Развитие понимания долготы звучания

Занятия развивают прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику (осо­бенно указательный и средний пальцы ведущей руки), учат соотносить длитель­ность звучания с длиной дорожки, т. е. помогают установить связь между мо­торным и речевым компонентами. Все занятия проводятся за столом.

Обратите внимание: если ребенок правша, проводите его рукой справа нале­во. Если левша — наоборот (слева направо). Это основное правило при проведе­нии всех последующих игр.

СЕНТЯБРЬ

«Мы гуляем и поем»

Оснащение: две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см, длиной 5 и 30 см).

Ход игры: скажите ребенку: «Наши пальчики пойдут гулять». Возьмите ма­лыша за ведущую руку, выдвиньте его указательный и средний пальцы вперед, наложите свою ладонь сверху и проведите его пальчиками по короткой дорож­ке, пропевая «а-а». «Ой, какая короткая дорожка! Как быстро она закончилась! Пойдем по другой».

Положите длинную дорожку перед ребенком: «Сейчас (имя ребенка) пойдет гулять по длинной дорожке и будет песенку петь: „А-а-а-а-а". (Пропевайте за малыша в случае необходимости.) Как (имя малыша) поет?» — «А-а-а-а-а».— «Долго идем — долго поем».

ОКТЯБРЬ

« Долго—коротко »

Оснащение: колокольчик.

Ход игры: дайте ребенку колокольчик. Помогите малышу его рассмотреть. Научите им звенеть. Скажите: «Давай долго будем звенеть колокольчиком, дол­го-долго». Помогите малышу это сделать: «Динь-динь-динь-динь. А теперь — коротко: динь. А теперь опять долго-долго».

НОЯБРЬ

«Долго—коротко» (продолжение)

Оснащение: барабан.

Ход игры: дайте ребенку барабан. Помогите малышу его рассмотреть. Нау­чите ребенка бить в барабан. Скажите: «Давай долго будем бить в барабан, дол­го-долго». Помогите малышу это сделать: «Бам-бам-бам-бам. А теперь — корот­ко: бам». А теперь опять долго-долго».

ДЕКАБРЬ

«Большой и маленький мишки»

Оснащение: большой мишка (примерно 12 см высотой), маленький мишка \ (примерно 6 см высотой), две прямые дорожки, вырезанные из наждачной бума­ги № 0.

Ход игры: скажите: «Мишки хотят гулять. Поможем им. Где большой миш­ка? Правильно, вот он. Большой мишка пойдет по длинной дорожке». Возьмите малыша за ведущую руку, в которой зажат мишка, и проведите, по возможно­сти плавно, по длинной полоске бумаги: «Дли-и-и-и-инная дорожка! Мишка до-о-о-о-о-лго гуляет».

Потом аналогично поиграйте с маленьким мишкой (по короткой дорожке). Затем проведите пальчиками малыша по тем же дорожкам (как в игре «Мы гуляем и поем»).




ЯНВАРЬ

«Мишка идет в гости»

Оснащение: мишка большой (12 см высотой), две прямые дорожки из мелкой наждачной бумаги (ширина 2 см, длина 5 и 30 см), две небольшие картинки с изображением колокольчика и барабана.

Ход игры: скажите: «Мишка шел в гости: топ-топ-топ-топ-топ. До-о-о-о-о-лго шел. Колокольчик нашел. Пошел мишка по короткой дорожке — топ-топ. Ба­рабан нашел». Проведите пальчиками малыша по дорожке.

Внимание! Повторение звукоподражаний от малыша не требуется.

ФЕВРАЛЬ

«Длинная—короткая дорожка»

Оснащение: небольшие по размеру игрушки (6-10 см): поросенок, собачка, кошка, две прямые дорожки из гофрированной бумаги из-под конфет (ширина 2 см, длина 5 и 30 см).

Ход игры: двигайте рукой малыша с зажатой в ней игрушкой (собачкой, по­росенком, кошкой) и говорите: «Собачка идет в гости: ав-ав-ав-ав-ав. Уф, устала собачка. Поросенок идет в гости: хрю-хрю-хрю-хрю-хрю. Уф, устал поросенок. Кошка идет в гости: мяу-мяу-мяу-мяу-мяу. Уф, устала кошка. Решили они пой­ти по короткой дорожке. Сначала собачка пошла: ав-ав. Пришла. Поросенок пошел: хрю-хрю. Пришел. Кошка пошла: мя-яу. Пришла». Затем проведите пальчиками малыша по дорожкам, как в игре «Мы гуляем и поем».

МАРТ

«Машины»

Оснащение: две машинки — побольше и поменьше; две дорожки, вырезан­ные из вельветовой ткани и наклеенные на картон (ширина 2 см, длина 5 и 30 см). Короткая дорожка — прямая, длинная — в виде полумесяца.

Ход игры: спросите малыша: «Какую ты хочешь машинку — большую или маленькую? Возьми». Если он взял большую машину, то она поедет по длинной дороге. Маленькая — по короткой. По-разному произносите звукоподражания: длинно (би-би-би-би-би) и коротко (би-би). Управляйте рукой малыша, в кото­рой зажата машинка. Особое внимание обратите на длинную дорожку — она изогнута. В заключение игры проведите по дорожкам пальчиками малыша.

АПРЕЛЬ «Сапожки»

Оснащение: наперсток; две дорожки, вырезанные из бархатной бумаги (ши­рина 2 см, длина 5 и 30 см). Прямая дорожка — короткая, изогнутая — длин­ная.

Ход игры: наденьте на указательный палец малыша наперсток. Возьмите его за указательный палец, положив свою кисть поверх кисти малыша, и проведите сначала по короткой дорожке: «Бум-бум», а затем — по длинной: «Бум-бум-

бум-бум-бум». Снимите наперсток и проведите по дорожкам пальчиком малы­ша, по возможности вызывая у него повторение звукоподражаний.

МАЙ

«Из-за леса, из-за гор»

Оснащение: прямая дорожка, вырезанная из бархатной бумаги, шириной 2 см и длиной 15 см.

Ход игры, возьмите ребенка за руку, выдвинув вперед указательный и сред­ний пальцы его руки. Положите свою ладонь сверху, проведите пальчиками малыша по дорожке в такт словам: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Второй вариант: проводите большим пальцем малыша на каждый слог стихо­творения.

Развитие понимания долготы звучания - student2.ru

2) способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко использу­ются звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофо­ны, барабаны, бубны и другие. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание игрушек, начиная с 2-3. Малыш показывает, что звучало. При возможности называет игрушку. Обяза­тельно сам извлекает звуки с помощью игрушки. Играя со звучащими игрушка­ми, ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звуча­ния (долгие-короткие), по высоте звучания (высокие-низкие), по громкости (громкие-тихие). Учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания. В разделе представлены 16 игр, расположенных с постепенным усложнением в соответствии с лексическими темами.

ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ « Барабан—погремушка »

Чему учится ребенок: различать звучание барабана и погремушки; знать, по возможности называть эти звучащие игрушки; знать и называть части тела: ручки, ножки; понимать глаголы «стучит», «звенит».

Оснащение: барабан, погремушка.

Ход игры: на первом занятии покажите ребенку игрушечный барабан и ска­жите: «Это барабан». Спросите: «Что это?» Расскажите: «У барабана палочки. Палочками стучат по барабану вот так (постучите палочками)». Затем предло­жите постучать ребенку. Пока он стучит, маршируйте по комнате. Затем возь­мите барабан, прочтите рифмовку:

Барабан стучит, стучит, (стучите по барабану) Ножкам он ходить велит. (ребенок шагает по комнате)

На втором занятии покажите погремушку. Скажите: «Это погремушка». По­кажите погремушку ребенку и спросите: «Что это?» Скажите: «Погремушка звенит так (позвените погремушкой)». «Как звенит погремушка?» (Предложи­те погремушку ребенку.) Пока он звенит погремушкой, выполняйте движения руками: «ручки пляшут». Возьмите погремушку, прочтите рифмовку:

Погремушечка звенит, (позвените погремушкой)

Ручкам танцевать велит. (ребенок выполняет движения кистями рук)

На третьем занятии покажите барабан и погремушку. Попросите ребенка по­казать барабан, погремушку. Спросите: «Что это?» (Показывая на барабан, на погремушку.) Затем за ширмой постучите по барабану или позвените погремуш­кой, а ребенок выполнит соответствующие движения.

ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Семейный оркестр»

Чему учится ребенок: различать звучание барабана и погремушки; узнавать изображения барабана и погремушки; знать и называть членов семьи.

Оснащение: картинки с изображением барабана, погремушки. Ход игры: прочтите рифмовку:

С мамой будем мы играть, Маму будем забавлять.

Спросите ребенка: «С кем будем играть?» Поднимите картинку с изображени­ем барабана, скажите:

На картинку посмотри, Начинаем: раз, два, три.

Ребенок стучит палочками по барабану. Уберите картинку, попросите ребенка положить палочки. Поднимите картинку с изображением погремушки, скажите:

На картинку посмотри, Начинаем: раз, два, три.

Попросите ребенка позвенеть погремушкой. Уберите картинку, попросите ре­бенка положить погремушку. Затем дайте ребенку две картинки с изображени­ем погремушки и барабана. Спросите:

Кто из деток угадает, На чем мамочка играет?

За ширмой постучите по барабану. Ребенок должен поднять картинку с изо­бражением барабана. Спросите:

Что же это так звенит, \

Всех ребяток веселит?

За ширмой позвените погремушкой. Ребенок должен поднять картинку с изо­бражением погремушки. Играть в эту игру можно со всеми членами семьи.

Усложнение: ребенку предлагается третья звучащая игрушка — бубен (по той же схеме: знакомство со звучащей игрушкой, игра на ней; различение звучания бубна от других игрушек).

НОЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Угадай игрушку»

Чему учится ребенок: различать звучание игрушки: барабан, бубен, погре­мушка; знать и называть их.

Оснащение: картинки с изображением звучащих игрушек.

Ход игры: разложите на столе картинки с изображением звучащих игрушек: барабана, бубна, погремушки. Поставьте на наборное полотно картинку с изо­бражением одной из них. Скажите: «Найди такую картинку. Что это?» Так называйте все игрушки. Прочтите рифмовку:

Ну-ка глазки закрывай, (играйте на одной из трех игрушек. Ребенок Что звучало — отгадай! закрывает глаза, угадывает, что прозвучало,

поднимает соответствующую картинку)

НОЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Дождик»

Чему учится ребенок: различать ритм звучания: частое и редкое звучание металлофона; понимать и употреблять существительные «дождик», «ладошка», «дом»; глаголы «капал», «пошел»; понимать и употреблять прилагательные «ма­ленький», «сильный».

Оснащение: молоточек, металлофон.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Дождик капал понемножку, Протянули мы ладошку.

Редко ударяйте молоточком по металлофону. Попросите ребенка протянуть ладошки. Скажите: «Маленький дождик». Часто ударяйте молоточком: «Дождь пошел сильней, сильней, убегайте в дом скорей». Ребенок складывает ладошки домиком. «Сильный дождь». Попросите ребенка:

Слушай внимательно,

Думай старательно,

Какой дождь стучит редко?

Маленький дождик. (ребенок протягивает ладошки)

Сильный дождь. (ребенок «выстраивает домик»)

ДЕКАБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Курочка и цыплятки» (см. Приложение 2, с. 132)

Чему учится ребенок: различать частое и редкое звучание металлофона; раз­вивать ассоциативное мышление; знать и называть курицу, цыплят.

Оснащение: картинка.

Ход игры: покажите ребенку картинку «Курочка с цыплятками». Скажите: «Это курочка. Это ее детки, цыплятки. Покажи курочку. Кто это? Покажи цы­пляток. Кто это?» Ребенок отвечает. Прочтите рифмовку:

Курочка гуляла,

Червячка искала. (редко ударяйте по металлофону)

Червячка нашла,

Деток позвала.

Цыплятки прибежали,

Червячка склевали. (часто ударяйте молоточком)

Спросите:

«Про кого я играю?» {ударяйте молоточком то редко, то часто)

Ребенок показывает курочку и цыпляток, по возможности называя их.

ДЕКАБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Подарок елочки»

Чему учится ребенок: различать звучащие игрушки: барабан, металлофон, бубен; знать и употреблять названия этих игрушек; понимать и употреблять в речи глаголы «играет», «звенит», «звучит».

Оснащение: искусственная елочка, барабан, бубен.

Ход игры: поставьте на стол искусственную елочку. Скажите: «Елка в гости к нам пришла, всем игрушки принесла (вынимайте барабан). Это барабан. Он звучит так (постучите палочками). Это бубен (позвените бубном). Это метал­лофон (поиграйте на металлофоне)». Предложите ребенку поиграть на бараба­не, позвенеть бубном, поиграть на металлофоне. Прочтите рифмовку:

А теперь не зевай, Что играет, угадай!

Закрывайте инструменты-игрушки елочкой, выставляйте перед ребенком еще один набор таких же игрушек. Вызывайте звучание игрушки, ребенок угадыва­ет, что звучит, «играет» на таком же инструменте-игрушке.

ЯНВАРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Длинные—короткие дорожки»

Чему учится ребенок: слышать и называть долгие и короткие звуки; осуще­ствлять показ долготы звука рукой; понимать и употреблять в активной речи прилагательные «длинная», «короткая», «долгий», «короткий».

Оснащение: губная гармошка.

Ход игры: покажите ребенку губную гармошку. Скажите: «Это губная гар­мошка. Она играет так» (поиграйте на гармошке).

Прочтите стихотворение:

Я гуляю по дорожке, Я играю на гармошке. Длинную дорожку

Играй, моя гармошка! (издайте долгий звук и показывайте рукой

длинную дорожку, ребенок присоединяется)

Прочтите:

Короткая дорожка —

И замолчит гармошка. (издайте короткий звук и показывайте рукой

короткую дорожку, ребенок присоединяется)

Показ долготы звука можно осуществлять на карточке с наклеенными полос­ками разной длины (лучше, чтобы полоски были выпуклыми или шершавыми).

Наши рекомендации