В. Целенаправленность и осознанность учения
17. С трудом понимает учебное задание, часто не зна
ет, как его выполнить.
18. Быстро забывает условие и вопрос.
19. Чаще выполняет задание по стандарту.
Диагностика социально-педагогической запущенности детей
20. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправ
ляет с трудом.
21. Не уверен в правильности своих действий.
22. Не доволен результатами своей учебной деятельности.
Шкала IV — ОТ (общая тревожность)
ОТС (семья)
1. Часто просит прощения у родителей или чувствует
себя виноватым.
2. Ведет себя дома беспомощно.
3. Ведет себя дома неуклюже.
4. Чувствует себя в семье бестолковым.
5. Чрезмерно привязан к матери.
6. Держится обособленно от всех близких.
7. Слишком боится жалоб педагогов родителям.
8. Часто обманывает родителей.
9. Слишком часто вспоминает о семье.
10. Часто бывает в плохом настроении.
ОТУ (школа)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителями.
Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
Часто приносит и показывает учителю различные
предметы.
Подлизывается, старается понравиться учителю.
Постоянно нуждается в помощи и поддержке.
Добивается монополии на педагога, но безуспешно.
Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.
Легко устраняется в случаях неудачи.
Играет героя, когда ему делают замечание.
Рискует без надобности.
Играет исключительно с детьми старше или млад
ше себя.
Неадекватно относится к оценкам окружающих.
Практикум по девиантологии
Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум)
ВМС(семья)
1. Родители согласны, что частые наказания формиру
ют сильный характер.
2. Родители считают, что их поведение должно быть не
преклонным.
3. Работа родителей связана с командировками.
4. У родителей очень ответственные должности.
5. Ребенок часто пропускает занятия.
6. Он растет довольно неряшливым.
7. Ребенок портит нервы родителям.
8. Родители могут пожаловаться на слабые способности
ребенка.
9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.
10. Родители думают, что с этим ребенком им не по
везло.
11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хоро
шими, воспитанными детьми.
12. Родители предпочли бы не расспрашивать педаго
гов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
13. Родителям редко удается посещать родительские
собрания.
ВМУ(школа)
1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем
симпатию.
2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от
своих сверстников.
3. Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ре
бенок не подводил класс.
4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если
она соответствует целям обучения и воспитания.
5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка,
который этого заслуживает.
Диагностика социально-педагогической запущенности детей
6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послуш
ными и дисциплинированными, — в этом залог вос
питания.
7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю
и делиться с ним своими мыслями и переживаниями.
8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь
работая по четкому плану, строго его придерживаясь.
9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны
прежде всего с его семейным воспитанием.
10. Он уверен, что педагоги учат детей только хороше
му.
11. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребен
ка перед знакомыми.
12. Родители видят все недостатки ребенка, которых
больше, чем достоинств.
Шкала ДР (достоинства ребенка)
В произвольном порядке ответьте на вопросы в малень
ком бланке.
,
Что он любит? Что он умеет? Чего он хочет? Какой он?
Бланк ответов
Обработка и интерпретация результатов
Шкала I СС показывает уровень развития свойств субъек
та самосознания. Суждения 1—4 свидетельствуют о неприя
тии физического «Я», суждения 5 и 6 указывают на отсут-
А к . 1341
81
|
Практикум по девиантологии
ствие идентификации с именем и полом, 7, 8, 9, 12 и 14 ха
рактеризуют его социальную неприспособленность, осталь
ные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне
притязания. Общее количество совпадений ответов по шка
ле притязаний указывает на уровень нарушений формиро
вания самосознания запущенного ребенка.
Шкала II СО определяет уровень сформированное™
свойств субъекта общения. Суждения 1 и 2 касаются потреб
ности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 7, 20 говорят
о низкой коммуникативной активности ребенка и его не
удовлетворенной потребности в общении, в утверждениях
4, 8, 16,19 содержатся указания на низкий социальный ста
тус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13,
14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности
ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией,
а остальные демонстрируют способы защитно-компенсатор
ного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала III СУД показывает уровень развития свойств
субъекта деятельности. По этой шкале суждения 1—9 демон
стрируют дисгармонии мотивации учения, 10—16 свидетелЬт
ствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности
ребенка, 17—22 характеризуют несформированность осо
знанности и целенаправленности школьного возраста, опи
рающихся на психические новообразования школьного
возраста (рефлексия, внутренний план действия, произволь
ность психических процессов).
Шкала IV ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризу
ют семейную тревожность ребенка — ОТС; 12 суждений содер
жат характеристики тревожности ребенка в школе — ОТУ. Чем
выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвер
жение запущенного ребенка референтными общностями, на
его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей сте
пени характерен для младших школьников.
Шкала V ВМ имеет два варианта: ВМС — воспитатель
ный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ — воспита-
Диагностика социально-педагогической запущенности детей
тельный микросоциум учреждений (10 суждений). В этих
суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школь
ная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагога
ми и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный
тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и
самовыражение. Общее высокое количество баллов по шка
ле диагностирует неблагоприятность социально-педагоги
ческой ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребен
ка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содер
жит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его поло
жительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги,
что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он. Неза
полненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвер
жении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со сто
роны педагогов или родителей.
Социально-педагогическая запущенность диагностирует
ся при наличии совпадений по I, IV и V и одной из остав
шихся шкал (II, III) либо по всем шкалам. При легкой сте
пени запущенности число, совпадений составляет 10—25%,
при выраженной степени — 25—50%, при высокой — 50% и
более. При легкой степени запущенности совпадения суж
дений опросника и ответов респондентов группируются в
первой трети утверждений.