Воспитание детей младшего возраста

ГРЮНЕЛИУС Э. М.

ВАЛЬДОРФСКИЙ ДЕТСКИЙ САД:

Вальдорфская педагогика начала становиться известной в России с конца 80-х годов. Сейчас уже во многих городах страны (Калуга, Красноярск, Казань, Рязань, Наб. Челны, Обнинск, Екатеринбург, конечно, Москва и С. Петербург и др.) есть инициативные группы, активно интересующиеся вальдорфской педагогикой. Ряд учителей и воспитателей государственных школ и детских садов пытаются оживить, оздоровить некоторыми идеями вальдорфской педагогики существующие у нас педагогические подходы и методики, другие - нацелены на создание в ближнем или дальнем будущем целостных вальдорфских школ и детских садов. Для этого необходимо многое, в частности - полноценное образование Вальдорфского педагога. С 1990 г. в Московском центре вальдорфской педагогики начался основательный двухлетний курс подготовки первых российских вальдорфских учителей, а с осени 1991 - аналогичный курс для будущих воспитателей вальдорфских детских садов.

В начале всей этой, ныне уже широкой активности, стояла небольшая группа детишек трех-пяти лет, чьи мамы решили начать мало-помалу растить детей исходя из принципов антропософской педагогики. И почти три года назад, весной 1989 г., родился первый маленький детский сад клуба "Аристотель", в Москве, невдалеке от Новодевичьего монастыря и дома Льва Толстого, и теперь, оглядываясь назад, можно увидеть, что эти первые 7-8 детей и были главным действующим фактором начала Вальдорфского импульса в России, на истечении столетия, на пороге нового тысячелетия. Подобные вещи можно почувствовать с некоторой уверенностью, ибо антропософия на деле учит в малом видеть великое. И последнее в большой мере относится именно к вальдорфской педагогике дошкольного возраста.

И сейчас практически всюду, где пробиваются первые вальдорфские ростки, - дело начинается с дошкольных групп, с иниацитив создания подобных детских садов. Через вальдорфскую педагогику и, шире, - через антропософию - в нашу жизнь входит нечто новое: мудрое, глубокое и ясное духовное познание человека и мира. И, поистине буквально, в авангарде этого, действительно культурно-исторического процесса, оказывается, шествуют маленькие дети.

Книга Э. Грюнелиус - первая в нашей стране книга о Вальдорфском детском саде. Это не проспект и не реклама; это маленькая и простая книга, требующая от читателя работы понимания.

А. Пинский

ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ" 1974 г.

Размышляя об условиях, в которых происходит становление человеческой сущности, воспитатели каждый раз заново обращаются к прообразу Вальдорфского детского сада и Вальдорфского искусства воспитания. Физиологическое и биологическое развитие, жизнь души, пробуждаемая чувствами, постепенно проявляющееся духовное самосознание нуждаются в постоянном участии воспитателя на всех возрастных ступенях. Как следует вести себя взрослым и как должен быть организован мир, окружающий ребенка? Какие впечатления необходимы ему в возрасте подражания? Речь идет о физическом, душевном и духовном здоровье ребенка, о фундаменте биографии человека.

Десятилетие, прошедшее со времени предыдущего издания этой книги в 1964 году, стало временем открытых дискуссий, больших усилий педагогической науки и, к сожалению, экспериментов над детьми. Неоднократно при этом определяющим были не законы физического, душевного и духовного развития человека, а программы и надуманные системы воспитания. Горький был получен опыт! Для тех, кто готов, следуя полученному опыту, изменить свои воззрения, процитируем слова американского профессора Р. С. Мура (R. S. Moor), обобщившего результаты многочисленных исследований и экспериментов: "Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы раннего школьного обучения ведут к успеху, напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше учатся дети, начавшие учиться в школе позже" (Harpers Magazine, 1972). Увеличение числа нервных и психотических расстройств, нарушений поведения у детей с ранним интеллектуальным развитием ужасает, однако все это предсказуемо, если исходить из природы ребенка. В конце концов, начали решительно протестовать психологи и педиатры, приемные которых переполнились детьми, пострадавшими от раннего дошкольного обучения. Специальным комиссиям при министерствах еще предстоит е свете этого горького опыта разобраться с новой математической и логической дрессурой, ранним обучением чтению и методикой пословного чтения, да и вообще с безудержными экспериментами с излюбленными педагогическими идеями. Еще большего внимания требуют детские сады, поскольку оказывают более непосредственное воздействие. Здесь осмысленная деятельность взрослого создает среду для подражательной, свободной игры и переживания, а тем самым и реальные предпосылки для пробуждающегося индивидуального сознания. Далеко идущие последствия вторжения телевидения в мир маленького ребенка – независимо от содержания передач - будут изучаться еще не одно десятилетие. Но уже раздаются решительные голоса, нападающие на воздейст-вие этого средства массовой информации. Одно английское исследование передач Би-Би-Си пришло к такому выводу относительно взрослых: "При длительном "потреблении" телепередач неизбежно появляется ярко выраженная тенденция к все возрастающей зависимости... Очевидным сопутствующим явлением становятся сужение самосознания, быстрое разрушение взаимоотношений между людьми, а также уничтожение творческих способностей".

Однако мы стремимся достичь воспитанием как раз противоположного - медленного становления самосознания путем познания самого себя, величайшей социальной добродетели -умения выстраивать межличностные отношения и развития креативности, т. е. творческих сил и сил фантазии. Сегодня же лишь мужественные одиночки противятся телевидению как таковому и, в первую очередь, в отношении маленького ребенка. Но уже в ближайшее время появятся и в этой области неоспоримые результаты, которые переградят путь продаже телевизоров в детские сады и детские комнаты.

Неудивительно, что добрая и скромная книга Э. М. Грюнелиус стала еще более актуальной сегодня, чем десять лет назад, в год ее первого издания. Чем больше вчитываешься в эту книгу, тем яснее видишь, какое понимание человека и знание детства, сколько опыта и любви к детям в ней скрыто. Прообраз детского сада высвечивает нам само будущее, или тот образ человека, который требует внимательного отношения к физическому здоровью, поскольку при его наличии дальнейшее становление душевного и духовного здоровья становится лишь вопросом развития. Развитие же требует времени и созидания.

Автор этой книги организовала первый Вальдорфский детский сад в Штутгарте. В настоящее время Международный союз вальдорфских детских садов объединяет свыше 70 детских садов в Германии и почти столько же - в Европе; вальдорфские детские сады распространены по всем континентам*./*Сейчас в мире число вальдорфских детских садов приближается к тысяче (Прим. ред. рус. изд.)./ Наш союз с благодарностью приветствует новое издание этой основополагающей работы. На ее страницах с необычайной силой убеждения идет борьба за ребенка, а взрослому воспитателю адресуется напоминание о необходимости предъявлять определенные требования к своим непосредственным действиям и своему поведению. В книге показано, что прежде всего в первые семь лет жизни ребенок может учиться быть человеком только у другого человека.

Д-р Хельмут фон Кюгельгь.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ВВЕДЕНИЕ

В настоящей книге обобщаются итоги многолетней работы автора. Э. М. Грюнелиус была организатором детского сада при Свободной вальдорфской школе в Штутгарте - первого в Вальдорфском движении. Она руководила им вплоть до его закрытия национал-социалистическим режимом в 1938 г. Откликнувшись на приглашение приехать в Америку, она открыла в Кимбертоне (шт. Пенсильвания) детский сад, из которого потом выросла вальдорфская школа, возглавляемая ею в течение шести лет. Затем Э. М. Грюнелиус организовала детский сад на территории Адельфи-колледжа в Гардене недалеко от Нью-Йорка, вскоре после этого была создана "Образцовая вальдорфская школа при Адельфи-колледжа". Итогом деятельности, связанной с этим колледжем, стала опубликованная там же в 1950 г. работа на английском языке "Дошкольное воспитание и проект вальдорфской школы". Эта книга вызвала в Америке большой интерес. Предлагаемая читателю книга представляет собой дополненный немецкий перевод этого издания. Хотелось бы, чтобы она украсила и обогатила собой жизнь многих семей и детей.

Герман фон Баравалль проф. математики и педагогики Адельфи-колледжа, Гарден-Сити, Нью-Йорк.

В докладе 1908 г. о воспитании детей Р. Штейнер сделал следующий вывод: "Безусловно справедливо то, о чем пишет Жан Поль, автор замечательной педагогической книги "Levana, или Учение о воспитании": "Человек, путешествующий по свету, учится в свои первые годы у кормилицы больше, чем за время всех путешествий вместе взятых, - а затем он добавляет: - но ребенок учится не столько путем наставления, сколько путем подражания". Это высказывание заинтересовало меня. Открывалась точка зрения, которая, в противоположность обычным воззрениям на воспитание, освещала все по-новому.

Будучи по профессии воспитательницей, я решила на заре Вальдорфского движения проверить правильность этого высказывания. Так возник первый детский сад при Свободной вальдорфской школе в Штутгарте. Я сказала себе: если ребенок действительно учится через подражание, то первое, что нужно сделать взрослому в окружении детей, - это вести себя естественно и выжидать, как на это отреагирует каждый ребенок в отдельности, а не начинать с какой-либо определенной методики или правил. Нужно с внутренним участием следить за поведением и действиями ребенка, стараться почувствовать натуру ребенка, предоставив при этом детям полную свободу в восприятии и осмыслении жизни. Таким образом, я взяла себе за правило предоставлять детям свободу действий, даже если это не сразу приводило к нужному результату, и вмешиваться только тогда, когда это совершенно необходимо и когда опыт взрослого являлся предпосылкой правильных действий в определенной ситуации. Так детям предоставлялась возможность проявить то новое в индивидуальном процессе развития, перед чем мы сами становимся учениками, испытывающими благоговение перед раскрывающейся природой человека.

Более чем тридцатилетний опыт подтвердил суждение Р. Штейнера. При таком воспитании ребенок в первые семь лет жизни может путем свободного подражания усвоить все, что ему необходимо для ориентации в окружающей его среде, если в ней имеются соответствующие примеры для подражания. Тогда можно почувствовать, как расцветает и развивается естественная сущность ребенка.

Основанная на этом работа воспитателя не сковывается какой-либо системой; наоборот, ему предоставляют неограниченные возможности в свободе действия. И тут в полном объеме нужно призвать на помощь индивидуальную инициативу и непосредственную личную активность воспитателя, действующего с любовью к своей работе и детям.

Наши рекомендации