Тема 1. «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Доброштан В. М.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(Учебное пособие для студентов)
Санкт-Петербург
Оглавление
1. «Теория социальной работы» как наука и учебная дисциплина 3
2. Социальная работа как особый вид деятельности...................... 7
3. Философия социальной работы................................................... 12
4. Принципы социальной работы.................................................... 23
5. Профессиональная «Я-концепция» социального работника..... 28
6. Взаимодействие социального работника и клиента................... 35
7. Профессиональный риск в социальной работе........................... 41
8. Теоретические подходы к личности клиента.............................. 48
9. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека.......... 58
10. Методологические и методические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы 74
11. Управление социальной работой..................................................................... 103
12. Эффективность социальной работы...................................................................... 113
13. Социальные проблемы семьи............................................................................ 123
14. Социальная геронтология................................................................................ 135
15. Социальная работа в сфере занятости............................................................................ 160
16. Опека и попечительство............................................................................. 177
17. Социальная работа с инвалидами................................................................................... 193
18. Социальная статистика..................................................................................... 208
19. Социальная работа в системе образования.................................................................... 235
20. Социальная работа в пенитенциарной системе............................................................... 253
21. Социальная работа в контексте общественных факторов.............................................. 277
22. Социальная работа в системе социального обслуживания............................................ 290
23. Социальная работа
в системе культурно-досуговой деятельности............................ 318
24. Молодежь как объект социальной работы...................................................................... 333
25. Литература 373
Тема 1. «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества
В современных условиях десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы. Этот опыт требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, совершенствовать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не создаются программы социального развития и не формируется социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии − социальные работники.
1.2. Социальная работа как наука
Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности − социальной сфере и специфической социальной деятельности. Социальную деятельность можно определить как профессиональную и общественную деятельность различных организаций (государственных, общественных и частных), специалистов и активистов, направленную на решение проблем социальных субъектов (индивидов, семей, групп и слоев). Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов − одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.
Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функционирует Всероссийский научно-исследовательский институт социальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлено и издано немало учебников и учебных пособий по теории и методике социальной работы.
Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.
Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы; 2) закономерности, отражающие существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности.
В качестве принципов теории социальной работы можно назвать:
Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.
Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.
Специфические принципы социальной работы (соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации и др.).
Содержательные принципы социальной работы – гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.
Психолого-педагогические принципы – модальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекательность), доверие.
Методические принципы – дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.
Организационные принципы – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).
Методы – это способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.
Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач или как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере.
1.3. Основные понятия и категории курса
Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются в этом курсе. Особенно богат этот аппарат социологическими и психологическими понятиями.
Рассмотрим некоторые ключевые для курса «Теория социальной работы» понятия и категории. Прежде всего, это понятие «социальная работа» и близкие к нему категории «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» и др.
Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой: оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальных групп и слоев в обществе.
Под социальной защитой понимают систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальная поддержка – этоспециальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Социальная помощь − это система социальных мер, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.
Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства.
Важной категорией курса является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института или социальной группы.
Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии» - этосистема мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.
Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выяснить сущность, механизм и основные компоненты социального управления.
Наконец, еще одно важнейшее понятие курса − социальный работник (т. е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса. Социальный работник − это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.