Классный руководитель должен уметь

1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.

2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.

3. Составить план воспитательной работы в классе.

4. Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанни­ков; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскур­сию, поход, классный вечер и т. д.

5. Анализировать собственную деятельность и ее результаты.

6. Организовать и провести родительское собрание.

7. Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:

1. Классный журнал.

2. Планы воспитательной работы с классным коллективом.

3. Личные дела учащихся.

4. Карты развития личности воспитанника.

5. Протоколы родительских собраний.

6. Дневники учащихся.

7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами соци­ально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.

Назначение классного руководителя, его права и функциональные обязанности. Основные функции педагога воспитателя

«Любая воспитательная работа, - утверждает Н.М.Таланчук, - должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива». В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

· изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;

· программирование воспитательных воздействий;

· реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

· анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

· сплочение коллектива;

· формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

· включение в разнообразные виды социальной деятельности;

· развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

· социальная помощь семье;

· взаимодействие с педагогическим коллективом;

· коррекция воздействий средств массовой коммуникации;

· нейтрализация негативных воздействий социума;

· взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В тоже время М.И.Рожков отмечает, что «…в воспитательной работе основное место занимает деятельность педагога, который реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.д.», то есть в структуру деятельности включаются системные компоненты.

В соответствии с концепцией Р.Х.Шакурова в деятельности целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые он относит к группе целевых.

Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Функции воспитания и социальной защиты ребенка является стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

Вторую группу составляют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские. Акцент деятельности классного руководителя делается не столько на организацию учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации. Он организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, досуговую. Функция сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Функция диагностики предполагает постоянное выявление исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Функция целеполагания рассматривается как совместная с учащимися выработка целей воспитательной деятельности. Функция планирования – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Функция контроля и коррекции – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя, то есть воспитателя. Здесь также можно увидеть соединение системных компонентов с функциональными, причем функциональные выступают как основополагающие.

И.Д.Демакова, глубоко анализируя воспитательную деятельность как фактор гуманизации пространства детства, выделяет не только функции воспитательной деятельности, но и отмечает, что функции педагога как субъекта воспитательной деятельности кардинально отличаются от традиционных функций педагога как субъекта воспитательной работы:

если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавании и обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и в системе дополнительного образования, то воспитательная деятельность принизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику;

если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет инвариантные характеристики. Воспитательная деятельность осуществляется на «территории», где педагог и дети «живут» вместе. Эта «территория» является «пространством детства», где ребенок реализует свои ведущие потребности; «педагогическим пространством», где педагог осуществляет воспитывающую функцию и, наконец, пространством взаимодействия педагогов и детей – «воспитательным пространством». В этом пространстве отношения между педагогами и детьми носят амбивалентный характер: педагог воздействует на детей (субъект-объектные отношения) и взаимодействует с ними (субъект-субъектные отношения).

Педагог – это «служитель процесса саморазвития» ребенка, и направлять процесс саморазвития организма и усовершенствования личности последнего и есть его важнейшая функция. Ее выполнение требует иных действий, нежели те, которые использовались «формирующей» педагогикой. Здесь вместо запретов – помощь; вместо прямого требования – совместный анализ ситуации и поиск самостоятельных решений; вместо недоверия и назидательных монологов – доверие и уважительный диалог; вместо борьбы с недостатками – духовная поддержка детей.

Иной характер в условиях гуманизации приобретает организаторская функция учителя: если в массовой практике он традиционно был организатором «воспитательных мероприятий» с учащимися, то сегодня это сфера деятельности, хотя и остается, но учитель в ней выполняет другую роль – организует «внутреннюю» сторону жизни класса, школы, пробуждая коллективную рефлексию, премирование, вызывая рождение «внутреннего воспитательного пространства» как жизненной философии детей. Педагог становится высокоавторитетным в глазах детей, эмоционально принятым, приобретает своеобразный ореол святости, получает высокое доверие и становится носителем особой силы внушения, подкрепления, то есть харизматическим лидером. Нужно особо подчеркнуть этическую сторону связей педагога с детьми: чем большим доверием со стороны детей он пользуется, тем опаснее для них его педагогические ошибки, а значит, тем выше его личная ответственность за результаты воспитания.

В условиях гуманизации воспитательного процесса изменяется смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений, внедрения норм и требований как основы авторитарного управления он переходит к обеспечению самоорганизации, самоуправления, самодеятельности детей. Педагогическая ценность самодеятельности, как показывает опыт лучших педагогов, не в том, чтобы научить детей «подчиняться и властвовать», а в том, чтобы обеспечить творческое саморазвитие ребенка.

В исследовании И.Д.Демаковой выявлены следующие функции воспитательной деятельности педагога: помощь ребенку и его поддержка в процессе развития; защита интересов ребенка; мягкое, недирективное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние; фасилитация как облегчение процесса личностного роста, организация разнообразной деятельности детей.

Функции воспитателя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в образовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Воспитатель, поводя диагностику развития каждого ребенка, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс развития личности каждого ребенка; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует виды деятельности каждого ребенка и всего детского коллектива; организует процесс формирования коллектива, развитие взаимоотношений в нем, становление детского самоуправления, развитие творческих способностей воспитанников. Все это выделяет необходимые функции педагога-воспитателя.

Функции сельского воспитателя в большей степени характеризуются особенностями воспитательного процесса и носят социально-педагогическую и общественную направленность, так как не ограничиваются рамками школы и класса , а охватывают всю социальную сферу села.

Диагностическая функция.

«Диагноз» и «диагностика» входят в современную речь в своем широком значении, далеко выйдя за границы медицинской сферы. Сначала психологи, а затем и педагоги ввели данные понятия в сферу профессиональной терминологии.

Педагогическая диагностика – это выявление характеристик развивающейся личности и условий, способствующих этому развитию, с помощью специально подобранных методик, позволяющих получить показатели характеристик одновременно.

Смысл и назначение деятельности современного воспитателя – помочь воспитаннику в его личностном развитии, тогда сущность диагностической функции педагога сосредоточена в слове «понять». Чтобы понять ребенка, его особенности, интересы, стремления, потребности, мотивы поступков, необходимо изучать его индивидуально-психологические особенности, социальную ситуацию развития и т.д. диагностическая функция – изначальная и особенно важная в деятельности воспитателя. Воспитатель периодически отслеживает динамику личностного развития каждого ребенка и детского коллектива как воспитательной среды.

Для более эффективного изучения развития личности ребенка воспитатель работает с психологом, социальным педагогом, медицинским работником. Для определения развития личности ребенка изучается:

· индивидуально-психологические особенности учащихся, направленность личности, самооценка, тип темперамента, форма личности, восприятие образа «Я», интересы, мотивы, потребности, идеалы, ценности, стремления, намерения ребенка, особенности характера;

· социальный статус в семье, среде формального и неформального общения, отношение воспитанника к статусу; достоинства личности, референтных (авторитетных) лиц;

· состояние здоровья (физического, психического, социального), особенности памяти, внимания, мышления;

· особенности и ситуацию семейного воспитания и микросоциума;

· одаренность детей;

· детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития и др.;

· проблемное поле ребенка и причины его появления.

· Для определения развития детского коллектива как воспитательной среды изучается:

· межличностные отношения в детском коллективе, особенности взаимодействия детей;

· выделение явных и скрытых лидеров, «изолированных» и «отверженных» детей, определяются возможные причины благоприятного или неблагоприятного социального статуса каждого ребенка, его социальные роли;

· уровень развития коллектива, его направленность, интересы, уровень нравственного развития учащихся в коллективе, ценностно-ориентационное единство и ценностно-эмоциональное единство.

Реализация диагностической функции предполагает использование разнообразных психологических и педагогических методик. Педагогические методики отличаются от психологических тем, что последние констатируют характеристики исследуемых, в то время как педагогические «определяют тенденции формирующихся характеристик».

Педагогические методики «вплетены» в воспитательный процесс. Их проявление само по себе является воспитательным актом и составляет одно из слагаемых воспитательной работы. С точки зрения воспитательных целей эти методики могут служить средством формирования ценностных ориентаций, моментом самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности или выдвижения новых жизненных целей.

Педагогические методики просты, необъемны, технически необременительны для воспитателя и экономны. Они интересны и увлекательны для детей как по форме, так и по содержанию. Это достоинство имеет свою отрицательную сторону: получаемые результаты не всегда достаточно глубоки и требуют уточнения.

Центральная идея педагогических методик – конкретная форма реализации того или иного исследовательского метода для диагностики, определения особенности жизни детей, причин разнообразных педагогических явлений. С их помощью воспитатель может найти ответ на конкретный более узкий, или более широкий вопрос, который ставит перед ним его личная практика работы с детьми. В каждой методике следует точно определить ведущие исследовательские задачи и критерии, по которым данная методика будет обрабатываться.

Подходы к классификации психодиагностических методов и методик существуют самые разные, так А.А.Бодалев и В.В.Столин говорят об объективных и диалогических методах исследования личности. К объективным они относят тесты, опросники, шкальные техники. К диалогическим – беседы, интервью, диагностические игры, проективные методики.

Н.Е.Щуркова, определяя «педагогические диагностики» как способы тонкого исследования соуиально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры замечает, что «любая диагностика фиксирует положение на данный миг жизни и, значит, не может служить основанием для создания личностной характеристики как чего-то статичного и устойчивого». Она выделяет в качестве педагогических методик наблюдения, ситуации поведенческого выбора, опросники, игры, сочинения, тесты.

К.Д.Радина сгруппировала методики по другому основанию – отношению:

· методики, выявляющие отношения к отдельным делам (степеньучастия, активности, самостоятельности, отношения к товарищам, эмоциональное состояние);

· методики оценки дела (огонек-анализ дела, экспериментальная беседа, методика ранжирования, сочинение заметок);

· методики изучения коллектива (определение стадий развития коллектива, цветопись, рисовально-символическая методика, игровые тесты, шкалирование, социометрия, методика определения бощественного статуса);

· методики изучения индивидуального подхода к трудногму подростку (где используются незаконченные предложения и вопросники).

Н.Е.Щуркова выработала требования к педагогическим методикам.

1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испытуемым, сохранение тайны педагогической цели.

2. Исключение педагогического давления на производимый выбор, как предварительного, так и последующего оценочного.

3. Создание условий, максимально приближенных к изолированности каждого испытуемого от влияния группы.

4. Сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны индивидуальных ответов перед педагогами, родителями и самими детьми.

5. Разнообразие методик и некоторая занимательность формы, переключающая внимание испытуемого с назначения теста на его форму.

6. Единая математическая обработка результатов (в процентах), производимая для каждой возрастной группы детей.

7. Предварительное планирование методик на определенный период времени – от фиксирования отправного начала до выявления результатов на момент завершения работы с детьми.

В совместной деятельности ребенок раскрывается, естественно проявляя свои отношения, отсюда важным методом исследования остается наблюдение педагога. При проведении диагностических процедур педагог должен помнить:

· результаты обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку;

· диагностика должна проводиться с согласия детей и родителей;

· родители могут знать результаты и выводы обследования детей;

· результаты диагностики без учета других факторов не могут служить основанием для определения судьбы ребенка;

· диагностическая работа проводится педагогом в тесном сотрудничестве с другими педагогами, обеспечивая их необходимой информацией о детях, с которыми они работают.

Ответы воспитанников позволяют педагогу более точно уяснить, в каких условиях, в каком психологическом состоянии пребывают его подопечные, чтобы понять их проблемы и выстроить более эффективную программу взаимодействия. Но при этом воспитатель должен строго соблюдать правила обращения с данным инструментом. Любое нарушение может больно поранить психику детей, а отношения между детским коллективом и воспитателем непоправимо испортить.

Выводы, почерпнутые их диагностических методик, необходимо периодически проверять и пополнять в процессе жизнедеятельности путем педагогических наблюдений за поведением ребенка, а также учитывать мнение других педагогов, родителей. Обнаруженные индивидуальные особенности воспитанника следует учитывать при организации мероприятий, создавая условия ребенку для проявления своих способностей, одновременно давая ему возможность победить свои слабости.

Таким образом, любое «прикосновение» к детям при помощи тестов, анкет, опросников и др. должно делать их сильнее, обеспечивать новыми знаниями о себе и мире, более эффективными способами поведения, снимать внутренние препятствия, комплексы и защиты.

Прогностическая функция.

Прогнозирование как одна из форм научного предвидения в социальной сфере находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Спрогнозировать, спланировать воспитательный процесс – это значит как можно более полно и детально представить себе, как он будет организовываться, как будет протекать.

Прогнозирование, конструирование, планирование воспитательного процесса предполагает:

· выдвижение педагогических целей и задач;

· отбор содержания, форм работы, средств педагогического воздействия и взаимодействия;

· продумывание, отбор способов организации воспитывающей деятельности, включение в нее воспитанников;

· логическое выстраивание деятельности, планирование событий и действий во времени (составление планов);

· предвидение характера протекания процесса, предположение о возможных проблемах и трудностях, путях их решения и устранения;

· обдумывания тактики педагогического взаимодействия на различных этапах организации воспитательного процесса и при реализации каждой конкретной формы работы;

· поиск способов анализа и оценки деятельности, достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных.

Прогностичекая функция воспитателя реализуется как в работе с личностью, так и в работе с коллективом. В работе с личностью воспитатель на основе анализа социальной ситуации развития ребенка, его личностных особенностей прогнозирует возможные варианты развития личности воспитанника, проектирует программу действий субъектов воспитания по оказанию помощи и поддержки ребенку в его саморазвитии, самовоспитании, в процессе социализации. В работе с группой, детским коллективом воспитатель на основе результатов диагностики определяет перспективы развития коллектива, группы; планирует программу действий; организует совместно с воспитанниками коллективное планирование различных творческих дел, мероприятий, игровых программ, других форм совместной деятельности, познания и общения.

Воспитатель должен помнить, чтобы достичь положительных результатов в деятельности, необходимо:

· установить, во имя чего он собирается действовать и что именно он хочет получить в результате;

· решить, как лучше осуществлять деятельность, какие средства и приемы использовать;

· определить, в какой логической последовательности действовать, приближаясь к результатам деятельности;

· продумать детально порядок действий, выбрать соответствующие способы их организации и реализации.

Реализуя прогностическую функцию, воспитатель разрабатывает план воспитательной работы. План – это документ, а планирование – это технологическая работа, состоящая их анализа состояния дел, осмысления процесса, прогнозирования и определения перспектив развития коллектива и личностей.

Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности воспитателя, детей и родителей по определению целей, содержания и способов организации жизнедеятельности в детском коллективе с учетом организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения. Планирование позволяет обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагогов, детей, родителей, упорядочить процесс воспитания. Планируется содержание разнообразных видов воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, художественно-творческой, спортивной, трудовой, деятельности свободного общения.

Педагогическому планированию присущи следующие функции: направляющая (определение цели, задач и содержания воспитательной деятельности, конкретных направлений и видов); прогнозирующая (в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние и результат функционирования и развития педагогической системы); координирующая или организаторская (с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании можно получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать); контрольная (с помощью составленного плана удобно контролировать и корректировать траекторию достижения намеченной цели); репродуктивная (через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы).

Е.Н.Степанов указывает на необходимость соблюдения таких принципов, как: системности, конкретности, оптимальности, научности, диалога, индивидуальности, непрерывности. При составлении плана воспитатель должен владеть технологией планирования.

Организаторская функция.

Организаторская функция воспитателя заключается в упорядочении социально-полезной жизнедеятельности воспитанников, в координации деятельности всех воспитательных влияний, в создании единой воспитывающей среды, пространства.

Воспитатель включает воспитанников в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований, выступая при этом в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь руководителем. Он существенно влияет на выбор форм разумного досуга, в процессе деятельности формирует демократическую среду взаимоотношений между взрослыми и детьми, способствует позитивному влиянию социума на воспитанников и нейтрализует или корректирует отрицательное. Воспитатель организует коллективную, групповую, индивидуальную деятельность воспитанников, а также отношения, возникающие в этой деятельности.

По мнению Е.В.Титовой, организовать воспитывающую результативную деятельность коллектива – это значит упорядочить ее во всех аспектах:

1. В целях и мотивации. Всем участникам деятельности необходимо понимать, для чего и почему они делают все вместе и каждый по отдельности. Цели, задачи деятельности должны быть не только известны участникам, поняты ими, но и приняты, то есть осознаны как личностно значимые. Воспитанники должны понимать, к чему надо прийти, чего достичь, что получить в результате.

2. В содержании. Очень важно, чтобы участники деятельности хорошо понимали, что именно нужно делать (содержание индивидуальных, групповых поручений).

3. В средствах осуществления. В зависимости от вида деятельности и содержания спектр средств, которые необходимо продумать, может быть различным: средства труда (орудия трудовой деятельности, хозяйственный инвентарь); средства информации (книги, периодическая печать, ТВ, методические инструкции, памятки); технические (магнитофон, видео, микрофоны); художественные (плакаты, предпочитаемые цвета, размеры, формы); музыкальные (логика построения музыкального ряда, громкость, тональность, настроение); средства выразительности, творческие приемы (вступительные и заключительные слова, выбор ведущих); реквизит (костюмы, их элементы, бутафория, декорации); подручные средства (кнопки, ножницы, клей, бумага, карандаши, фломастеры). Нужно помнить о необходимости соответствия средств целям, содержанию

4. В способах осуществления. Упорядочить деятельность в способах осуществления – это значит определить, какие действия, процедуры, в какой логике необходимо выполнить воспитателю и воспитанникам. От этого во многом зависит успех дела. К таким способам относятся: разбивка ребят на команды, микрогруппы (разрезание открыток, считалки); активизация участников (творческие задания, проблемные вопросы, конкурсы, состязания); создание эмоционального настроя и моделирование аккордно-финального момента (сюрпризная ситуация, игра, ритуал, поздравление, вручение подарков, «эмоциональная атака»).

5. В связях и отношениях. Участникам деятельности необходимо хорошо представлять, иметь точную информацию о своих обязанностях, правах, функциях, о координационных и субординационных связях с другими участниками. Педагогу необходимо уточнить и свою собственную позицию. Дети должны знать, в какой роли в данной конкретной ситуации будет выступать педагог: непосредственного руководителя, эксперта, наблюдателя, соучастника.

6. Во времени. Упорядочить деятельность во времени – значит точно рассчитать дни, часы, минуты для всех этапов деятельности. Когда необходимо начать подготовку, сколько времени на нее отвести, в какое время лучше начать мероприятие, какова будет последовательность действий, что нужно сделать заранее, что попозже, какова будет общая продолжительность события. Чтобы упорядочить время, необходимо знать и учитывать психологические и физиологические особенности детей в восприятии времени: сколько времени они могут быть внимательными, как быстро физически и умственно утомляться, сколько могут веселиться и т.д. время надо рассчитать так, чтобы дети «не перегорели», готовясь к событию, время нельзя недооценивать и нельзя им злоупотреблять.

7. В пространстве. Для качественной организации деятельности необходимо учитывать, где будет происходить событие, как разместить участников. Это важно для создания оптимальных условий взаимодействия участников; непосредственного управления организатором происходящими действиями, событиями; обеспечения положительного эмоционального влияния на участников. Здесь важно выбрать, где будет организовано дело: на воздухе или в помещении; размеры помещения, расстановка мебели, размещение участников.

При организации деятельности педагогу необходимо учитывать следующие критерии:

· поставленные воспитательные цели и задачи;

· количество участников (небольшая группа до 20 человек, коллектив в 30-40 человек, несколько разных коллективов и др.);

· возраст воспитанников;

· опыт участия воспитанников в данном виде деятельности;

· опыт самостоятельной организаторской деятельности воспитанников;

· собственный опыт педагога;

· условия, в которых осуществляется деятельность (в школе, вне школы, в оздоровительном лагере, в детском клубе и др.).

Для разумной рациональной организации пространства необходим комплекс условий: гигиена, эстетика, комфорт и рациональное употребление всех элементов подготовки и проведения воспитательного мероприятия.

Коммуникативная функция.

Термин «коммуникация» обозначает «делать общим, связывать, общаться» и предполагает наличие самостоятельных и активных субъектов общения, контакт с собеседниками (аудиальный, визуальный, тактильный), обратную связь, взаимодействие и взаимовлияние общающихся через обмен информацией. Данная функция связана с тем большим влиянием воспитателя, которое оказывает на детей его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером у активной учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической деятельности.

Сегодня педагогическая коммуникация – способ организации учебно-воспитательной деятельности на основе приема, усвоения, переработки и передачи информации. Это механизм управления учебно-воспитательным процессом, необходимый для педагогического диагностирования, прогнозирования, эмпирической (опытной) проверки социальных, педагогических и психологических явлений.

Коммуникабельный воспитатель должен быть способным к общению с ребенком, с детским коллективом, с родителями, с коллегами, с каждой личностью. Педагогическое коммуникативное мастерство включает в себя умение использования дистанции, как приема влияния на детей, а также выбор разнообразных форм установления личного контакта (внимательный взгляд, улыбка, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба). Оно предполагает активное использование «кругов внимания» (К.С.Станиславский) и целой гаммы предъявлений педагогических требований в косвенной форме (удивление, намек, просьба, рекомендация), а так же приемов «Я»-сообщений и «Ты»-сообщений.

Коммуникация, общение, по мнению Н.Е.Щурковой, «это всегда перенос в иное духовное пространство, в мир другого Я». Соприкосновение двух миров предполагает как разнообразие форм, так и бережное тактичное обращение к соучастникам процесса коммуникаций. Великодушие взрослого, умение прощать детям оплошности, ошибки, доброжелательная атмосфера – все это необходимые условия организации коммуникативной деятельности воспитателя.

Коммуникативная деятельность включает в себя:

· проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений воспитателя с детьми в самом широком смысле этого слова;

· установление правильных взаимоотношений со всеми остальными участниками педагогического процесса – педагогами, администрацией, родителями воспитанников.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость, казенный тон воспитателя в отношениях с детьми. От такого воспитателя дети обычно держаться на расстоянии, он внушает им внутренний страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому, кто вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной работой.

В организации разнообразной деятельности детей педагог-воспитатель может широко использовать различные коммуникативные методики, упражнения, тренинги, игры.

Все это весьма остро ставит проблему профессионального развития воспитателя. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа воспитателя над собой является одним из обязательных условий его успешной воспитательной деятельности.

Наши рекомендации