I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. II. Проверка домашнего задания

II. Проверка домашнего задания

III. Орфографическая разминка

Р.бина раскинула гроздья-

И тоненькой веткой д..вно, .

Как будто нежданная гост..я,

(Не)смело стучится в ..кно.

Румянец, да свеж..сть, да сила,

Да молодость — все по пл..чу!

Лишь солнышка ч..ть (не) хв..тило,

На каждую гроз..ь — по луч.. . В. Якуничева

— Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

— Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

— Назовите имена существительные 1-го склонения.

IV. Чистописание

рябина ребенок ремонт

— Что объединяет эти слова? (Это имена существительные.)

— Чем они отличаются? (Рябина — имя существительное 1-го склонения.)

— Составьте со словами словосочетания (устно).

Запылали алым цветом

Кисти спелые рябин. В. Волина

— Подберите синонимы к слову алый.

— Какие слова употреблены в переносном значении?

— Обозначьте склонение имен существительных.

V. Работа с учебником

Наблюдение за окончаниями имен существительных множественного

числа в родительном падеже.

1.Упр. 213, с. 129; упр. 214, с. 129.

Физкультминутка

2. Работа с правилом (с. 129).

3. Самостоятельная работа изложение текста-описания упр.211

VI. Рефлексия

— Какие окончания имеют имена существительные множественного

числа 1-го, 3-го склонений в родительном падеже? :

Домашнее задание

Упр. 216, с. 130; правило (с. 129).

Урок 45. Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах. Контрольный словарный диктант.

Цели:обобщить знания о правописании падежных окончаний имен существительных во множественном числе; развивать речь и орфографическую зоркость учащихся; показать красоту зимней природы.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

II. Проверка домашнего задания

III. Орфографическая разминка

М..роз тр..щит, з..ма м..тет,

Сн..гирь как маков цвет цв..тет,

П..ет и В..с..ЛИТСЯ,

М..роза не б..ится.

Да что ему, друз..я м..ро..,

Когда он на м..розе рос,

Ветрами умывался,

М..розом зак..лялся.

М. Хведорович

— Объясните написание выделенных орфограмм.

— Объясните постановку знаков препинания в сложном предложении, в предложении с однородными членами, в предложении с обращением.

— Подчеркните имя существительное во множественном числе. Определите его склонение, падеж. Выделите окончание.

IV. Чистописание

сн..гирь сне..ный сн..гопад

— Что объединяет эти слова? (Эти слова однокоренные.) Обозначьте в словах корень, подберите однокоренные слова.

— Составьте со словами предложения (устно).

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

С. Погореловский

— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

— В однокоренных словах выделите корень.

V. Работа с учебником

1. Упр. 217, с. 131;

— Укажите падеж имен существительных, выделите окончания.

2. Работа с правилом (с. 132).

Физкультминутка

3. Письмо по памяти.

Загадка:

Каждый го., я к вам л..чу — -

3..мовать у вас х.лу.

И еще кр..сней з..мой .

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь.)

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

— Что вы знаете о снегирях? Почему их называют" <<перелётными»

птицами?

4. Работа с текстом:

С наступлением первых замаразков к нам прилитают снигири.

Осинью снигири собираются в стайки. Литают по лисам, садам, паркам. Клюют ягады ребины, боярышника и шыповника. Гнездышко сни-гиря свито из тонких сухих прутиков, мха, лишайников и выстлано пухом и перьями. Висну, лето и осинь снигири праводят в тиши густых дремучих северных лисов.

Т. Шорыгина

— Исправьте ошибки в написании слов. Объясните свой выбор.

— Выделите окончания имен существительных множественного числа. Обозначьте их падеж.

Физкультминутка

5. Упр. 218, с. 132. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

6. Объясните написание пропущенных букв в корне и в окончаниях имен существительных.

Ни зер..н, ни тр..вин..к —

Г..лодная п..ра!

Бл..стят иголки льдин..к,

Исчезла м..шкара.

Но здесь, в с.ду за школ..й,

Среди седых в..твей,

Готов обе., в.селый

Для птич..к у д..тей.

М. Пожарова

—Обозначьте падеж имен существительных.

7.Работа с деформированным текстом:

1) Но очень скоро лес превратится в настоящ..ю зимнюю ска..ку. 2) Еще спит заснеженный лес. 3) Поблескивают сер .бристымин..рядамир..бинки и б..р..зки. 4) Но вот солнечные лучи касаются в..рхушек д.ревьев. 5) Св..ркают з..л..тыми искринками сугробы и кусты. 6) Пр..рода л..ниво присыпается. 7) Их еще только сле..ка коснулось солнышко. 8) Пасмурь и серость в л..су постепенно исчезают.

— Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

— Объясните написание пропущенных букв.

— Выделите окончания имен существительных множественного числа. Укажите их падеж.

8. Работа с текстом:

1) Зимой, сказочен, лес, чудесен. 2) Снег, белый, на, пушистый, повис, ветвях. 3) По, вершинам, красногрудые, обсыпанным, перелетают, шишками, снегири. 4) Попискивают, хлопотдивые, в, синицы, сучьях, возятся, тихо. 5) На, лисьи, пухлых, узором, заячьи, написаны, cyгробах, хитрым, следы.

— Составьте из слов предложения.

— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

— Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

— Выделите окончания имен существительных множественного числа, укажите их падеж.

Обобщение знаний об имени существительном. Учащиеся отвечают на вопросы на с. 133

VI. Рефлексия

— В каких падежах в окончаниях имен существительных множественного числа пишутся буквы а, я?

Домашнее задание

Упр. 219, с. 133; правило (с. 132).

Урок 46. Тема: Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Цели:проверить умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных, определять падеж и склонение имен существительных.

Ход урока

Наши рекомендации