Уважаемые родители и педагоги!
Гласные звуки
Составители:
-учитель-логопед МОУ «Центр ПМСС» Бондарь Т.В.
-учитель-логопед МОУ «Центр ПМСС Михкиева Н.Ю.
-учитель-логопед МОУ «Центр ПМСС» Вдовина Е.С.
Уважаемые родители и педагоги!
Предлагаем вашему вниманию фонетический дневник с логопедическими заданиями на закрепление в речи звуков [А],[О],[У],[И],[Ы],[Э]. Тетрадь можно использовать для работы с дошкольниками и младшими школьниками.
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.
Цель данного методического пособия — правильная и эффективная подготовка к обучению языку — реализуется на уровне звукового анализа слов.
Звуковой анализ — это:
1. определение порядка звуков в слове;
2. выделение отдельных звуков на фоне слова;
3. различение звуков по их качественным характеристикам (гласный— согласный, твердый —мягкий).
Наибольшую трудность для ребенка представляет выделение в слове гласных звуков. Работа по определению и различению гласных звуков способствует предупреждению некоторых дисграфических ошибок в будущем: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове при письме.
Наиболее высокий уровень закрепления навыков произношения обеспечивает организация работы с привлечением родителей и использование для домашних заданий фонетического дневника.
Предлагаются различные формы работы с родителями:
· знакомство родителей с результатами обследования звукопроизношения;
· знакомство родителей с требованиями логопеда по выполнению домашних заданий;
· индивидуальные консультации логопеда;
· задания логопеда родителям (записи в фонетическом дневнике).
Использование такого дневника и привлечение родителей к логопедической работе посредством записей в нем позволяют:
· родителям составить представления о занятиях;
· создать с помощью ребенка элементарное наглядное пособие для обучения;
· систематизировать материал по изучаемой теме (символы звуков, опорные записи об их артикуляции, схематические рисунки, речевой материал);
· повысить интерес у ребенка к логопедическим занятиям вообще и к домашним занятиям в частности;
· увеличить время и частоту речевых упражнений за счет домашних занятий, добиться более быстрого и устойчивого результата.
В дневнике дается краткое, понятное, доступное для неспециалиста описание артикуляции звуков; зарисовываются подготовительные упражнения для губ и языка, развития голоса и дыхания, мелкой моторики пальцев рук, речевого слуха; схематически зарисовываются символы звуков и картинки для называния, раскрашивания, запоминания; записывается речевой материал для заучивания. Этот материал дается с последовательным усложнением, в соответствии с позиционным положением звука.
Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом, а на следующих проверяются и оцениваются. Дети и их родители знают, что если оценки нет, значит нужно еще потренироваться в произношении данного материала; если оценка стоит, значит, материал усвоен. Следует обращать внимание на подчеркнутые ошибки.
Занятия с ребенком необходимо проводить систематически, не реже двух раз в неделю, закрепляя изученный материал в повседневной жизни.
Перед началом занятия создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой, по окончании обязательно похвалите за старание и оцените работу.
Добивайтесь того, чтобы ребенок четко и внятно произносил звуки в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за взрослым.
Мы надеемся, что занятия по дневнику помогут детям преодолеть недостатки произношения и сделать речь более четкой и правильной.