Об опыте исследовательской работы
Война оставляет глубокий след в душе любого народа. В истории нашей страны две войны принято называть Отечественными. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. по времени гораздо ближе нам, чем Отечественная война 1812 года. Военное прошлое по разному воспринимают люди разных возрастов. Современная молодежь узнает о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории и кинофильмов. В эпоху компьютерных технологий возможности изучать историю очень широкие, это анимации карт, видеофрагменты и многое другое, что предоставляет «всемогущий» интернет. А вот ветераны войны, которые были живыми свидетелями и непосредственными участниками тех событий, уходят из жизни. Еще не поздно записать интервью с живыми ветеранами, снять о них видеофильм. Но многих сегодня уже нет с нами. Наши бабушки и дедушки, тогда, в военную пору были детьми и подростками, ощутили на себе голод, лишения и тяжёлый труд. Их рассказы для нас – еще один источник о войне.
Я выбрала тему, связанную с оценками и суждениями о Великой Отечественной войне. Целью моей работы являлась оценка такого события в войне, как Ржевско-Сычевская операция 1942 года. Выбор не был случаен. Мой прадед погиб в бою на Ржевско-Сычевском направлении. Мне хотелось представить, как это произошло. Операция, которая также известна под кодовым названием «Марс», породила массу различных толкований и споров.
Прежде всего, я хочу начать свои размышления с некоторых фактов, касающихся нашей семьи. Моя бабушка Гурентьева Алевтина Александровна 1936 года рождения. Когда началась война, она была очень мала, ей было 5 лет. Но она до сегодняшнего дня сохранила «похоронку», которая пришла в их дом в 1942 году. Ее отец, дед моего папы, мой прадед Баканов Александр Макарович погиб 26 ноября 1942 года.
Я провела исследование по поиску информации о моем прадеде, погибшем в годы Великой Отечественной войны. Во-первых, из Книги памяти можно прочитать следующее: Баканов Александр Макарович, 1906 года рождения, с. Зилаир Зилаирского района, красноармеец 927 стрелкового полка, 251 стрелковой дивизии, погиб 26.11.42 года. Похоронен в деревне Гредякино Сычевского района Смоленской области. Благодаря информации, которую разместило Министерство Обороны, из ЦГАМО я смогла ознакомиться с документом «Именной список безвозвратных потерь личного состава Зилаирского района», куда было внесено имя моего прадеда, год призыва на фронт, его звание, должность, имя его жены Василисы Михайловны. Место гибели – северная окраина деревни Гредякино Сычевского района Смоленской области. Мы узнали, что есть памятник, установленный на братской могиле в городе Зубцово, обнаружили даже фотоснимок захоронения, где вместе с моим прадедом было перезахоронено 11 тыс. 789 погибших, его имя навечно выбито на стене этого мемориала. Следующий этап моего исследования был связан с установлением конкретных событий Великой Отечественной войны, в которых принимал участие мой прадед. Какое место в хронике войны занимает деревня Гредякино Сычевского района?
Ржевско-Сычевская стратегическая наступательная операция также известна как «Ржевская мясорубка»- это боевые действия Калининского фронта (генерал-полковник Н.С. Конев) и Западного фронта (генерал армии Жуков) по разгрому 9-й немецкой армии (генерал В. Модель) и группы армии «Центр» (генерал-фельдмаршал Г.фон Клюге), оборонявшиеся на Ржевско-Вяземском выступе. В течение 1942-1943 гг. было проведено несколько наступательных операций, получивших название Ржевско-Сычёвская, Ржевско-Вяземская. Вторая Ржевско-Сычевская операция, получившая название «Марс», проходила с 25 ноября по 20 декабря 1942 года.
Битва под Ржевом породила много разных, порой противоречивых, оценок. Например, американский исследователь Дэвид Глантц в книге «Крупнейшее поражение Жукова. Катастрофа Красной армии в операции «Марс», по существу своим названием дает отрицательную оценку действиям Жукова Г.К. Он считает, что операция «Марс» была не вспомогательной, отвлекающей внимание от Сталинграда, а основной. Гитлеровцы сосредоточили на Ржевском направлении отборные силы, а в Сталинграде участвовали румынские части, менее подготовленные.
Но я внимательно прочитала в книге о событиях 26 ноября 1942 г. Это тот самый день, когда погиб мой прадед Александр Макарович Баканов в деревне Гредякино. «26 ноября немцам лишь чудом удалось избежать катастрофы. Эффективно перемещая свои войска, они сумели удержать оборону на флангах русского предмостного плацдарма. Несмотря на то, что авангард русских бронетанковых войск – по оценкам немецкого командования, почти 200 танков - подошёл почти вплотную к шоссе Ржев-Сычевка, он явно не выполнил предполагаемую задачу первого дня наступления. Северный фронт у Гредякино держался крепко, как и немецкие укрепления у Жеребцово и Хлепень. Более того, немецкие резервы заняли выгодные позиции, чтобы вступить в бой с крупными русскими танковыми силами, если те возобновят атаку. Однако эти успехи достались дорогой ценой. За первые два дня наступления 5-я танковая дивизия потеряла 91 человека убитыми, 318 - ранеными, 156 - пропавшими без вести, а потери 78-й пехотной дивизии были еще больше. Тем же вечером генерал Фелькер рапортовал в штаб корпуса: "Все подразделения серьёзно ослаблены, [имеются] большие потери техники и оружия, особенно легких и средних противотанковых пушек и тяжелых орудий пехоты". Русские заплатили за достигнутый успех ещё дороже: немцы насчитали, по меньшей мере, 50 уничтоженных русских танков, заснеженные поля перед немецкими и русскими позициями и между ними были усеяны трупами советских солдат в бурой и белой одежде…». Другой автор Резун В. Б. в книге «Тень Победы» пишет следующее: «Очередной провал Жукова под Сычевкой, Ржевом и Вязьмой из нашей истории выпал. О нем забыли… Операция под Сычёвкой, Ржевом и Вязьмой в ноябре-декабре 1942 года не была отвлекающей, она была главной. Жуков ее провалил, поэтому задним числом ее опустили в разряд второстепенных и отвлекающих». Данный автор пытается умалить роль Жукова и показать его бездарным полководцем. С такой позицией нельзя согласиться. Нельзя, конечно, полностью доверять и фильму НТВ «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», нельзя считать, что наши прадеды «не за Родину сражались», а были «просто отправлены на убой». Эту фразу я прочитала на форуме и категорически с ней не согласна. Мне ближе стихотворение А. Твардовского «Я убит под Ржевом», я не могу его читать без слёз. Хочу привести также воспоминания советского военного корреспондента И. Эренбурга: «Мне не удалось побывать у Сталинграда… Но Ржева я не забуду никогда. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального…».
Очень сильное впечатление произвело воспоминание одной жительницы деревни Аристово, расположенной в районе Ржева, Клавдии Николаевны Малашкиной: "... В марте месяце 1943 года мы вернулись в нашу деревню ... Ни одного дома не осталось, ни одного деревца, ни одного кустика... жили в землянках. Ходили собирать и хоронить трупы солдат. Смотрю на холм, а снег совсем серый! Я спрашиваю: - А что это снег серый? А мне отвечают: - Так это не снег, это солдаты в шинелях лежат.
- Так нам же их никогда не подобрать... А мы еще мужей своих ждём с войны, тут за какую-то "болотину" тысячи людей положили, а ведь брали Смоленск и другие города большие, что ж там то..."
В словах этой простой женщины нет никакой предвзятости, воинствующего антисоветизма. Это свидетельство об огромных потерях Красной Армии под Ржевом. А погибшие – достойны Великой Славы и Вечной Памяти! В качестве заключения приведем слова Алексея Нилова из статьи «Победы мы не отдадим»: «Трудно развенчать мифы о войне. Главное – над любой книгой, статьёй или телепередачей о Великой Отечественной войне надо думать и помнить: случайно, иногда, можно выиграть бой. Войну – никогда!»
Готовясь к данной работе, я прочитала много и удивилась: какую массу яростных споров породила тема войны и как трудно моему, ещё не определившемуся сознанию сделать правильный вывод. Но я думаю, что Великая Победа – это то, что должно объединять людей, это национальная идея, которая выше политических целей и интриг.
Л.М.Семенова,
к.и.н., доцент БГАУ (г. Уфа)
А.М.Сахибгареева,
студ. эконом. фак-та БГАУ (г. Уфа)