со всеми участниками (три-четыре человека).
Здесь возможны некоторые усложнения: можно не убирать, а только переставлять игрушки; в этом случае упражнение будет служить развитию внимания, памяти,
но не осязания.
Третья игра. Двое детей получают картинки. По сигналу педагога они должны найти в кукольном уголке соответствующие картинкам игрушки. Выигрывает тот, кто принесет игрушку первым. Он и получает игрушку. Четвертая игра. Каждому ребенку раздают по две-три картинки. Педагог, спрятавшись за ширмой,, показывает сам или с помощью куклы бибабо разные игрушки. В ответ дети показывают соответствующие картинки.
Вариант игры. Педагог раскладывает в разных местах групповой игрушки. Затем раздает детям картинки. По требованию педагога Ищите! дети расходятся по групповой комнате и ищут игрушки к соответствующим
картинкам.
С целью развития внимания и подражания, кроме игр, используются физические и артикуляционные упражнения. Развитие навыка подражания движениям следует начинать с подражания крупным, легко различаемым движениям (движения рук, головы, ног); лишь постепенно надо переходить к более мелким (движения кисти рук,
губ).
Приведем примерный перечень движений, с которых
рекомендуется начинать упражнения.
Поднять обе руки вверх и опустить. Поочередно поднимать правую !и левую руку. Хлопать над головой (два-три хлопка), поднять руки вверх и потрясти кистями. Сложить руки на груди, соединить их на голове, поочередно класть руки на голову. Все эти движения (наклонять голову вниз, вправо, влево и т. п.) проводятся стоя. Приводим упражнения, которые дети делают, сидя перед педагогом на стульчиках: надо положить руки на колени, убрать их за шину, похлопать по коленям, коснуться руками ботинок, пола.
Чтобы сделать упражнения более развлекательными, рекомендуется использовать погремушки, флажки, мел-