Основные принципы работы над полифоническими произведениями
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианно-исполнительскому искусству. Это объясняется значением, которое имеет для пианиста развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает на всем протяжении обучения. Характерная черта полифонии – это наличие нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий. Это и определяет главную задачу учащегося: слышать и вести каждый голос полифонического произведения в отдельности и в их взаимосвязи.
Наиболее типичные недостатки при исполнении полифонии:
1) учащийся «бросает» какой-либо звук данного голоса, не слышит его связи со всей мелодической линией, а потому и не переводит его в следующий звук. Таким образом, нарушается главное требование к исполнению полифонической ткани;
2) иногда ученик, выдерживая тот или иной протяженный звук, не соизмеряет с его гаснущим звучанием силу следующего звука, не ощущает этот переход и в двигательном отношении. В результате звуковая линия нарушается, теряется выразительный смысл;
3) учащийся не всегда обращает внимание на штрихи, фразировку, динамику в различных голосах;
4) ученик исполняет имитацию невыразительно, голоса недостаточно дифференцированы;
5) в трехголосной полифонии часто не прослушивается средний голос;
6) погрешности голосоведения: особенно, если в партии одной руки проходят два или несколько голосов, или голос переходит из партии одной руки в другую.
В полифоническом сочинении надо вдумчиво работать над каждым голосом уметь вести его, хорошо интонировать, применять нужные штрихи. Необходимо чувствовать и понимать выразительность каждого голоса и при их совместном звучании. Надо объяснить ученику, что в разных голосах, в зависимости от их выразительного смысла, фразировка, характер звучания, штрихи могут быть совсем различными. Основной принцип работы - осмысленное вслушивание. Чтобы облегчить задачу исполнения полифонии, можно предложить ученику слушать «разговор» голосов. Большое внимание следует уделять напевности звучания, т.к. в этом заключается одно из основных требований при исполнении полифонических сочинений. В целом, методика изучения полифонии достаточно разработана фортепианной педагогикой. Здесь важно все: изучение по голосам, совместное проигрывание с преподавателем отдельных партий, игра голосов парами, пение одного голоса с исполнением на фортепиано другого, тщательная проработка сложных мест, связанных с исполнением нескольких голосов в одной руке.
Полифоническое воспитание в значительной мере основывается на изучении клавирных сочинений И.С.Баха, поэтому учащимся надо иметь правильное представление о характере исполнения данной музыки, о его соответствии стилю, образному содержанию. Музыка И.С.Баха требует иного подхода к выразительности исполнения, чем произведения других жанров и стилей. Необходимо почувствовать стройность замысла, зачастую - строгость этой музыки. Все это диктует соответствующий выбор выразительных средств. Среди них - особенности динамического плана, временная собранность. Важно привыкнуть к свойственной произведениям И.С.Баха темповой сдержанности, почувствовать, что даже активные по характеру и движению сочинения утратят упругость ритмического пульса, если их играть слишком быстро. В динамическом плане возможны длительные нарастания, значительные кульминации, большие построения, исполняемые в одном плане звучания, или сопоставления контрастных разделов с контрастной тембровой, динамической окраской, но не частая смена красок.
Основная задача педагога, занимаясь с учащимися любой степени подготовленности – научить любить полифоническую музыку, понимать ее. Правильно организованная педагогом работа над полифоническими сочинениями послужит залогом успешного развития ученика и его исполнительских успехов.