Методы проведения экскурсии
Экскурсия является одним из самых распространенных способов знакомства ребят с лагерем, его природой, историей, культурой, людьми.
С помощью экскурсии педагоги могут решать многие воспитательные и образовательные задачи.
Экскурсии бывают разные: пешеходные и автобусные, по ближайшим окрестностям и дальние путешествия в разные города, с профессиональным экскурсоводом и без.
Виды экскурсии:
- Обзорные (понемногу обо всем) – дают первичную информацию о месте, где оказались участники, его географических и климатических особенностях, истории. В условиях детского лагеря важно, чтобы дети знали основные объекты, где им придется жить и работать, чтобы они могли свободно ориентироваться.
- Тематические:
- историческая – ее маршрут может быть проложен по историческим вехам детского лагеря. В ходе экскурсии необходимо рассказать о самых интересных событиях, которые здесь происходили, о людях, которые оставили свой след в жизни лагеря.
- архитектурная – Архитектура – это застывшая музыка, и надо постараться, чтобы эта музыка была хорошо слышна и стала понятна детям.
- экскурсия в природу детского лагеря –В этой экскурсии уже не будет проложенных тропинок и дорог, ведь в разное время года можно показывать детям разные места – заповедные уголки, которые вы им подарите.
- морская - море, пожалуй, одно из притягательных мест в детском лагере. Многие из детей встречаются с ним впервые. Им можно любоваться в любую погоду, в любое время суток. Не менее интересна и жизнь моря – его обитатели, его история, тайны, которые хранят темные морские глубины.
- романтическая – эта экскурсия построена на легендах детского лагеря и может использоваться как сюрприз или подарок детям.
- экскурсия в отделы и службы лагеря – подготовить и провести такую экскурсию непросто, но это всегда праздник встречи с интересными и необыкновенными людьми.
Формы экскурсии:
- Игра на местности: предложите ребятам поучаствовать в игре "Потерянная карта" или "Поиск сокровищ".
- Экскурсия – инсценировка: если экскурсия разрабатывается совместно с детской творческой группой, то ребята готовят инсценировку каких-либо исторических событий или легенд, связанных с данным объектом.
- Экскурсия – сюрприз: ее втайне готовят вожатые или детская творческая группа.
- Экскурсия – пленэр: группа «художников» или «фотографов» подыскивает и зарисовывает красивые виды детского лагеря, после чего открывается выставка или презентуется альбом.
- Экскурсия – энциклопедия: ребенку или группе детей раздаются карточки с изображением какого-либо объекта. Необходимо его найти, собрать о нем информацию, красочно оформить и представить отчет.
- Экскурсия – прогулка: рекомендуется проводить ее с детьми, чтобы снять напряжение, настроить на положительные эмоции.
- Экскурсия – разведка: детям предлагается выступить в роли тайных агентов, которые разведывают и зарисовывают объекты.
- Экологическая охота: ребята «охотятся» на экологических «врагов», выявляют причины их проникновения, предлагают пути решения, например: очистка клумб от сорняков, уборка мусора на пляже, очистка склонов, борьба с лианами.
- Экскурсия – викторина: в ходе экскурсии ребята выполняют творческие задания, отгадывают кроссворды, отвечают на вопросы, демонстрируя при этом свои знания, смекалку и сообразительность.
- Экскурсия – симпозиум: дети - это группа ученых, которые доказывают свою точку зрения, основываясь на материале экскурсии.
- "Топографы" – ребята составляют карту с указанием определенных объектов ("МЧС–тропа" – зарисовка опасных мест детского лагеря, "По следам друидов" – зарисовка растений).
- Экскурсия – живая газета: ее корреспондентами являются растения и животные, которые рассказывают детям свои истории, просят помощи, дают полезные советы.
- Экскурсия – «неболейка»: рассказ о полезных и опасных растениях на территории детского лагеря, знакомство с секретами народной медицины.
- Видеоэкскурсия - экскурсия с использованием видеоматериалов об истории, архитектуре, природе детского лагеря.
Что надо сделать, чтобы экскурсия прошла интересно?
Прежде всего самим хорошо знать материал, даты, имена людей, названия растений.
Во–вторых, определить мотивы и потребности детей, поставить задачу. Нельзя объять необъятное - в одну экскурсию заложить все, что вы знаете. Определите, что наиболее полезно будет детям в этот момент, этот период.
В–третьих, выбрать подходящую форму проведения экскурсии в зависимости от поставленных задач, возраста детей, погодных условий.
В–четвертых, подготовить встречу, т.е. заранее предупредить людей, которые трудятся на том или ином объекте, договориться о выступлениях, возможности пройти в те или иные помещения.
В–пятых, подготовить ребят к совершению Открытия. Возьмут ли они с собой фотоаппараты, блокноты и ручки, будут ли заполнять карту, подготовят ли небольшие сувениры – зависит от вас.
В–шестых, необходимо помнить, что максимальная продолжительность экскурсии – не более 1,5 часа для младшего и среднего возраста, 2,5 часа для старшего возраста. Необходимы короткие остановки для отдыха, для переключения внимания. В это время можно поиграть в подвижные игры, разучить песню.
На что следует обратить внимание при организации экскурсии: при выборе маршрута:
- соответствие задачам и содержанию экскурсии,
- знание мест проведения экскурсии,
- степень сложности, трудности маршрута и предполагаемых объектов для посещения детьми, доступность их осмотру,
- рациональность последовательности посещаемых объектов.
При разработке содержания:
- содержательность,
- не перегруженная и не очень бедная насыщенность содержания фактами и сведениями, их рациональный отбор,
- логичность,
- лаконичность,
- достоверность.
При выборе экскурсовода:
- умение заинтересовать экскурсантов,
- грамотность в изложении материала,
- знание темы, умение отвечать на вопросы,
- умение общаться, владение ораторскими приемами, четкость и громкость речи,
- эмоциональность,
- оригинальность и самобытность.
Во время экскурсий, и прочих выходов за территорию лагеря…
Вне зависимости, куда и с какой целью Ваш отряд выбирается за пределы лагеря, перепишите детей на листе бумаги: фамилия и имя ребёнка, общее число, кто уходит, ФИО остающихся в лагере из вашего отряда (если таковые имеется). Отдайте этот лист директору лагеря или иному должностному лицу. Всё это для того чтобы чётко знать где в данный момент находится тот или иной ребёнок. Перед воротами постройте всех по парам и ПЕРЕСЧИТАЙТЕ!!! Передвижение отряда только в таком порядке – один вожатый в первых рядах, второй (строго!) замыкает колонну.
ЛЕС
Обязательно возьмите с собой репиленты от комаров!
Если ребёнок захотел в туалет, а вы идёте по лесной дороге. Перед выходом за территорию лагеря строго настрого объясните детям, что если кто-то из них захотел в туалет, то для этого необходимо подойти к своему вожатому и отпросится у него. И только так. Колонна в это время продолжает движение, но в два раза медленнее, а один из вожатых постоянно озирается назад, и, обнаружив ребёнка целым и невредимым, радостно делает ему взмахи руками: «давай типа, догоняй нас!»
ГОРОД
Вы приехали на автобусе ну… предположим, в какой то музей на экскурсию:
Перед выходом из автобуса пересчитать, перед входом в музей – пересчитать, после выхода из музея – пересчитать, перед отправлением автобуса – пересчитать три раза. Как Вы уже догадались, считать Вам предстоит много и постоянно, но это необходимо, т.к. если кого-то будет не хватать, то Вы без труда вспомните на каком этапе ваших перемещений он потерялся.
Если ваш отряд переходит дорогу: один вожатый выходит на проезжую часть и останавливается посередине, отряд тем временем проходит мимо него. Когда дети только приезжают и выскакивают из автобуса (при этом первым из автобуса всегда начинает выходить вожатый, и лишь потом – дети!), почему-то сразу начинают ломится в сторону киоска с сувенирами. Не вопрос. Пускай, если им так хочется потратить деньги. Но поступите мудро: «Ребята, мы сначала все вместе идём в музей, а после у нас будет 5 минут, чтобы купить то, что вы хотите».
По приезде в лагерь не забудьте пройтись по салону автобуса – обязательно найдёте пару забытых бейсболок и одну куртку…
Способы подготовки экскурсии.
Если у вас есть возможность – пригласите в отряд специалиста, который обладает более глубокими знаниями в той или иной области, и вместе с ним подготовьте экскурсию.
Еще важнее сделать ребят соучастниками процесса получения знаний, а не просто их поглотителями. Пусть они сами будут друг для друга источниками новых знаний.
В таком случае экскурсию готовит творческая или инициативная группа. Задания получают члены групп или весь отряд, разделенный на рабочие группы.
Задача педагогов при этом – помочь ребятам подобрать материал, продумать форму, подсказать, чем заполнить паузы для отдыха, какие сувениры сделать для экскурсоводов и экскурсантов. И тогда экскурсия превращается в интересное и полезное коллективно-творческое дело.