Состояние проблемы на современном этапе
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, в то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдали хроническими заболеваниями. В 1990-е гг. появился термин — «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска. В особо сложных условиях находятся дети беженцев, вынужденных мигрантов, одиноких матерей, безработных, а также дети из неблагополучных семей.
Развитие личности ребенка определяется тремя факторами:
1) предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями;
2) условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов;
3) внутренней позицией самого человека, формирующейся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентации семьи.
Материнская заболеваемость, младенческая смертность, различная патология, в том числе возраст женщины, жилищные условия, заработная плата и многое другое являются причинами неполноценного развития ребенка. Для наших родильных домов в настоящее время характерно наличие рожениц в возрасте за 30 лет, которые уже сделали несколько абортов и имеют воспалительные заболевания. Эти женщины, как правило; рожают в первый раз. У них высокий социальный статус, но для полноты жизни им не хватает только ребенка. Они рожают желанного малыша, но с осложнениями, оперативным путем: с помощью «кесарева сечения». В результате резкой смены давления у новорожденного возникают поражения центральной или периферической нервной системы. Ученые неоднократно подчеркивали, что такой ребенок в первые годы жизни должен воспитываться в семейной обстановке, а родители нуждаются в квалифицированном консультировании и педагогической помощи специалистов. Наиболее эффективны «Семейные центры» или постоянно действующие медико-психолого-педагогические комиссии. Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная, качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы.
Социально-нравственный эффект помощи детям огромен, он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики общества. Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивный период формирования многих функций на этой возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения. При коррекции речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери, и от того, насколько она будет подготовлена к осознанию и принятию дефекта своего ребенка, его воспитанию, проведению с ним коррекционных занятий, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.
При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности на первом-втором году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет рекомендовать для них интегрированное обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при условии сохранения систематической коррекционной помощи со стороны педагога-логопеда, психолога, под наблюдением врачей: психоневролога, психиатра и т.д. Узкое профилирование специальных школ, детских садов на современном этапе не отвечает задачам организации обучения детей со сложными нарушениями развития, в том числе и с речевыми дефектами. Возникла необходимость узаконить и упрочить положения групп, классов для детей с сочетающимися формами нарушений и организовать для работы с этой категорией детей специальную подготовку учителей.
Ученые подчеркивают, что некоторую помощь могут сыграть нестандартные учреждения с разнообразными формами интегрированного обучения. Ставить проблему помощи общества детям в зависимость от экономических соображений: целесообразности, окупаемости финансовых затрат, — просто аморально!
Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда или его контакты со старшими резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. Исключительное значение речи в развитии ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее совершенствованию на разных этапах становления личности.
На разрыв диалога между поколениями указывает целый ряд педагогов. Речь идет о том диалоге, который происходит между солнцем и травой, о причинно-следственной связи, нравственности общества, его законах. Прерванность диалога порождает трагедию общества, его дезадаптацию. Педагоги неоднократно подчеркивали, что происходящее — это последствие психического и духовного нездоровья общества. Одна из причин «шизофренизации» населения — это угнетение родового инстинкта, то есть унижение чувства патриотизма. Другая причина — это разрыв диалога между поколениями. Если представить общество как организм, то ребенок — это его сердце.
Детство — это экологическая ниша нашего общества, на шей духовности. Важно эту нишу сохранить, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность. Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.
Исключительное значение речи в развитии ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах становления личности. Это невозможно без равенства позиций, без духовной общности, взаимного доверия, откровенности, доброжелательности. Речь открывает доступ ребенку к достижениям человеческой культуры. При полноценном общении с окружающими людьми дети чрезвычайно быстро овладевают накопленным опытом. Если же контакты нарушены, общение со старшими сокращено, то жизнь ребенка значительно обедняется.
В отечественной педагогике начиная с К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского неоднократно поднимался вопрос об успешности педагогического общения как одного из важнейших условий речевого развития ребенка. Теория ограничилась декларированием принципов и общих положений, а переход к практическим действиям был предоставлен творчеству и находчивости отдельных педагогов. Ситуация, по существу, начала меняться лишь в связи с реформой общеобразовательной школы. Возродившийся интерес к проблеме дал импульс целому ряду исследований отдельных аспектов педагогического общения. Способствовало этому изучение опыта педагогов-новаторов (В.Ф.Шаталова, М.Л.Щетинина, Ш.М.Амонашвили, И.Л.Волкова, К.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой, Р.Н.Потаповой и др.). Анализ опыта учителей-новаторов, лучших отечественных педагогов позволяет выявить основные характеристики взаимодействия с педагогами, родителями, сверстниками. Открытость педагога детям, умение организовать общение ученика, соответствующее его мыслям, настроениям, обеспечивает взаимопонимание, сотрудничество, умение поставить себя на место ребенка, понять его внутреннее состояние, особенности личности.
Принятие воспитанника как полноправного партнера в сотрудничестве — залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным. Понимание ребенка, его интересов, потребностей, возможностей поможет каждому педагогу найти оптимальное решение педагогической ситуации. Наивысшее педагогическое мастерство заключается в организации совместно с ребенком поиска выхода из возникшего педагогического конфликта.
Опыт показывает, что наиболее эффективными способами решения педагогических контактов являются правовые методы, когда не ограничивается свобода ребенка, не ущемляются его права. Выделяя требования и условия организации процесса педагогического взаимодействия, Э.Б.Котова и А.А.Греков подчеркивают, что главное — это профессионализм педагогов, их духовность, гуманность, референтность, наличие способности сопереживанию.
Педагоги-новаторы рекомендуют полностью отказаться от принуждения, а в центр воспитательно-образовательной системы поставить различие между принудительным и свободным обучением детей и повсеместно соблюдать этот принцип. Принцип свободы в обучении и воспитании, на что указывают многие как отечественные, так и зарубежные авторы, это новый тип общения между педагогами и детьми. Обстановка творческой работы педагогов, любознательности при получении детьми необходимых знаний отвечает жизненным запросам детей, всемерно стимулирует развитие их интересов, самостоятельности, творческих способностей.
Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы деятельность педагогов была социально ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие-то проблемы, в том числе и речевые. Чрезвычайно важны умелое и творческое применение методов и приемов взаимодействия с ребенком, гибкость, мудрость, терпение, а главное — любовь к детям.
В книге «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинский писал о том, что многие дети предрасположены к различным неврозам. Он отмечал, что система педагогических воздействий, эффективная в воспитании взрослых, к этим детям совершенно не применима, что болезненное состояние психики и поведения ребенка снимается в результате только совместных действий врачей и педагогов. Особенно это важно для детей-логопатов.
Таким образом, главным лекарством становятся совместные усилия медиков, учителей, а также отцов, матерей и других членов семьи, чьи действия должны носить конкретный характер системы индивидуально-педагогических мероприятий по коррекции речи. Воспитание должно осуществляться вместе с лечением, составляя область лечебной педагогики. Л.С.Выготский видел ненормальность ребенка в его болезненном состоянии и утверждал, что нельзя проводить резкой грани между лечебными и воспитательными мероприятиями.
Действительно, результаты исследования за последние годы показали, что у 90% детей наблюдается состояние хронического стресса или затянувшегося межличностного конфликта (самопоедание). Это высокая тревожность, повышенная импульсивность или депрессия. Признаки депрессивного состояния, меланхолия, хроническая усталость, отсутствие интереса к делу, плохой сон, нарушение аппетита, плаксивость, ощущение беспомощности, дезадаптация — все это приводит к психосоматике, язве желудка, заболеваниям сердечно-сосудистой системы и др. Такие состояния необходимо своевременно выявлять, не оставлять без внимания, а лечить и тем самым корректировать речевые нарушения и личность ребенка.
За период пребывания в дошкольных учреждениях и начальной школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза — патология нарушения органов пищеварения и мочевыводящих путей, в 5 раз — нарушения осанки, в 4 раза — нервно-психические расстройства. Особенно тревожит заболеваемость детей туберкулезом, что связано с критическим материальным положением семей. Исследования возрастных физиологов, гигиенистов показывают тревожные симптомы состояния здоровья и физического развития детей. Наиболее частыми симптомами являются минимальный прирост длины тела, снижение нарастания его массы, высокий уровень нарушений в опорно-двигательной, центральной нервной и сердечно-сосудистой системах.
В чем же еще причины нарушения здоровья детей? Почему за последние годы так резко возрос процент речевой патологии? Ученые выделяют несколько причин. Во-первых, произошло резкое сокращение профилактических осмотров детей. Во-вторых, произошли существенные изменения в питании детей. Так, дефицит полноценных белков составляет 25%, витамина С — 50%, витаминов группы В — 20-30%, витамина А — 30%. В-третьих, из-за финансовых затруднений наблюдается массовое сокращение детских здравниц. В-четвертых, резко возросла учебная нагрузка, которая по своей сложности и объему не отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Особую тревогу вызывают элитарные школы и детские сады, где число учебных предметов превышает всякие разумные нормы, что недопустимо и требует контроля. Перевод школ на пятидневку также привел к перегрузке: в результате в два раза снижена двигательная активность, еще резче нарушен режим дня, занятия во вторую и даже в третью смену наносят непоправимый вред здоровью детей. В-пятых, к сожалению, повсеместно наблюдаются грубые отступления от санитарных норм и правил (содержание, освещенность и др.).
Польский педагог Я.Корчак, единомышленник А.С.Макаренко, пользовался термином «воспитательная терапия», смысл которого понимается как медико-педагогическое воздействие и определяется с учетом обстоятельств, требований, резервных возможностей каждого ребенка в отдельности.
Современные взгляды на природу лечебной педагогики опираются на выводы, сделанные еще в 1924г. немецким философом, антропологом, основателем вальдорфских школ Р.Штайнером, который подчеркивал, что познание приобретает жизненную ценность тем, что наряду с заботой о нормальном в жизни стоит забота о заболевшем.
Выделение лечебной педагогики, как самостоятельной отрасли коррекционной педагогики, — актуальная проблема современной теории и практики педагогики, в том числе и логопедии. Учеными проработаны четыре основных направления решения вышеназванных проблем, определены адекватные методы коррекции, выделена профилактика развития двигательных, речевых и умственных нарушений, что позволяет предупредить тяжелые структурные изменения в мозге, вторичные наслоения — изменения в личности ребенка, имеющего речевые нарушения.
Социально-психологическая коррекция семьи и аномальной психологической ауры, формирующейся вокруг ребенка с речевой патологией, медико-психолого-педагогическое взаимодействие, обеспечивающее нормативное развитие здорового ребенка, ответственно за основные критические этапы периодов детства. Мировая статистика оперирует цифрами от 15 до 20%. У нас в стране точных статистических данных нет. В специальных школах обучается примерно 4% аномальных детей. Но никто не подсчитывал, сколько детей учится в массовой школе, не усваивая программу.
Помощь детям, испытывающим трудности, осуществляется тремя министерствами: образования, здравоохранения, социальной защиты. Институты помощи детям, создаваемые общественными благотворительными организациями и фондами, к сожалению, недостаточно активны и эффективны, что снижает результативность. В настоящее время в стране функционируют десять типов специализированных детских садов и школ, которые, за исключением вспомогательных школ для умственно-отсталых детей, дают цензовое образование. Следует отметить, как положительный факт, что в последние годы интегрированное обучение заняло достойное место. Появилось большое количество специализированных классов в массовых школах: классы коррекции, выравнивания, компенсирующего обучения, которые созданы для детей группы риска. К ним относится контингент детей с проблемами в здоровье, психическом развитии, имеющих функционально-органическую недостаточность нервной системы. Эта проблема достигла масштаба государственной значимости. Так, например, в 1994г. 85% детей нуждались в специализированной помощи медицинского, психологического или педагогического характера.
Таким образом, в современных условиях создалась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в детском саду, в общеобразовательной школе, что, в свою очередь, требует пересмотра традиционных путей организации коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Возникшие противоречия определяют следующие принципиальные мотивы: педагог, работающий с детьми группы риска, должен иметь специальную профессиональную подготовку. Необходимо развитие параллельных служб в образовании: медицинских, коррекционно-педагогических, реабилитационных центров, потому что в настоящее время стертая форма дизартрии — одно из речевых нарушений, наиболее часто встречающееся в детском возрасте.
Стертая форма дизартрии (неярко выраженное нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией органов артикуляции) представляет особую трудность для дифференциальной диагностики и коррекции. В работах, посвященных дизартрии, указывается, что клинические особенности нарушений речи, степень их выраженности зависят не только от тяжести мозгового поражения, но и от локально-диагностических признаков. Степень дизартрии может быть как легкой, стертой, так и тяжелой. В литературных источниках отечественных и зарубежных авторов по этой проблеме встречаются лишь фрагментарные сведения. М.Б.Эйдинова и Е.Л.Правдина-Винарская, описавшая случаи смазанного произношения, подчеркивали, что в их основе лежат нарушения полноценной артикуляции, обусловленные легкими, остаточными расстройствами иннервации, и для выявления таких случаев необходимо комплексное обследование с привлечением узких специалистов: невропатологов, рентгенологов и др. Очень часто «легкие», неярко выраженные речевые нарушения остаются вне поля зрения специалистов, так как их диагностика трудна. О.А.Токарева обращает внимание на то, что многие практики слабо дифференцируют дизартрию от дислалии, что приводит к ошибочности диагностики, к неправильному выбору коррекционной методики. Дизартрии вызывают сложности в процессе их коррекции. Для детей-дизартриков характерно своеобразие нарушений артикуляторных движений, наблюдается неточность, смазанность движений языка и губ. Л.В.Мелихова также отмечает аналогичные факторы. В наблюдаемых ею случаях, которые обычно рассматриваются как дислалия, встречались трудности в удержании артикуляторной позы языка, его беспокойство, гиперкинезы, тремор, цианичность, саливация. И.Л.Панченко отмечает, что у детей с диагнозом дислалия при тщательном комплексном обследовании выявляется дизартрическая симптоматика, но в легкой степени. В результате наблюдаются нарушения звукопроизношения: боковой, межзубный сигматизмы и т.д. По мнению автора, эти нарушения носят дизартрический характер.
Е.Ф.Соботович и А.Ф.Чернопольская в своих исследованиях подчеркивают, что при некоторых нарушениях звукопроизношения имеет место избирательная неполноценность отдельных мышц языка и губ, что вызвано односторонними парезами лицевого — VII пара и подъязычного — ХII пара черепно-мозговых нервов. Эти авторы также относят такие случаи к стертым формам дизартрии. Вопросы диагностики и проявления стертых форм дизартрии, в частности бокового сигматизма, подробно освещены в работах Э.Я.Сизовой, которая рассматривает неврологические основы этого дефекта и приходит к выводу, что такого рода нарушения произношения обусловлены поражением центральной нервной системы и являются расстройствами дизартрического порядка. Избирательная неполноценность различных участков языка и других органов артикуляции приводит к стертым формам псевдобульбарной дизартрии. Анализ литературных источников показывает, что все авторы имеют единую точку зрения — диагностика стертых проявлений дизартрии требует специального углубленного комплексного обследования с обязательным привлечением к нему врача-невропатолога. Этой точки зрения придерживаются Р.Л.Мартынова, Е.Л.Мастюкова.
Особенно тщательно это положение обосновала Р.И.Мартынова, которая провела сравнительную медико-педагогическую характеристику детей, страдающих дислалией и стертыми формами дизартрии, рассмотрела их психолого-педагогические особенности. Автор исследовала физический, неврологический и психолого-педагогический статусы.
В физическом статусе отмечается отставание в физическом развитии (это, как правило, общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений).
В неврологическом статусе наблюдаются микросимптоматика, которая выявляется при тщательном обследовании; стертые, неярко выраженные парезы, гиперкинезы, синкенезии в мимической и речевой мускулатуре, изменение мышечного тонуса, асимметрия лица, рта. В вегетативной нервной системе изменения мозаичны, фрагментарны. Они проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, в стойком дермографизме, в цианичности языка, повышенной саливации.
В психологическом статусевозможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. У одних детей отмечаются беспокойство, суетливость, расторможенностъ; у других, напротив, — вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Для них характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень
Однако первоначальная диагностика имеет особое значение, так как именно в процессе отбора при прохождении ребенком медико-педагогической комиссии впервые определяется основной путь его обучения. Чтобы правильно оценить современное состояние, положительные стороны и недостатки диагностики речевых нарушений, ее необходимо рассмотреть в трех аспектах: теоретическом, методическом и практическом.
Анализ этой проблемы в теоретическом плане ведет к выявлению теоретической концепция, лежащей в основе логопедической диагностики нарушений развития, тех методологических установок, опираясь на которые можно создавать или подбирать методики, диагностический инструментарий, а также те отправные положения, которые определяют практическое применение методик, обработку и оценку результатов.
Анализ с методической точки зрения связав с уточнением характера методик, их соответствия исходным теоретическим положениям, диагностическим критериям, валидности и надежности этих методик, с выяснением принципа анализа фактических данных и способов их обработки и оценки результатов, с выявлением соотношения качественных и количественных показателей, «устойчивости» методик по отношению к индивидуальным особенностям экспериментатора, с оценкой практического удобства применения принятых к использованию методик.
При рассмотрении в практическом плане выясняют результативность, успешность диагностики, «качественные» возможности методики: ее точность, безошибочность. Существенными вопросами практического применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.
Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребенке, в постановке диагноза.
Преодоление порочного подхода к диагностике речевых нарушений на основе чисто количественной оценки результатов обследования детей привело к комплексному подходу диагностики речевых нарушений. Существенное значение играет соблюдение принципов педагогической диагностики речи.