Развитие понимания долготы звучания 4 страница

Лиса хвостиком виляет, Лиза песню распевает.

Попросите ребенка показать лису. Спросите: «Кто это?» Попросите показать Лизу. Спросите: «Кто это?», «Что делает лиса?», «Что делает Лиза?». Попроси­те ребенка найти деток лисы (покажите 3-4 картинки с изображением ли­сят). Когда ребенок выполнил задание, спросите: «Кто это?», «Где живет лиса с лисятами? Лиса — дикое животное». Попросите ребенка собрать картинки с ди­кими животными в коробочку.

МАРТ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Мама и Маня»

Чему учится ребенок: слышать и произносить близкие по звучанию слова: «мама—Маня», «ложка—кошка»; договаривать последнее слово в стихотвор­ной строке, ориентируясь на картинку, по смыслу.

Оснащение: сюжетная картинка.

Ход игры: покажите сюжетную картинку, на которой изображены мама; доч­ка, сидящая за столом с ложечкой; кошка, сидящая около стола, смотрящая на дочку. Расскажите, показывая картинки:

Это мама. (покажите на картинке маму)

Это Маня. (покажите на картинке дочку)

В руках у Мани ложка. (покажите на картинке ложку)

На Маню смотрит кошка, (покажите на картинке кошку)

Спрашивайте ребенка:

Кто это? (показывайте на маму)

Кто это? (показывайте на Мару)

Что у Мары в руках? (показывайте на ложку)

Кто смотрит на Мару? (показывайте на кошку)

Повторите стихотворение, не договаривая последнего слова в каждой строке, только показывая соответствующее изображение на картинке. Ребенок догова­ривает последнее слово, сообразуясь со смыслом сказанного.

Усложнение: не показывайте подсказывающее изображение на картинке, пусть ребенок самостоятельно договаривает нужное слово.

МАРТ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Поезд, пароход, машина, мышка»

Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию звукоподражания: «ту-ту-ту», «ду-ду-ду», отличающиеся звонким и глухим согласным одной пары; показывать соответствующую звукоподражанию картинку; понимать и упот­реблять в речи глаголы «гудит», «ревет»; называть виды транспорта: «поезд», «пароход», «машина».

Оснащение: пары картинок: пароход и поезд, машина и мышка.

Ход игры: покажите ребенку пару картинок: пароход и поезд. Расскажите: «Это поезд. Это пароход». Попросите ребенка показать поезд и пароход. Спро­сите: «Что это?» (показывая на картинку с изображением поезда), «Что это?» (показывая на картинку с изображением парохода). Прочтите рифмовку:

Поезд едет и гудит: ту-ту-ту. Пароход плывет, ревет: ду-ду-ду. Слушайте внимательно, Думайте старательно: что это?

Произнесите: «ту-ту-ту» или «ду-ду-ду». Ребенок слушает и показывает соответ­ствующую картинку, называя вид транспорта: «Это поезд» или «Это пароход».

Покажите ребенку вторую пару картинок: машину и мышку. Расскажите: «Это машина. Это мышка». Попросите ребенка показать машину и мышку. Спро­сите: «Что это?» (показывая на картинку с изображением машины), «Что это?» (показывая на картинку с изображением мышки). Спросите: «Как гудит ма­шина?», «Как пищит мышка?». Прочтите рифмовку:

Ну-ка, не зевайте,

Ну-ка, угадайте:

Машина или мышка? (произнесите «пи-пи» или «би-би)

Ребенок показывает соответствующие изображения. Расскажите: «Машина, пароход, поезд — это транспорт». Соберите картинки с транспортом в коробочку.

АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Лучики и ручейки»

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «лучики-ру­чейки»; понимать и употреблять глаголы «потянулись», «сияй», «побежали», «посылай»; развивать мелкую моторику, выкладывая лучики, ручейки из поло­сок; совершенствовать навык пространственной ориентировки; находить нуж­ные полоски по цветовому соответствию.

Оснащение: фланелеграф.

Ход игры: выложите на фланелеграфе желтый круг. Скажите: «Это солнышко». Спросите малыша: «Что это?» — «Солнышко».

Прочтите стихотворение:

Ласковое солнышко, Ты сияй, сияй, Лучики на землю Щедро посылай.

Спросите: «Где же лучики?» Выложите вокруг кружка желтые полоски. По­просите ребенка помочь выложить лучики. Скажите: «Они вот такие, желтые!» (Покажите желтую полоску.) Ребенок выкладывает вокруг кружка желтые полоски. Спросите: «Что это?» (показывая на лучики) — «Лучики». Прочтите рифмовку:

Потянулись лучики. Побежали ручейки.

Спросите: «Где же ручейки?» Ребенок начинает выкладывать внизу фланеле-графа изображение ручейка из синих полосок. Попросите его помочь выклады­вать ручейки: «Нужны вот такие, синие полоски». Он подбирает синие полоски, выкладывает ручейки. Спросите: «Что это?» — «Ручейки». Скажите:

Потянулись лучики. (покажите лучики вокруг кружочка) Побежали ручейки. (покажите ручейки из синих полосок)

Скажите: «Весна пришла».

АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ « Дорожки—сапожки »

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова; договаривать последнее слово в стихотворной строке в рифму; знать и называть предметы обуви; понимать и употреблять в речи глагол «обували».

Оснащение: картинка с изображением различной обуви, наборное полотно.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Были маленькие детки,

Обували им пинетки, (покажите картинку с изображением пинеток)

Побежали по дорожке —

Обуваем им сапожки.

Повторите стихотворение, не договаривая последнее слово в строке, показы­вая соответствующую картинку:

Были маленькие детки, обували им... Побежали по дорожке, обували им...

Ребенок договаривает нужное слово. Спросите: «Какую обувь еще надевают на ножки?» Дайте малышу картинки с изображением предметов одежды и обу­ви. Он сам выбирает только предметы обуви, выставляет на наборное полотно, называет обувь, изображенную на картинках.

МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Обед»

Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию слова: «ложка—Алеш­ка», «суп—зуб»; договаривать подходящее по смыслу слово в конце строки; знать и называть предметы посуды; отвечать на вопросы косвенных падежей.

Оснащение: предметы игрушечной посуды.

Ход игры: поставьте перед ребенком предметы игрушечной посуды: кастрюльку, тарелку, ложку, поварешку.

Называйте и показывайте их:

Это кастрюля. (показывая)

Это тарелка. (показывая)

Это поварешка. (показывая)

Это ложка. (показывая)

Покажи кастрюлю.

Что это? (показывая отдельно каждый пред-

мет посуды)

Надо сварить малышу Алеше суп. В чем будем варить суп? — В кастрюле. Чем будем наливать суп? — Поварешкой. Куда нальем суп? — В тарелку. Что дадим Алеше к супу? — Хлеб. Алеша будет кусать хлеб зубками.

Прочтите рифмовку:

За столом Алешка, У Алешки ложка. Очень вкусный суп, суп. Хлеб кусает зуб, зуб.

Попросите ребенка помочь вам прочесть стихотворение. Малыш договаривает последнее слово в строке.

За столом... У Алешки... Очень вкусный... Хлеб кусает...

Скажите: «Наелся, встал, спасибо сказал».

МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ « Жуки—комары »

Чему учится ребенок: различать оппозиционные звуки «ж-з» (изолирован­ные); знать и по возможности называть насекомых; соотносить звук с соответст­вующим насекомым.

Оснащение: картинки с изображением жука и комара.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Солнышко греет, Трава зеленеет, Птички поют, Уснуть не дают.

Предложите ребенку поехать на полянку. Спросите: «На чем поедем?» — «На поезде».

Встаньте друг за другом, двигайтесь топающим шагом с ускорением, затем замедляйте движение, останавливайтесь.

Скажите: «Приехали на полянку. Давай полежим на травке». Ребенок ло­жится на животик. Расскажите ребенку: «Послушай, кто-то летит, грозно жуж-

жит: ж-ж-ж. Это жук (покажите картинку с изображением жука). Кто-то летит, звонко звенит: з-з-з. Это комар (покажите картинку с изображением комара)». Прочтите рифмовку:

Слушайте внимательно, Думайте старательно: Кто это?

Скажите: «Жужжит, как жук» или «Звенит, как комар». Ребенок показыва­ет соответствующую картинку и называет насекомое.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ

Одним из показателей положительного эмоционального состояния — радости — яв­ляется улыбка. Когда и в связи с чем она появляется? Большинство исследователей, изучавших генезис улыбки у новорожденных, считают, что улыбка первоначально имеет безусловно рефлекторную природу и что ее функция — установление эмоциональной связи между матерью и ребенком. Движения лица, внешне напоминающие улыбку, появляются в первые часы после рождения, обычно во время сна, и по сути своей являются рефлекторными.

В целом эмоциональная шкала новорожденного достаточно узка, самочувствие его колеблется между двумя полюсами — либо он благодушен и спокоен, либо беспокоен, раздражен, криклив. Его крик — сигнал о помощи: он голоден, у него что-то болит, мокрые пеленки. После удовлетворения той или иной органической потребности ма­лыш успокаивается и засыпает, но положительных эмоциональных состояний (радо­сти, возбуждения) у него при этом не возникает.

К концу первого месяца для того, чтобы вызвать улыбку и двигательное возбужде­ние, необходима зрительная и слуховая стимуляция — человеческий голос и лицо. К двум месяцам малыш широко улыбается после двух-трех обращений к нему. К трем месяцам формируется «комплекс оживления»: реакция на человека, на человеческое общение. Он характеризуется положительным эмоциональным состоянием: улыбкой, двигательным возбуждением, гулением. После того как «комплекс оживления» как реакция на человека сформирован, малыш начинает эмоционально положительно реа­гировать на красочные игрушки. Сначала после длительного сосредоточения (не менее четырех минут); на втором и третьем месяце жизни значительно быстрее; к 2,5-3 ме­сяцам у правильно воспитываемого ребенка преобладает радостное состояние. При воз­действии на него стимулов, которые стали для него условными сигналами (лицо мамы, звуки ее голоса), эмоционально-положительный комплекс оживления возникает сразу во всей полноте.

К середине первого года жизни ребенок проявляет стремление к эмоциональному общению: старается привлечь внимание взрослого, положительно реагирует на добро­желательный тон голоса, улыбку. К году (у некоторых детей несколько позже) начина­ет развиваться собственное речевое общение ребенка. Эмоциональные мотивы общения сохраняются. Наряду с эмоциональными появляются мотивы делового общения и по­знавательные. В возрасте около двух лет ребенок стремится к совместным действиям со взрослыми, охотно участвует в совместной игре, проявляет активный интерес к ок­ружающим предметам и явлениям.

Исследования развития ребенка раннего возраста показывают, что своевременное появление положительных эмоций и соответствующих им реакций имеет большое зна­чение для неврологического, психического и физического развития малыша. В против­ном случае обнаруживаются задержки и нарушения в развитии. Чтобы этого не про­изошло, необходимо следить за соответствием умений малыша его возрасту.

От 0 до 3 месяцев

Эмоциональное развитие ребенка должно осуществляться преимущественно в си­туациях общения со взрослыми. Дефицит общения приводит к фиксации новорожден­ного на отрицательных эмоциональных переживаниях и способствует формированию комплексов тревожности, эмоциональной черствости, что сказывается на последую­щем развитии.

Общение протекает наиболее эффективно, если новорожденный находится на руках у взрослого.

Кормление также должно происходить только на руках (даже если вы кормите из бутылочки). Благодаря этому усиливается привязанность, расширяется ориентировка у малыша. Важен физический (тактильный) контакт и контакт «глаза в глаза».

У новорожденного необходимо блокировать отрицательные переживания. Это дос­тигается своевременным удовлетворением нужд и потребностей ребенка. Только на фоне нейтрального эмоционального состояния, вызванного удовлетворением основных органических потребностей, в ситуациях общения у новорожденного начинают форми­роваться положительные эмоции, укрепляется ощущение безопасности.

Помните, что новорожденный автоматически «впитывает» то эмоциональное состоя­ние, в котором находитесь вы. Наблюдения за новорожденными показывают, что они достаточно адекватно дифференцируют эмоциональное отношение ухаживающего за ними взрослого. Уже в родильном доме новорожденный положительно реагирует на ласковое обращение няни или плачем — на холодное, безразличное или недостаточно ласковое обращение. Мать, которая чем-то обеспокоена, хотя внешне и не проявляет своего беспокойства, тем не менее вызывает у ребенка тревогу.

Новорожденный восприимчив не только к эмоциональному состоянию матери, но и к эмоциональной атмосфере в семье. Конфликтная, тревожная, неблагоприятная се­мейная атмосфера обычно способствует формированию у малыша повышенной тревож­ности, фиксации на отрицательных эмоциональных состояниях, раздражительности, что приводит к задержке и деформации развития.

Замечено, что если ребенок отделен от матери в первый месяц после рождения, то в дальнейшем установление биопсихической связи между ребенком и матерью проис­ходит с большими трудностями. Если такая связь не формируется, возникает тяжелое психическое расстройство.

Дефицит любви и заботы, нежности, ласковых слов, эмоционального тепла, объятий с неизбежностью ведет к формированию такого поведения личности, при котором че­ловек не способен ни любить, ни быть любимым.

Важно постоянно говорить с малышом, со сменой интонации и мимики. Ребенок должен слышать ваш смех, пение.

Важно поощрять исследовательскую деятельность малыша: давайте ему и подвеши­вайте яркие, блестящие игрушки, чаще меняйте положение ребенка в кроватке, под­вязывайте к его ножкам (пинеткам) колокольчики (бубенчики).

С 3 до 6 месяцев

Расширяйте жизненное пространство малыша: катайте его в коляске, носите на руках, опускайте на ковер.

Подносите малыша к зеркалу, это важно для развития его самосознания.

Развивайте врожденную способность к имитации. Учеными точно установлено, что дети всего лишь 12 дней от роду имитируют взрослых, когда те показывают им язык.

Продолжайте поощрять исследовательскую деятельность: знакомьте с новыми иг­рушками и предметами.

Продолжайте укреплять чувство привязанности к взрослому: покачивайте, погла­живайте, обнимайте.

С 6 до 9 месяцев

Развивайте совместную деятельность (учите катать мяч, снимать крышку с кастрю­ли, вынимать оттуда игрушки).

Не ограничивайте малыша в пространстве, но-позаботьтесь о его безопасности.

Создавайте возможность выбора общения с незнакомыми людьми.

Разрешайте малышу играть самостоятельно.

Поощряйте развитие подражания при выполнении простых действий («Ладушки», «Дай ручку»).

Учите новым действиям с игрушками по подражанию (пирамидками, кубиками, мячами).

С 9 до 12 месяцев

Отвечайте на стремление ребенка к общению.

Поощряйте любопытство, активность. В целях стимуляции речи поддерживайте раз­говоры с ребенком, продолжайте поощрять развитие подражательности (игры «Соро­ка-ворона», «Догоню-догоню»).

Для преодоления чувства страха играйте в «Ку-ку» (сначала прячете игрушку, за­тем накрываете свое лицо косынкой, затем лицо или голову малыша).

С 11 месяцев играйте с малышом «В поручения»: «Покорми собачку», «Поводи миш­ку», «Покачай лялю», «Дай мяч». Оценивайте достижения ребенка, внимательно от­носитесь к результатам, хвалите малыша.

1-2 года

Оценивайте деятельность малыша, а не его промахи, действия малыша, а не его личность. Оценка должна быть подробной (почему не так, как надо), эмоционально окрашенной.

Речь взрослого должна быть образцом для подражания. Говорите с малышом нето­ропливо, отчетливо. Произносите все слова, четко отделяя одно от другого паузой. Не пользуйтесь только упрощенными предложениями. Используйте не только закончен­ные фразы, но и развернутые высказывания.

Постепенно побуждайте ребенка к активной речи. Это достигается путем включения вопроса, ответ на который малыш может позаимствовать из только что услышанного \ образца вашей речи, например: «Дай большое колечко!» Когда ребенок его нашел, спросите: «Какое колечко ты нашел?» Нельзя настойчиво требовать от ребенка, чтобы он повторял сказанное, так как у него может появиться негативное отношение к речи, что увеличит срок ее появления. В этом возрасте не следует требовать от малыша пра­вильного воспроизведения звукового и слогового состава слова, так как повторить пра­вильно малыш еще не может из-за несовершенства произносительных навыков.

Малыш должен общаться со сверстниками, благодаря этому происходит дальнейшее формирование механизмов коммуникации с внешним миром и другими людьми.

Продолжайте поощрять исследовательскую деятельность малыша: учите его играть с мячом, пирамидками, различными вкладышами, с куклами и другими образными игрушками. Сочетайте их с двигательными играми, с посудой, одеждой, мебелью, соз­давая предпосылки для развития сюжетной игры. В заключение предлагаем подроб­ные описания нескольких игр на формирование эмоционального контакта между взрос­лым и ребенком.

СЕМЬ МЕСЯЦЕВ

« Ладушки-ладошки»

Чему учится ребенок: развитию общих движений.

Ход игры: посадите малыша к себе на колени. Ласково возьмите его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорите: «Ладушки-ладошки, маленькие крошки хлопают в ладошки, хлопают хлопушки. Вот они, ручки!»

ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ «Прилетели гули»

Чему учится ребенок: развитию общих движений.

Ход игры: посадите малыша к себе на колени. Ласково возьмите его руки в своии, ритмично похлопывая его ладошками, говорите:

Прилетели гули, гули-голубочки.

Сели на головку, на головку дочке.

Ты, моя дочка, помаши ладошками:

Кши, гули, кши!

ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ I

«Вверх-вниз»

Чему учится ребенок: преодолевать чувство страха.

Ход игры: посадите малыша к себе на колени. Удерживая за талию, припод­нимайтеи опускайте, проговаривая:

Вверх-вниз, вверх-вниз, Крепче, (имя ребенка), держись. Тише, (имя ребенка), не свались.

Или:

Поехали-поехали, с орехами, с орехами, По канавам — гоп-гоп! Да в канавку — хлоп!

ОДИННАДЦАТЬ— ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ «Иди ко мне»

Чему учится ребенок: развитию двигательных навыков.

Ход игры: отойдите от малыша на несколько шагов и поманите его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, (имя ребенка)! Иди, мой хороший». Когда малыш подойдет, обнимите его и погладьте по головке, поцелуйте в щечку, в носик.

1 ГОД3 МЕСЯЦА— 1 ГОД6 МЕСЯЦЕВ

«Покажи у куклы»

Чему учится ребенок: иметь представления о схеме лица; выполнять вообра­жаемые действия с помощью стихотворного текста, используя игрушки. Оснащение: кукла. Ход игры: читайте потешку:

Водичка, водичка, (одновременно дотрагивайтесь до называемых частей лица Умой Ляле личико, куклы, при повторном чтении двигайте руками малыша) Умой Ляле глазки, (побуждайте его к самостоятельному выполнению действий) Умой Ляле ротик, Умой Ляле носик, Умой Ляле ушки.

ГОДА

«Зеркало»(см. Приложение 2, с. 138-139)

Чему учится ребенок: развитию зрительного внимания.

Оснащение: хорошо закрепленное зеркало средних размеров; четыре картинки с изображением лица с отсутствующими частями: глаза, нос, рот, волосы.

Ход игры: посадите малыша перед зеркалом, сами сядьте рядом. Попросите ребенка глядя в зеркало показать на себе глазки, ротик, носик, волосики. Кла­дите перед ним по очереди одну картинку за другой. Малыш последовательно рассматривает их и находит на своем, а затем и на вашем лице недостающую часть.

«Кукла Катя»

Чему учится ребенок: воспитание выразительности речи и мимики.

Оснащение: кукла, две картинки с изображением лица куклы (грустное, весе­лое).

Ход игры: покажите малышу новую куклу:

К нам пришла в нарядном платье,

С белым бантом кукла Катя.

Хочет с (имя ребенка) поиграть,

Хочет с (имя ребенка) поплясать. (пляшет)

«Катя хочет поиграть с нами». Куклу посадите в стороне, а перед ребенком положите один из ее портретов: «Посмотри, это Катя принесла свой портрет. Ой, какая она грустная! Наверное, ее кто-то обидел. Ой-ой-ой, пожалей Катю, погладь ее по головке».

Положите вторую картинку: «Какая Катя здесь веселая! Веселая, улыбается, нарядная. Ах, ах, ах! Какая красивая! Улыбнись-ка Кате».

В дальнейшем попросите малыша показать картинку, где Катя веселая, а где — грустная, а потом изобразить, какая Катя грустная, какая веселая.

Усложнение: игра проводится без картинки.

СЕНТЯБРЬ

«Рот поет: „А-а-а"»

Чему учится ребенок: формировать навыки эмоционального общения; разви­вать слуховое внимание; побуждать к подпеванию «а-а-а».

Ход игры: привлекайте к себе внимание ребенка, ласково произнося его имя, дотрагиваясь до него. Тихо пойте песенку, вызывая у ребенка эмоциональный отклик, улыбку. Стремитесь вызвать подражание (а-а-а!).

Пойте, мои деточки,

Пойте-подпевайте,

За мамой (папой, бабой) повторяйте.

А-а! А-а! (2 раза)

ОКТЯБРЬ

«Кого тетя назовет, тот игрушечку возьмет»

Чему учится ребенок: развивать чувство ритма; активизировать слуховые ориентировочные реакции; вслушиваться в обращенную речь (текст песни); за­поминать имена детей в группе и названия игрушек.

Ход игры: посадите ребенка на коврик. Напевайте песенку:

В нашей комнатке сегодня Много маленьких ребят. Все петь песенки хотят!

Пойте имя ребенка, подойдите к нему, поглаживайте его по голове.

Петя наш запоет

И игрушечку возьмет.

Куклу (мишку, мяч).

Песня повторяется столько раз, сколько детей находится на занятии, вы долж­ны назвать всех детей по именам. Когда все имена детей будут названы и дети возьмут все приготовленные игрушки, похлопайте в ладоши или зажгите свечку.

Усложнение: покажите фотографию того ребенка, о котором сейчас будете петь; назовите игрушку, которую он должен взять.

НОЯБРЬ

«Играем с мячом»

Чему учится ребенок: концентрировать слуховое внимание на мелодии и сло­вах; совершенствовать чувство ритма; продолжать развитие координации дви­жений.

Ход игры: посадите малышей на ковре в маленький круг. Расстояние между детьми должно быть таким, чтобы они могли передавать мяч друг другу. Внеси­те большой резиновый мяч и покажите его малышам. Скажите: «Это мяч».

Пропойте стишок на любую мелодию:

Вот наш мячик дорогой, Поиграй-ка ты со мной. И со мной, и с Машей, И еще с Наташей. В ручки дам его я вам И соседу передам.

Дети передают мячик друг другу до того момента, пока взрослый не закончит пропевать стишок.

Усложнение: при проведении игры в очередной раз смените мяч, предложите детям мяч другого цвета, размера; предложите детям сесть не на коврик, а на стульчики, стоящие полукругом около вас.

ДЕКАБРЬ

«Медведица и медвежонок»

Чему учится ребенок: активизировать навыки слухового восприятия; закре­пить умение различать песенку медведицы и медвежонка (Ы-Ы-Ы - ы-ы-ы — высоким и низким голосом); повысить эмоциональный настрой ребенка.

Ход игры: в игре могут принимать участие двое — взрослый и ребенок (если игра проводится индивидуально) или 2-3 ребенка и взрослый (при проведении игры в детском коллективе).

Спойте малышу песенку на любой мотив:

К нам медведица пришла, Громко песню завела: «Ы-Ы-Ы, Ы-Ы-Ы». Крошка мишка прибегал, Маме тихо подпевал: «Ы-ы-ы-ы-ы».

Спойте первую часть песенки и покажите большого медведя — маму-медведи­цу и спойте ее песенку — громко звук [ы-ы-ы]. Попросите ребенка спеть песенку медведицы вместе с вами.

Спойте вторую часть песенки, покажите маленького медвежонка — маминого сыночка и спойте его песенку тоненьким голоском.

Попросите ребенка спеть песенку медвежонка вместе с вами. Похвалите ре­бенка. Спойте песенку еще раз. Когда вы удостоверились, что малыш хорошо запомнил текст песенки, попытайтесь при повторном пении его не произносить. Вы будете приятно удивлены, когда ребенок начнет сам произносить нужный звук.

Усложнение: покажите картинки с изображением большого и маленького мед­ведей вместо игрушек; проведите игру аналогично игре с игрушками.

ЯНВАРЬ

«Щенку холодно зимой»

Чему учится ребенок: внимательно слушать музыкальное произведение (укра­инская народная мелодия «Ой, лопнул обруч»); повторять звукоподражания «гав-гав» в определенном ритме.

Ход игры: покажите игрушечную собаку и скажите, что ее зовут Бобик, она умеет громко лаять, вот так: «Ав-ав». Расскажите, что зимой холодно и собака замерзла: «У нее замерзли лапы, замерз хвост. Послушай внимательно, я спою тебе про нее песенку».

Спойте песню на любой доступный мотив:

Вот наш Бобик,

Милый пес.

Он так громко лает,

Будто всех пугает:

«Ав-ав-ав».

Стимулируйте подпевание ребенком звукоподражания «ав-ав». Усложнение: при повторном исполнении песни покажите картинку с изобра­жением собаки; пение без наглядного материала (игрушки, картинки).

ФЕВРАЛЬ

«Киеонька-Мурысонька»

Чему учится ребенок: вслушиваться в слова простой песенки, дослушивать ее до конца; улавливать, различать и воспроизводить простые звукоподражания («Мяу!»).

Ход игры: покажите ребенку игрушечную кошку. Рассмотрите ее. Выделите и назовите части тела. Показ должен быть эмоциональным и живым, что сде­лает образ ярче и интересней. Дайте ребенку подержать игрушку, предложите ее погладить. Спойте предложенное четверостишие на любой доступный для вас мотив:

Киеонька-Мурысонька

К Пете (Оле, Коле) подходила.

К Пете подходила,

Песню заводила: «Мяу-мяу-мяу».

Предложите ребенку спеть песенку кошечки вместе с вами.

Усложнение: сделайте из пялец для вышивания экран. Возьмите кусок чер­ной ткани и натяните его на пяльца. Ваш экран готов. Изготовление простое и быстрое. Экран понадобится вам для проведения многих игр на развитие слу­хового внимания. Используя его, вы исключите возможность ребенка «считы­вать» с губ произносимые вами звуки, звукоподражания, слова.

Наши рекомендации