Учебно-исследовательские задания
1. Подготовьте рефераты на тему «Использование методики ТРИЗ в процессе обучения дошкольников», «Подходы к организации обучения в одной из вариативных программ дошкольного образования («Детство», «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Развитие», «Истоки» и др.)».
2. Сравните подходы к организации процесса обучения в различных программах. Составьте сравнительную таблицу. Критериями сравнения могут быть: цель и задачи обучения, принципы отбора содержания, основные разделы образовательной работы, методы обучения, формы организации обучения.
3. Составьте аннотации на статьи В.Т. Кудрявцева, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Т.А. Куликовой и др., посвященные современным проблемам организации обучения дошкольников.
4. На основе статьи Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А. (Модели организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. 1995. №9) составьте сравнительную таблицу различных моделей организации образовательного процесса в ДОУ (учебная, комплексно-тематическая, предметно-средовая, «сборная» модели).
5. Дайте характеристику развивающим занятиям, воспользовавшись статьями:
Маврина И. Развивающие занятия: сотрудничество дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. №11. С. 50-52.
Павлова Л. Развивающие занятия: взрослые и дети // Дошкольное воспитание. 1996. №3. С. 78-82.
Подготовьте конспект своего развивающего занятия.
Литература
1. Аванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы умственного воспитания и обучения: // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М., 1980.
2. Арушанова А. Задачи и формы организованного обучения // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.
3. Басова Т. ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. 1995. №6.
4. Богат В.К. К вопросу о ТРИЗовских занятиях // Дошкольное воспитание. 1994. №11.
5. Богат В.К. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1995. №10.
6. Венгер А. Чему учат «дошкольные занятия»? // Семья и школа. 1987. №10.
7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). - М., 1984.
8. Галкина Л., Бодылева С. Нетрадиционные формы организации детей на занятиях // Дошкольное воспитание. 1991. № 2.
9. Денисенкова Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче // Дошкольное воспитание. 1991. № 3.
10. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду // В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб., 1995.
11. Доронова Т., Якобсон С. Использование игровых методов при обучении дошкольников // Дошкольное воспитание. 1988. №2.
12. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1988. Ч.2.
13. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. - М., 1984.
14. Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно–практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание. 1996. №2.
15. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. Необыкновенные приключения в городе математических загадок // Дошкольное воспитание. 1986. №4.
16. Ершова Л. Алгоритмические игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 1992. №9-10.
17. Журавлева Л. Встреча ребенка с чудом // Дошкольное воспитание. 1995. №4.
18. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. 1994. № 7.
19. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 1997.
20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998.
21. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1993.
22. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. 1992. №7-8; №9-10.
23. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: Опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. №7.
24. Кулагина Л. Учить логически мыслить // Дошкольное воспитание. 1994. № 11.
25. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь // Дошкольное воспитание. 1993. №4.
26. Макеева Т. Сам себе педагог, или О том, как важно воспитателю видеть в ребенке партнера по обучению // Дошкольное воспитание. 1995. №12.
27. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению // Дошкольное воспитание. 1992. №5,6.
28. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: методич. пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.,1996.
29. Поддъяков Н.Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под. ред. Н.Н. Поддъякова. - М., 1988.
30. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. 1995. №2.
31. Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3-6 лет в детском саду. - М., 1991.
32. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986.
33. Развитие: программа (основные положения). - М., 1995.
34. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999.
35. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Р.А. Курбатовой. - М ., 1981.
36. Ткачев С. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание. 1996. №3.
37. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М.,1981.
38. Щербакова Е., Голицин В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1991. №10.
Приложение №1
«… для решения проблемы преемственности необходимо использовать в работе ДОУ методологические подходы развивающего обучения:
· начало занятий должно быть необычным;
· на занятии должен главенствовать дух «открытия» (ничего не сообщать детям в готовом виде);
· очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде;
· держать паузу, не мешая «включению» мыслительных процессов;
· при подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей;
· не принимать ответы детей без обоснования;
· не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и искать их причину);
· приучать себя выслушивать все ответы;
· исключать из своей лексики выражения, замыкающие детей на воспитателе;
· помнить о развитии речи в любых формах деятельности;
· возвращаться к уже выполненным заданиям, учить видеть возможность многовариантности их выполнения; разнообразие существующих в мире связей;
· поддерживать у детей ощущение успешности»1.
Тема 3. Организация целостного педагогического процесса в детском саду на основе современных образовательных стандартов. Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение понятий «педагогический процесс», «принципы организации педагогического процесса», «малокомплектный детский сад», «принцип интеграции», «комплексно-тематическое планирование»
2. Особенности организации режимных процессов, обучения в разных возрастных группах.
3. Особенности организации обучения (организованной образовательной деятельности) в соответствии с требованиями ФГТ к ООП детского сада.
4. Современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в ДОУ (принципы, содержание, виды планирования). Формы и варианты плана воспитательно-образовательной работы в ДОУ.