Механизмы реализации приоритетных направлений развития системы образования


Эффективная реализация приоритетных направлений развития системы образования обеспечивается решением следующих задач.

1.
Для формирования современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:


  • создать условия для расширения числа организационных структур, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

  • создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ,

  • создать условия повышения роли общественных институтов в управлении образованием;

  • сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

  • создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

2.
Для повышения качества профессионального образования необходимо:


  • перейти к двухуровневому высшему образованию;

  • реструктурировать системы начального и среднего профессионального образования;

  • создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

3.
Для повышения доступности качественного общего образования необходимо:


  • рекомендовать введение «предшкольного образования» (нулевой класс);

  • перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения недельной нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей;

  • создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;

  • перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;

  • изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план.

4.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:


  • создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

  • создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;

  • обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

  • создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.

28. Какие условия созданы в Российской федерации для непрерывности и преемственности образования. Непрерывность и преемственность образования- это прежде всего последовательность и непрерывность личностно-ориентированного подхода на дошкольной и школьной ступенях образования, а также в системе "Школа - ВУЗ", что является основным условием формирования зрелой личности.

Целью и непременным условием учебно-воспитательного процесса является самореализация ребенка. Поэтому школа должна создать максимальные возможности для полноценного раскрытия и формирования личностного, интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Преемственность - это прежде всего:

1. Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

2. Связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, методов, средств, форм организации).

Непрерывность, по нашему мнению, имеет несколько составляющих:

1. Непрерывность развития личности

2. Непрерывность развития организационных структур образования.

3. Непрерывность развития образовательных процессов, образовательных программ

4. Формы и методы организации обучения

+ ступени школы

- школа- вуз

5. Согласованность учебных программ начального, среднего звена, старшей школы, вуза.

6. Содержание учебного предмета.

Современные определения: Непрерывность образования – это отсутствие разрывов в образовательном процессе на всех его этапах. Преемственность – это последовательность переходов во всех существенных компонентах образовательного процесса.

30. понятие «поликультурное образование». Цели и задачи поликультурного образования

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства. Важнейшие социально-политические предпосылкиполикультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) разработана с учетом национальных (общегосударственных), национально- региональных и этнокультурных потребностей многонационального народа России. Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики государства. Концепция формулирует цели, принципы и основные направления развития поликультурного образования в России. Концепция разработана на основании: - Конституции Российской Федерации; - Законов Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О языках народов РФ"; - Концепции государственной национальной политики Российской Федерации; - Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; - Национальной доктрины образования в Российской Федерации (на период до 2025 года). 2 Цели и приоритеты поликультурного образования. Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В едином поликультурном образовательном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности гармонично сочетаются с общественными и государственными интересами.Специфическими целями поликультурного образования являются: - формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределениена основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; - воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном; - формирование российской гражданской идентичности в условиях социально- политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; - создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией; - эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни; - развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире. Достижение указанных целей обеспечивается следующими принципами образовательной политики Российской Федерации: - сохранение целостности культурного и образовательного пространства России; -приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной национальной культуре народов России; - гуманистический, светский и поликультурный характер образования; - ответственность государства за получение детьми полноценного образования; - научная основа содержания образования и принципов воспитания; - вариативность выбора родителями образовательного траектории ребенка; - формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности. Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация.

ПО – это воспитание человека как носителя родной культуры, понимающего знающего культуры других народов.

ПО:

1. Процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам

2. учебные программы и организация учебной деятельности учащихся (студентов), направленные на повышения уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов.

Безрукова В.С. ПО- (многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки поколений к жизни в условиях многонациональной иполикультурной среды. Поликультурность является качеством личности.

Наши рекомендации