Тема 11. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ

1. Понятие и основные направления социального управления

Управление социальной работой является необходимым усло­вием для функционирования любой общественной организации, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставлен­ных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.

Социальное управление в широком смысле означает управ­ление всеми и любыми общественными процессами, а в узком − управление процессами и явлениями социальной сферы обществен­ной жизни.

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами. В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в уп­равлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руко­водители, хорошо владеющие искусством управления, − ценное общественное достояние.

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отно­шения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодина­ков и зависит от их статуса, активности и т. д.

Управление социальной работой направлено на оказание помощи, поддержки, защиту всех людей, особенно слабо защищенных слоев и групп.

Объекты управления в социальной работе − социальные работ­ники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения. Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленчес­кими функциями.

Процесс управления социальной работой предполагает опреде­ленную организационную структуру, под которой понимается со­вокупность органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления в целом и в социальной работе в частности должна содержать минимальное число звеньев и уровней управле­ния, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Важнейшее условие эффективности системы социальной защиты населения − структурное совершенствование деятельности уровней управления органов социальной работы.

Выделяют три уровня управления:

1) верхний, институциональный − Российская Федерация и автономная республика;

2) средний − регион, т. е. органы социальной защиты краев,
областей, автономных образований, городов, районов, округов,
префектур, муниципалитетов;

3) низший − социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управ­ления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организа­ции и управления. В то же время, теория управления социальной работой мало исследована. В числе ее главных научных проблем можно назвать следующие:

· разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей;

· исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендации по использованию их типовых форм на федеральном и региональном уровнях;

· моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы;

· разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;

· исследование информационных основ управления в социальной работе, создание современного банка данных;

· разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных ме­тодов прогнозирования;

· разработка алгоритмов организации личной работы социаль­ных управленцев и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;

· исследование методов мотивации социальной работы, обоснование предложений по использованию содержательных и про­цессуальных теорий мотивации.

Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач. Так, соци­ально-экономическое развитие любого административно-территориального района включает комплекс экономических реформ, социальный и жилищный комплексы, а также комплексы потре­бительского рынка, экологии и инженерной инфраструктуры, раз­вития культуры, охраны памятников и улучшения архитектурного облика территории.

Социальный комплекс предусматривает:

· конкретную социальную защиту определенных категорий
жителей;

· развитие системы медицинского обслуживания (в том числе
страховой медицины);

· борьбу с преступностью и укрепление правопорядка;

· разработку и реализацию программ по трудоустройству и за­нятости населения;

· разработку и реализацию отдельных программ по работе с
молодежью;

· реализацию программ общего и специального образования
и воспитания детей;

· торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;

· развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения.

2. Функции управления

Функции управления − это виды деятельности органов управле­ния и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Одним из первых авторов развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель класси­ческой школы управления Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, и функции в его класси­фикации были представлены как последовательные этапы: пред­видение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления:

• предварительное управление (целеполагание, прогнозирование,
планирование);

• оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

• заключительное управление (контроль, учет, анализ).
Рассмотрим подробнее некоторые из этих функций, наиболее проблемные для управления социальной работой: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.

Целеполагание.

Целеполагание − это начальный момент управ­ления, в который устанавливаются цели управления на определен­ный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.

Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет пред­ставлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактичес­ких и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений ми­ровой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетво­рение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.

Несмотря на известное противоречие между ближайшими и долго­срочными интересами людей, социальный закон взаимодействия конкретных целей управления состоит в том, что стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели. С дру­гой стороны, если на первый план выдвигаются тактические цели в ущерб стратегическим целям, это тормозит развитие социальной работы.

Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работы и целевой модели управления социальной работой.

Прогнозирование.

Прогнозирование социальной работы − одна из главных функций социального управления − это научно-ана­литический этап социального планирования, основа для составле­ния перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы.

Прогнозирование социальной работы − это выработка обоснован­ного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масшта­бах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиентов.

Программно-целевой критерий предполагает разделение про­гнозирования социальной работы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование − это предсказание возможного будущего развития социальной работы. Нормативное прогнозиро­вание − это определение возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для достижения по­ставленных целей.

По времени упреждения прогнозирование социальной работы может быть оперативным (на месяц), краткосроч­ным (от месяца до года), среднесрочным (от года до 5 лет), долгосрочным (от 5 лет до 15 лет) и дальнесрочным (свыше 15 лет).

Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качест­венными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дель­фийской техники. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки:

При прогнозировании социальной работы могут быть исполь­зованы аналитические, трендовые, регрессионные и факторные модели. В нормативном прогнозировании могут успешно приме­няться сетевые модели.

Например, с использованием метода прогнозирования в пре­фектурах г. Москвы была внедрена компьютерная техника в управ­лениях социальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную технологию обработки пенсионных документов способствовал выявлению и исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. В насто­ящее время действуют следующие информационные системы:

«Пенсионер − справка» − позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, о компенсационных выплатах каждого получателя;

«Пенсионер − транспорт» − дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;

«Пенсионер − путевка» − содержит данные о выдаче санаторно-курортных путевок и выплате компенсаций за неиспользованную путевку;

«Льготы − справка» − позволяет получить информацию о пре­доставляемых льготах отдельным категориям граждан;

«Пенсия − норма» − информирует о пенсионном законодатель­стве;

«Платежные поручения» − дает возможность печатать и регист­рировать платежные поручения;

«Адрес − справка» − помогает определить, к какому муници­пальному округу относится та или иная улица Москвы;

«Баланс» − позволяет вести пенсионный бухгалтерский баланс;

«Архив» − содержит фамилии и адреса пенсионных дел умер­ших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсио­неров, перешедших на другой вид пенсии;

«Обращение − учет» − содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социаль­но-бытовому обслуживанию.

Организация.

Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организаци­онной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требо­вания к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линей­ные, функциональные, дивизиональные, проектные и матричные. Линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организаци­онные структуры управления, на верхних− дивизиональные. Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наи­более прогрессивными являются матричные ОСУ, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совер­шенствовании организации органов социальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждений.

Для создания эффективной системы социальной защиты насе­ления важнейшим условием является структурное совершенство­вание на различных уровнях управления социальной работой.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в Российской Федерации и автономных рес­публиках является Министерство труда и социального развития, в функции которого входит:

• разработка положения по основам федеральной политики для
нуждающихся в государственной помощи;

• анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;

• подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ, таких как:

- организации обслуживания и обеспечения пособиями;

- социальному обслуживанию;

- медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи;

- социальной помощи семье и детям;

- международному сотрудничеству.

Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев, об­ластей, автономных образований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальной защиты населения в составе местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как:

• центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

• центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;

• центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;

• центр помощи детям, оставшимся без родителей;

• социальные гостиницы и т. д.

Управление социальной защитой населения по линии законо­дательной власти осуществляется Государственной Думой РФ, областными думами и думами автономных рес­публик, законодательными собраниями на различных местных уровнях самоуправления.

В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных ин­ститутах и т. д.) имеются различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллек­тивов (в вузах, например, студенческие советы).

Социальная помощь населению оказывается также по линии негосударственных организаций, имеющих свои структуры управ­ления, свои учредительные документы (Устав, Положение и т.д.), в которых указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности.

Мотивация.

Мотивация труда работников социальных служб имеет большое значение в повышении эффективности управления социальной работой.

Мотивация − это совокупность внутренних и внешних движу­щих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности направлен­ность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации.

В современной науке управления разработано много теорий мотивации, которые можно поделить на две категории: содержа­тельные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на иденти­фикации тех внутренних потребностей, которые заставляют дейст­вовать людей так, а не иначе. В основе содержательных теорий мотивации лежат такие понятия, как потребность и вознаграждение.

Потребности, т. е. ощущение человеком недостатка чего-либо, бывают первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими (потребности в пище, воде, одежде, безопасности и т. д.). Вторичные потребности − по природе своей психо­социальные: успех, уважение, власть и т. д.

Вознаграждение − это все, что человек считает ценным для себя. Однако понятия ценности у людей специфичны, а, следовательно, различна и оценка вознаграждения. Таким образом, ценность воз­награждения относительна.

Известно, что множество различных потребностей можно разде­лить на пять основных категорий: физиологические потребности, потребности в безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности (потребности в причастности), потребности в ува­жении, потребности в самовыражении. Практическая ценность содержательных теорий мотивации для управления социальной работой заключается в том, что она позволяет руководителям со­циальных служб различных рангов понимать, что лежит в основе стремления людей к работе.

Процессуальные теории мотивации включают теорию ожида­ний и теорию справедливости. Теория ожиданий базируется на том, что наличие активной потребности не является необходимым единственным условием мотивации человека на достижение опре­деленной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбран­ные им типы поведения действительно приведут к удовлетворению или приобретению желаемого. При этом наивысшая эффективность мотивации достигается при одновременной реализации трех по­следовательных групп ожидания: ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты; ожидания того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение; ожидаемая валентность (цен­ность для конкретного человека) вознаграждения.

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно оп­ределяют отношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, в результате чего у него возникает психологическое напряжение. Руководителю необходимо восстановить справедливость, повысив вознагражде­ние сотруднику или разъяснив, что его коллега получил большее вознаграждение за более производительный труд.

Мотивации могут быть использованы руководителями соци­альных служб для повышения, эффективности управления и опти­мального решения поставленных задач.

Тема 12. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

1. Общее понятие и составляющие эффективности

Под эффективностью понимается следствие, результат какого-нибудь действия. Эффективность за­висит от вида деятельности, поэтому важно провести логический анализ понятия «деятельность», его интерпретацию и операционализацию. Поскольку различные виды деятельности существенно отлича­ются друг от друга, эффективность как результат деятельности выражается по-разному. Например, результатом эконо­мической деятельности может быть повышение или понижение жизненного уровня людей, уменьшение или увеличение числа ма­лообеспеченных и бедных и т. д. В медицине таким результатом может быть состояние здоровья пациента после его лечения, близ­кое или далекое от нормы. Результатом социально-психологической работы может явиться улучшение или ухудшение психического и социального здоровья человека, тех или иных социально-демогра­фических групп и т. д.

Эффективность − сложный феномен, она складывается из цели, результата, затрат, условий деятельности. Два первых компонента являются главными, определяющими, поэтому эффективность в целом можно рассматривать как степень реализации цели, что выражается формулой:

Э = Р/Ц, где Р − результат, а Ц − цель.

Эффективность может быть как положительной, так и отрица­тельной.

Учитывая, что результат зависит от затрат (3) и условий дея­тельности (У), формулу эффективности следует уточнить. В этом случае она примет вид:

Э = Р/Ц + 3 + У.

Результат означает конечный итог, завершающий собой что-либо. Учитывая специфику социальной работы как определенного вида деятельности, результат ее должно видеть в оказании помощи, поддержки, в защите всех людей и особенно «слабых» слоев насе­ления.

Результат всякой деятельности сопряжен с ее целью, которая интерпретируется как планируемый результат. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных воз­можностей субъекта и применяемых средств. Выделяются различ­ные типы целей: конкретные и абстрактные, стратегические и тактические, индивидуальные, групповые и общественные, цели, поставленные самим субъектом деятельности, и цели, заданные ему извне.

Применительно к социальной работе цели могут быть конкре­тизированы следующим образом. Главная цель социальной работы − удовлетворение потребностей клиентов. Как общая цель она диф­ференцируется на подцели, а именно: усиление степени самосто­ятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать все полагающееся им по закону; адапта­ция и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собствен­ного достоинства и уважение со стороны окружающих; достижение такого положения, когда у клиента отпадает необходимость в по­мощи социальных работников.

Цели могут быть также конкретизированы с учетом специфики объекта (клиентов, групп), направлений и уровней социальной работы. В последнем случае речь должна идти о социальной работе в стране, регионе, области, крае, городе, сельской местности, на уровне отдельных социальных служб, социальных институтов и социальных работников.

Следующей составляющей эффективности являются затраты. Вид затрат, их совокупность зависят от вида деятельности и реализации тех или иных целей.

Применительно к социальной работе затраты могут быть: затраты на устройство различного рода социальных служб и учреждений, финансовое обеспечение потреб­ностей клиентов (в том числе реальные доходы, потребляемые блага и услуги, продовольственные и непродовольственные товары, жи­лищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.), физическими и умственными (в том числе нравственного, психологического характера), а также временными (дни, недели, месяцы, годы).

Важнейшим компонентом эффективности деятельности явля­ются ее условия. Условия деятельности можно трактовать как совокупность особенностей орудий и предметов труда, состояние производственной среды и организации труда, которые существенно влияют на здоровье, настроение и работоспособность индивида. Выделяют четыре группы элементов условий труда: 1) санитарно-гигиенические (микроклимат, освещенность, шум, вибрация, состояние воздушной среды, ультразвук, разнообразные излучения, контакт с водой, маслом, токсичными веществами, общие и профессиональные заболевания); 2) психофизиологические (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, моно­тонность работы, рабочая поза и т. д.); 3) социально-психологические (социально-психологический климат в обществе в целом, в трудовом коллективе, семье и т. д.); 4) эстетические (художественно-конст­рукторские качества рабочего места, архитектурно-художественные качества интерьера, применение функциональной музыки и т. д.). Создание нормальных условий труда − важнейший фактор со­циальной защищенности людей, самих социальных работников. Наличие тех или иных условий может сказываться положительно или отрицательно на деятельности самих социономов. Что касается условий труда и жизнедеятельности клиентов социальной службы, то надо различать две их группы. В первой − клиенты, работа­ющие в государственном, частном или смешанном секторе. В этом случае социальные службы обязаны активно воздейст­вовать на соответствующие управленческие структуры в целях создания (и контроля) надлежащих условий труда работникам. Во второй − группа клиентов (включая семьи), которые не заняты по тем или иным причинам в общественном производстве. Для того чтобы в этом случае создать нормальные условия для домаш­него труда, проживания в семье, доме, микрорайоне, особенно важен контроль над такими элементами условий жизнедеятельности, как шум, состояние воздушной среды, разнообразные излучения и другие компоненты санитарно-гигиенических условий. Кроме того, немаловажен также социально-психологический микроклимат в тех или иных социальных службах, в которые вынуждены обращаться клиенты.

2. Эффективность, социальные нормы и потребности

В определении эффективности важную роль играют такие по­казатели, как общепринятые нормы (или идеалы).

Норма есть установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Нормативы являются производным понятием от нормы и означают расчетные величины затрат рабо­чего времени, материальных и денежных ресурсов. Применяют их в нормировании труда и планировании деятельности (например, сколько за день необходимо обслужить пенсионеров-одиночек и т. д.).

Социальные процессы очень сложны, поэтому для определения их оптимального состояния используется также понятие социаль­ного ориентира, который отражает развитие и функционирование социальных процессов с учетом передовых показателей развития и функционирования аналогичных процессов. Социальные ориен­тиры и нормативы классифицируются главным образом по сферам жизнедеятельности человека (труд, социально-политическая жизнь, культура, быт, межличностные отношения) и отражают, прежде всего, обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. че­ловек населения.

Социальные ориентиры обусловлены объективными и субъек­тивными факторами. В частности, можно отметить, что опреде­ленные социальные нормативы (минимальная заработная плата, пенсии, расходы на человека в больнице и др.) в России явно за­нижены. Даже при со­блюдении этих нормативов эффективность социальной работы будет низкой.

Несомненно, что такие ориентиры и нормативы далеки от иде­ала и не обеспечивают оптимальной защиты людей. Поэтому с учетом объективных факторов в первую очередь необходимо различать прак­тические цели и цели-идеалы. Следовательно, эффективность деятельности − динамичная величина. То, что сегодня «устраивает» общество, группы, клиента, завтра (в других условиях) может уже не удовлетворить их. Появляются новые потребности или качест­венно видоизменяются старые. Поэтому сравнивать эффективность следует по формуле: что было − что стало − что должно быть.

Рассмотрим эффективность социальной работы в трех ее формах: как науки, как учебной дисциплины и как специфического вида практической деятельности. Заметим, что и наука, и учеба также являются видами деятельности.

Эффективность социальной работы как науки может быть вы­ражена в уровне знаний, степени приобретенных умений, созда­нии новых технологий, овладении инновационными подходами, в степени усвоения достижений отечественной и зарубежной науки, в освоении закономерностей, принципов и методов социальной работы.

Эффективность социальной работы как учебной дисциплины может быть выражена как целостное представление обучающихся о социальной работе, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях и организации. В данном случае эффективность − это степень выполнения требований Государственного стандарта по образова­нию в области социальной работы.

Эффективность социальной работы как практической деятель­ности отражает степень изученности и удовлетворенности соци­альных потребностей различных категорий людей, нуждающихся в помощи, социальной поддержке, степень их социальной защи­щенности.

Во всех трех случаях эффективность рассчитывается по формуле:

Э = Р/Ц + 3 + У.

В количественном и качественном измерении эффективности социальной работы важнейшим компонентом вы­ступают социальные потребности. Это особый вид потребностей человека. Потребности − это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой лич­ности, социальной группы и общества в целом.

Различают два вида потребностей: 1) естественные − повсе­дневные нужды человека в еде, одежде, жилье, сне, отдыхе и т. д.; 2) социальные − потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные по­требности служат основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности людей. Естест­венные и собственно социальные потребности людей органически взаимосвязаны. Вместе с тем при узком понимании социальной работы как социальной защиты, помощи, защищенности социально слабых слоев населения имеются в виду естествен­ные потребности людей и их удовлетворение. При широком пони­мании социальной работы как социальной защищенности всех людей речь идет и о тех и о других потребностях, но, в первую очередь, о социальных потребностях.

Потребности человека дифференцируются в зависимости от объектов социальной работы и ее основных направлений.

Работа с малоимущими предусматривает в первую очередь удов­летворение их потребностей в нормальном питании, минималь­ных жилищных условиях, в обеспечении возможности учиться в школе их детям и т. д. Работа с инвалидами требует удовлетво­рения потребностей в выздоровлении, в поддержании здоровья, решения других задач, обусловленных их ограниченной физической и умственной трудоспособностью. В социальной работе с лицами и группами, для которых характерно девиантное поведение, удов­летворение потребностей (здоровых) или формирование новых зависит от вида девиантности. При этом необходимо учитывать потребности как общества (укрепление основ здорового образа жизни, что связано с уменьшением преступности, наркомании, пьянства и т. д.), так и людей с девиантным поведением, объектив­ные потребности которых должны заключаться в преодолении зависимости от наркотиков, алкоголя, в отказе от паразитических форм жизни и т. д., в формировании и закреплении здоро­вых потребностей социального характера.

Те или иные направления социальной работы предусматривают удовлетворение разнообразных потребностей. Так, социальная реа­билитация предполагает удовлетворение потребностей, в частности, в восстановлении (или компенсации) нарушенных функций орга­низма и трудоспособности больных и инвалидов. Социальное обес­печение способствует реализации потребностей, жизненно важных для престарелых и нетрудоспособных граждан. Социальное обслу­живание на дому престарелых удовлетворяет их потребность в раз­нообразных надомных услугах, как-то: организация питания, по­мощь в приобретении медикаментов, оформлении документов и т. п.

Эффективность социальной работы зависит также от технологии, применяемой различными службами, отдельными профессиональ­ными и непрофессиональными работниками, лицами, участву­ющими в благотворительных и других акциях.

3. Критерии эффективности социальной работы

Для практического определения эффективности социальной работы необходимы надежные критерии. Критерий − это признак, на основе которого проводится оценка, определение или класси­фикация чего-нибудь. Можно сказать также, что критерии − это наиболее общие показатели. В широком смысле к ним относят демогра­фические, экономические, социально-структурные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют определенные свой­ства, количественные − меру их выраженности, развития.

Применительно к социальной работе социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние здоровья (инвалидность), семейное положение клиента, зависи­мость его от алкоголя, наркотиков и т. д.

Поскольку показатели могут быть общими, то ис­пользуют индикаторы, т. е. простые свойства, образующие соци­альные показатели, доступные наблюдению и измерению характе­ристики социальных объектов (например, процент принимающих наркотики подростков как показатель девиантного поведения).

Представляет определенный интерес «Бланк получения статистической информации по вопросам социальной защиты (на примере трудовых коллективов железнодорожного транспорта)», который можно рассматривать как своеобразную методику определения эффективности соци­альной работы применительно к работающему населению. Бланк содержит четыре основных раздела.

В первый раздел «Занятость и условия труда» включены следу­ющие социальные показатели: 1) изменение социального состава работников; 1) изменение социально-демографического состава работников (по полу и возрасту); 3) совершенствование квали­фикационной и профессиональной структуры рабочих отрасли; 4) структура служащих, научно-технических работников и ее совер­шенствование; 5) повышение общего и профессионального обра­зования работников; 6) подготовка и повышение квалификации работников; 7) основные мероприятия по планомерному изменению социально-профессиональной структуры работников; 8) обеспече­ние кадрами, регулирование их движения и сокращение текучести; 9) улучшение условий труда по основным производственным фак­торам в соответствии с требованиями и нормами; 10) основные мероприятия по совершенствованию условий труда, его охраны и укреплению здоровья работников; 11) охрана окружающей среды; 12) совершенствование условий труда женщин; 13) совершенство­вание работы по профориентации и профотбору; 14) оптимизация психологических факторов труда.

Во второй раздел «Уровень жизни и его повышение» входят такие показатели: 1) заработная плата, формы и виды оплаты труда; 2) моральные и материальные стимулы коллективов и работников; 3)развитие фонда материального поощрения (премирование, вознаграждение, материальная помощь); 4) размер фонда развития производства; 5) часть фондов экономического стимулирования, передаваемая для долевого финансирования строительства и других мероприятий, проводимых по территориальным планам; 6) меро­приятия, направленные на повышение материального благосостояния; 7) количество малых предприятий, товариществ с огра­ниченной ответственностью, в которых участвуют работники вне рабочего времени.

Третий раздел «Жилищно-бытовые условия» представлен такими главными показателями: 1) общее число работников и закрепленная за ними жилая площадь (общая и средняя); 2) количество работ­ников, имеющих дома, квартиры в государственных, кооператив­ных домах, и работников, живущих в общежитиях, снимающих жилье; 3) количество работников, стоящих в очереди на получение жилья; требуемая для них жилая площадь; 4) перспективы ввода в действие жилья; 5) количество столовых и посадочных мест в них, потребность в столовых; 6) количество детских учреждений и мест в них, потребность в них; 7) количество профилакториев, домов отдыха и т. д. и мест в них, потребность в них; 8) строительство и ввод в действие жилых, бытовых объектов; 9) услуги сферы торговли и потребность в них; 10) бытовые услуги и потребность в них; 11) размер фонда жилищного строительства (в рублях) и потреб­ность в нем; 12) размер фонда развития торговли и сферы бытовых услуг; 13) строительство и ввод в действие столовых, в том числе диетических; 14) строительство и ввод в действие санитарно-бытовых помещений; 15) мероприятия по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей.

Четвертый раздел «Социально-культурные гарантии» включает такие показатели: 1) размер фонда культурно-бытового и медицин­ского обслуживания; 2) размер фонда на строительство клубов, домов отдыха, санаториев, детских учреждений и других объектов; 3) количество мест в больницах, поликлиниках, санаториях, на стадионах, в спортивных залах, потребность в них; 4) строительство и ввод в действие оздоровительных учреждении; 5) строительство и ввод в действие медицинских учреждений, медико-санитарных частей; 6) строительство и ввод в действие культурных и спортив­ных учреждений (дома культуры, клубы, кинотеатры, стадионы, спортзалы и т. д.); 7) мероприятия по удовлетворению социально-культурных потребностей работников; 8) мероприятия просвети­тельского характера; 9) строительство и ввод в действие учебных заведений; 10) строительство и ввод в действие народных музеев и других учреждений культуры; 11) мероприятия по развитию научно-технического творчества работников; 12) развитие общественных организаций (научно-технические общества и др.).

Каждый из указанных социальных показателей операционализирован с учетом его специфики, сроков исполнения, затрат по годам и т. д. Несмотря на то что «Бланк» нацелен на выяснение степени социальной защищенности работающих, он позволяет учитывать и социальную защищенность неработающих − членов семей работающих, их детей, пенсионеров-родителей, инвалидов.

Кроме статистического анализа (примером может быть описанный выше «Бланк»), для определения эффективности соци­альной работы необходимо использовать также и другие методы: сравнительный анализ, целенаправленное наблюдение и другие способы социологических исследований, математическое модели­рование, прогнозирование и т. д.

Нужно разрабатывать подробные методики для определения эф­фективности социальной работы с учетом специфики каждого от­дельного объекта, каждого вида социальной работы, ее системного характера, применяемых технологий, зарубежного и отечественно­го опыта социальной деятельности.

Наши рекомендации