I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. II. Проверка домашнего задания
II. Проверка домашнего задания
III. Повторение изученного о падежах
1. Игра «Узнай падеж».
Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети должны определить падеж.
Материал для игры:
а) кому? (Д. п.)
б) на, за, под, через, про, в (В. п.)
в) нет (Р. п.)
г) «щедрый» падеж (Д. п.)
д) без предлогов не употребляется (П. п.)
е) подлежащее (И. п.)
ж) «падеж-работяга» (Т. п.)
з) кого? (В. п., Р. п.)
и) два предлога (Д. п.)
к) что? (И. п., В. п.)
IV. Орфографическая разминка
Люди хле.. в п..лях лелеют. Подымают целину.
Сил для хлеба (не) ж..леют, Сеют, жнут, н.лей (не) спят...
Пашут каждую в..сну, С детства знай, как хле.. растят.
Я. Аким
— Объясните написание пропущенных букв и знаков препинания.
— Подчеркните имена существительные в предложном падеже.
— Определите род и падеж имен существительных.
IV. Чистоп исание
каравай калач комбайн
— Составьте со словами предложения.
Вот он — хлебушко душ.стый, Вот он — теплый, з.л.тистый, В каждый дом на каждый стол Он пожаловал, пр..шел.
С. Маршак
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Назовите слова в переносном значении.
2. Игра «Закончи пословицу»:
* Тяжела работа... (да хлеб сладок).
* На кровати лежать — ... (куска хлеба не видать).
* Земелька черная,... (а хлеб белый родит).
* Каравай хлеба... (не свалится с неба).
3. Словарный диктант.
Ученики записывают лишь отгадки:
С неба
Солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи.
Шевелят они усами
И тихонько шелестят.
(Пшеница.)
Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает?
(Рожь.)
Как на иоле, на кургане,
Стоит курочка с серьгами.
(Овес.)
Теплым белым кругом хлеба
Солнышко спустилось с неба,
Долго пахарь полем шел,
Хлеб тот осенью нашел.
(Урожай.)
Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижет пшеничный.
И лежат за ним вразброс
Копн'ы золотых волос.
(Комбайн.)
Стоит в поле гагара
Выше амбара,
Не жнет, не пашет,
Крыльями машет,
А подняться не может
Только зерно гложет.
Сама не глотает,
Другой сыт бывает.
(Мельница.)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я.
Будет целая семья!
(Зерно.)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился.
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб.)
Временем рассеваю,
Временем собираю,
Сам сыт бываю и других кормлю. (Пахарь.)
— Расскажите, какой путь проходит хлеб, прежде чем попадет к нам на стол.
— Люди каких профессий выращивают хлеб?
— Какой хлеб называют озимым?
— Что делают из ячменя? (Перловую крупу.)
— Что делают из овса? (Хлопья «Геркулес».)
— Какой хлеб выпекают из пшеничной, ржаной муки?
VI. Работа с учебником
Развитие умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно различать слова.
1. Упр. 149, с. 93.
— Для чего нужно уметь определять склонение имен существительных?
(Для того чтобы правильно писать окончания имен существительных.)
Физкультминутка
Работа с таблицей: «Склонения имен существительных».
2. Упр. 150, с. 94.
3. Работа с правилом (с. 95)
— Сколько склонений имеют имена существительные? Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3-му склонениям? Приведите примеры.
4. Упр. 151, с. 195. Упражнение на распознавание типа склонений имен существительных.
5. Письмо по памяти:
Рож.. н..л..ваетея з..рном
т..желым, ур..жайным
И солнеч..ным п..гож..м днем
(в)п..ля идут к..мбайны. .
Н. Забила
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Определите падеж имен существительных.
Физкультминутка
6. Работа с текстом:
Вот он... хлебушко душистый, В нем — чудесное тепло.
С хрусткой корочкой витой. В нем — земли родимой соки,
Вот он... теплый, золотистый, Солнца свет веселый в нем...
Словно солнцем налитой. Уплетай за обе щеки,
В нем — здоровье наше, сила, Вырастай богатырем!
С. Маршак
— Выпишите имена существительные в три столбика: 1, 2, 3-е склонения.
— Подчеркните в словах изученные орфограммы, объясните их написание.
— Назовите однородные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? Чем являются в предложении?
7. Работа с деформированным текстом:
1) А теперь ш. .феры чистое з. .рно на мельницу пов. .зут. 2) Станет пш. .ни-ца мукой. 3) Выр..сла в поле пш..ница с т..желым кол..сом. 4)Шумят м..ш..ны на д..рогах, отвозят з..рно на мельницу. 5) Добрый хле.., пора убирать ур..жай! 6) Вывел отец на пш..ничное поле к..мбайн. 7)Вес.ло в поле, х..рош..й ур..жай! 8) А из муки нап..кут белого хлеба. 9) К..мбайн сам косит, сам м..лотит, а чистое з..рно ссыпает в грузовик. 10) Все лето хорошо помогало солнышко людям. Хлеб растило.
— Расположите предложения по порядку, чтобы получился связный текст. Определите его тему, озаглавьте.
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Определите склонение выделенных существительных.
8. Работа с правилом (с. 96).
— Как определить склонение имени существительного?
— Какие окончания имеют имена существительные в 1, 2, 3-м склонениях?
VII. Рефлексия
— К какому склонению относятся существительные женского и мужского родасокончаниями -а (-я)?
— Какие существительные относятся ко 2-му, 3-му склонениям?
— Как нужно относиться к каждому кусочку хлеба? Почему? Как бы вы поступили, обнаружив кусочек хлеба на полу?
— Что можно приготовить из черствого хлеба?
Домашнее задание
Упр.153, с.96; правила (с. 95, 96).
Урок 30. Тема: Три склонения имен существительных
(2 урок)
Цели:познакомить учащихся с алгоритмом определения склонения имен существительных в предложении; практиковать в определении склонения имени существительного; учить детей подкармливать птиц зимой; показать, как трудно им приходится в эту пору года.
Ход урока