Использование различных форм словесной речи 11 страница

Для продуктивного формирования речи в непосредст­венном общении необходима систематическая проверка руководством детского сада усвоения того минимума раз-гаворной речи, который должен быть усвоен детьми в соответствии с программными требованиями.

В данной главе мы дали такое подробное описание предложенного нами пути формирования речи непосред­ственно в общении потому, что путь этот по-настоящему реализуется в системе дошкольного воспитания глухих

впервые. это единственный и продуктивный путь усвоения

речи, которым идет начинающийй говоритиьмаленький

слабослышащий ребенок.

Используя дактильную речь, можно: детей словам и выражениям, которые им необходимы для общения с окружающими их сверст никами;

во-вторых, учить разговорной речи, не создавая для этого специальной ситуации, что необходимо при обуче­нии такого рода словам и выражениям на занятиях;

в-третьих, закрепить и расширить значения усвоен­ных слов и выражений в процессе многократных повто-150

рений в естественных условиях непосредственного об щения;

в-четвертых, формировать у детей навык восприни мать и запоминать разговорную речь непосредственно в общении; при этом создается возможность вовлечь в этот важный для развития ребенка процесс, кроме спе циалистов, обучающих детей, всех общающихся с ними.

Возникает вопрос: почему не сделать путь формиро вания речи 'непосредственно в общении единственным? Известно, что этот путь сочетается с формированием речи на специально организованных занятиях. Чем вызвана такая необходимость? Дело в том, что такой путь не дает желаемых результатов, если он не сочетается с обу чением детей речи на специально организованных заня тиях. При отсутствии такого сочетания легко обнаружи вается его ограниченность, которая проявляется в сле дующем:

1. Слова, с которыми знакомятся в непосредственном
общении, чаще всего относятся к тому или иному единич
ному явлению. На специальных занятиях по обучению
речи есть возможность сделать их носителями определен
ного обобщения.

2. Формирование необходимых обобщений в процессе
непосредственного общения возможно, но требует значи
тельно большего, чем на специально организованных за
нятиях, времени. Вместе с тем более низким оказывается
и качественная сторона этих обобщений. Так, например,
слова широкий и узкий, употреблявшиеся детьми пятого
года жизни в течение месяца только в непосредственном
общении, не употреблялись ими самостоятельно, как
только ситуация общения оказывалась новой. Дети не
смогли осуществить перенос значения на сходные случаи.
В то же время дети контрольной группы, которым эти
слова были даны на специальных занятиях, уже на вось
мой день самостоятельно употребляли их по отношению
к объектам, не фигурировавшим на этих занятиях.

В условиях непосредственного общения часто бывает невозможно обеспечить необходимое для усвоения того или иного слова количество повторений, поскольку, на­пример, эти повторения не всегда могут следовать одно за другим. Кроме того, даже тогда, когда та или иная выполняемая детьми деятельность повторяется часто, может не создаваться необходимых условий для овладе-

ния речью, поскольку главным остается овладение дея­тельностью, а не обучение речи. На специальных заня­тиях все подчинено исключительно формированию речи. Кроме того, в усвоении слов и выражений разговор­ной речи непосредственно в общении имеет место случай­ность в подборе слов и индивидуальный характер их ус­воения. Это особенно касается тех случаев, когда слова даются детям в связи с возникшей у каждого из них в от­дельности потребностью в общении (так называемые внепрограммные слова).

И наконец, для усвоения речи непосредственно в об­щении необходим определенный уровень подготовки де­тей, которую они получают на специальных занятиях. Чем выше уровень общего и речевого развития детей, тем больше возможностей для формирования речи непо­средственно в общении. Разумеется, в п'роцессе общения, многократно употребляя одно и то же слово в различ- ных ситуациях, ребенок неизбежно приходит к злементар-ным обобщениям. Поэтому не представляет сомнения, что накопление лексики и даже усвоение основных грам­матических закономерностей языка возможно и на основе использования в общении дактильной формы речи. Но при этом процесс усвоения речи (особенно в условиях общественного, а не семейного воспитания) будет более длительным и сложным. Специальные занятия, подводя­щие детей к лексическим и грамматическим обобщениям, ускоряют и облегчают сложный процесс овладения речью. Специальные занятия на материале, обобщающем рече­вой опыт, накопленный детьми непосредственно в обще­нии, приводят их к сознательному применению некоторых языковых (лексических и грамматических) закономерно­стей. Огромная мыслительная деятельность, которая со­вершается детьми на занятиях такого рода, способствует их общему и речевому развитию, позволяет более осмыс­ленно пользоваться речью. И наконец, обучение произ­ношению не может осуществляться только в общении, хотя его необходимо использовать для закрепления, ис­правления и совершенствования; оно должно происходить на специальных занятиях. В процессе подлинного сло­весного общения в устной форме говорящие не должны задухмываться над образованием необходимой в этот мо­мент формы слова, тем более они не должны задумывать­ся относительно положения речевых органов при произ-152

несении того или иного звука. У глухого ребенка, усваи­вающего устную речь как средство общения, одновременно возникает много трудностей: ему необходимо сосредото­читься на подборе слов, помнить о положении речевых органов, задумываться над выбором нужной граммати­ческой формы слова. Все это нарушает общение. Вот по­чему на начальном этапе обучения единый процесс фор­мирования речи как бы расчленяется на составные части. Обучение произношению осуществляется на наиболее подходящем для этой цели речевом материале. На спе­циальных занятиях по формированию лексических и грамматических обобщений дети усваивают некоторый минимум слов и выражений и практику пользования наи­более обиходными грамматическими формами слов. Спе­циальные игры-упражнения, особенно различные вариан­ты игр, в которых используются поручения, способствуют закреплению усвоенных слов и выражений. Следующее за этим естественное пользование речью в быту не толь­ко обеспечивает сознательное и полноценное усвоение разговорной речи, но и развивает у детей потребность в словесном общении.

Специальное исследование и длительный педагогиче­ский эксперимент, приведшие к созданию данной методи­ки, а также опыт работы многих дошкольных учрежде­ний для глухих подтвердили правильность выдвинутого теоретического положения, согласно которому именно со­четание двух путей формирования речи — на специаль­ных занятиях и непосредственно в общении — обеспечи­вает более быстрое и качественное усвоение речи глухими дошкольниками. Вот почему это положение является од­ним из основных принципов формирования речи.

ГЛАВА V

Наши рекомендации