Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену и темы контрольных работ
1. Сущность и содержание понятий «адаптация», «дезадаптация». Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.
2. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.
3. Причины социальной дезадаптации детей и подростков.
4. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных детей и подростков.
5. Положение дезадаптированных детей в Российской Федерации.
6. Понятие «социальная реабилитация» ее онтологический статус и формы проявления.
7. Категории несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации.
8. Этапы социальной реабилитации. Принципы социальной реабилитации.
9. Ведущий метод социально-педагогической реабилитации. Традиционные направления социально-педагогической реабилитации.
10. Социальный педагог в системе реабилитационной службы. Принципы построения и структура службы помощи детям и подросткам.
11. Модель региональной реабилитационной службы системы образования.
12. Модель сотрудника реабилитационной службы.
13. Механизм функционирования службы.
14. Виды и способы реабилитации девиантных детей и подростков.
15. Институциональные формы социальной реабилитации: профильные социальные учреждения (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
16. Институциональные формы социальной реабилитации: непрофильные социальные учреждения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры, службы занятости населения и др.).
17. Институциональные формы социальной реабилитации: приемная семья.
18. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных несовершеннолетних.
19. Психолого-педагогические условия реабилитационной работы с дезадаптированными подростками.
20. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс.
21. Социально-педагогические факторы ресоциализации и условия формирования коллективов, выполняющих роль институтов ресоциализации.
22. Этапы ресоциализации.
23. Технология социально-педагогической реабилитации. Порядок основных реабилитационных этапов.
24. Специальные технологии социальной реабилитации: программно-целевая технология, технология формирования новой жизненной среды
25. Специальные технологии социальной реабилитации: коммуникативная технология, релаксационная технология, оценочная технология
26. Специальные технологии социальной реабилитации: трудовая технология, тренинговая технология, патронажная технология, терапевтическая технология.
27. Коррекция поведения дезадаптированных подростков.
28. Методы коррекции поведения дезадаптированных подростков.
29. Этапы коррекция поведения дезадаптированных подростков.
30. Категории несовершеннолетних нуждающихся в коррекции поведения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков и коррекция отклонений поведения»
а) основная литература
1. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
3. Модели взаимодействия с детьми группы риска:опыт работы социальногопедагога/авт.-сост. А.Н. Свиридов .-Волгоград:Учитель,2011.-184с .-(В помощь администрации школы).
б) дополнительная литература
1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.
2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. – метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
3. Гликман, И. З. (проф.). Коррекция и перевоспитание, или Что делать с трудными школьниками //Право и образование. - 2009.-N 9. - С. 45-59.
4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 288 с.
5. Жагарина, М. А. Как оказать помощь "трудным" детям: из опыта работы //Воспитание школьников. - 2009.-N 8. - С. 65- 68.
6. Каримова Л.М. Дети риска дезадаптации: социальные и психолого-педагогические проблемы. //Социально-педагогические, психологические и этнические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях: Сборник научных трудов. - Бирск, 2002.-С.64-73.
7. Кильмаматова Р.А. Особенности личностного развития подростков группы социального риска. //Наука в школе и вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов / Под общ. ред Ш.Г. Зиятдинова. - Бирск, 2005.-С. 31-33.
8. Мардахаев Л.В. Особенности воспитания и обучения социально - педагогически запущенных детей. //Педагогический журнал Башкортостана. -2006.-№ 5. - С. 5-22.
9. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
10. Методика работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.
11. Методика и технологии работы социального педагога: Учебно-методическое пособие/ Под общ.ред. Ю.И. Юрички. – М.: Изд-во МГОПУ им М.А. Шолохова, 2005. – 278 с.
12. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социальногопедагога:Учеб.пособие для студ.пед. училищ и колледжей,обуч.по спец."Социал.педагогика".-М.:Владос,2007.-399с.
13. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы. // Воспитание школьников. - 2001.
14. Орлов Е.В. Система социальной адаптации трудных подростков. //Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2010.-N 3.-С.37-45.
15. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2007. – 96 с.
16. Рогаткин Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками//Народное образование. - 2006.-N 2. - С. 193 - 201.
17. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Л.В. Мардахаев. - М., 2002.
18. Хлюпин В. Когда все есть: записки школьного психолога. //Социальная педагогика. - 2010.-N 2. - С. 38-43.
19. Хлюпин, В. О. (педагог-психолог). Трудный случай: обеспеченная, но неблагополучная семья. //Народное образование. - 2010.-N 1. - С. 261 - 265.
20. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 272 с.
21. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
22. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения. Монография, 2-е издание дополненное и переработанное. – М.. 2005. -215 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Яковлева Н.Ф.Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков "Издательство "ФЛИНТА".- 2014.- 2-еИздание.- 122 стр. http://e.lanbook.com/
5. Холостова Е.И.Социальная работа с дезадаптированными детьми.-"Дашков и К".- 2013.- 3-еИздание.- 272 стр. http://e.lanbook.com/
6. Вараева Н.В., Молькова Е.В.Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка "Семейный круг" "Издательство "ФЛИНТА".- 2013.- 99 стр. http://e.lanbook.com/
7. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю.Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация.- "Владос".- 2010.- 286 стр. http://e.lanbook.com/
8. Беженцев А.А.Система профилактики правонарушений несовершеннолетних "Издательство "ФЛИНТА".- 2012.- 296 стр. http://e.lanbook.com/
9. Телина И.А.Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних "Издательство "ФЛИНТА".- 2013.- 134 стр. http://e.lanbook.com/
10. Оганесян Н.Т., Ковров В.В.Технологии профилактики насилия в школе в системе воспитательной деятельности учителя. Психолого-педагогический практикум.- "Издательство "ФЛИНТА".- 2014.- 274 стр. http://e.lanbook.com/
11. Семикин Г.И., Мысина Г.А., Миронов А.С.Здоровьесберегающие технологии и профилактика девиантного поведения в образовательной среде. Гриф УМО..- МГТУ им. Н.Э. Баумана (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).- 2013.- 79 стр. http://e.lanbook.com/
12. Морозов М.А.Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний.- Издательство "СпецЛит".- 2012.- 2-е изд.Издание.- 175 стр. http://e.lanbook.com/