Место и значение лыжного спорта и лыжной подготовки в системе физического воспитания
Лекция 1
Лыжный спорт в системе физического воспитания
План
1. Определение понятий «Лыжный спорт» и «Лыжная подготовка».
2. Место и значение лыжного спорта и лыжной подготовки в системе физического воспитания.
1. Определение понятий «Лыжный спорт» и «Лыжная подготовка»
В практике педагогической работы по л/с сложилось два понятия «Лыжный спорт» и «Лыжная подготовка».
«Лыжная подготовка» является обязательным разделом физического воспитания в школах, СУЗах, гос ВУЗах.
Задачи лыжной подготовки:
- обучение основам техники;
- выполнение определенных норм;
- приобретение элементарных знаний.
«Лыжный спорт» понятие более широкое.
Лыжный спорт – I ступень. Задачи:
- достижение возможно высоких результатов;
- широкая общая и специальная физическая подготовка;
- совершенствование физических и волевых качеств;
- углубленная тактическая и техническая подготовка;
- овладение основами теории и методики тренировки.
Следует отметить, что занятия лыжным спортом проводят круглогодично.
Является ли л/с массовым?
Л/с 64% - от всех видов сорта – 610 тыс. из 961 тыс. занимающихся спортом;
Хоккей – 21,1 % - 200 тыс. занимающихся;
Бобслей – 167 тыс.;
Ф.К. – 44 тыс.
Место и значение лыжного спорта и лыжной подготовки в системе физического воспитания
Физическое воспитание – многолетний процесс индивидуального развития человека. Содержание и формы этого процесса могут быть различными в зависимости от возраста, занимающихся, условий их жизни и деятельности, а также от логики развертывания самого процесса.
Начинается этот процесс с внутриутробного возраста и продолжается до наступления зрелости.
Физическое воспитание детей осуществляется совместными усилиями семьи и школы. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, игры, туризм, естественные факторы природы, гигиенические условия труда и быта.
Среди многих средств физического воспитания особое место занимает лыжная подготовка. Она является обязательным разделом физического воспитания в различных учебных заведениях севера и средних полосы России. В задачу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах на равнинной и пересеченной местностях, приобретение знаний по гигиене лыжной подготовки, по смазке и уходу за ними, по технике безопасности при занятиях на лыжах, а также выполнение определенных контрольных нормативов.
Оздоровительное
– благотворная обстановка занятий на свежем воздухе, в лесу;
– работа всех основных групп мышц;
– активное включение в работу кардио-распираторной системы. Систематические тренировки увеличивают ЖЕЛ, УОС, МПК, вызывают изменение состава крови, ЧСС;
– возможность легко регулировать нагрузку как по интенсивности, так и по объему.
Образовательно-воспитательное
– получение новых знаний по инвентарю, смазке, правилам соревнований, гигиене, технической базе;
– овладение новыми навыками и умениями, сохранения равновесия на скользящей опоре, лыжными ходами и т.д.
– воспитание силы, выносливости, быстроты, ловкости
– совершенствование нравственных качеств: настойчивости, упорства, выдержки, самообладания, инициативы, самостоятельности, целеустремленности, решительности, смелости.
Прикладная – в климатических условиях северных и восточных районов России, в горной местности.
Средство активного отдыха
В любом возрасте передвижение на лыжах используется как средство активного отдыха. Прогулки на лыжах в лесной местности с разнообразным рельефом доставляют эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на ЦНС, улучшают общее состояние организма, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.
Значение лыжной подготовки определяется ее полноценностью в укреплении здоровья занимающихся как средства закаливания организма. Имеются научные исследования показывающие, что во время эпидемий гриппа дети, имеющие уроки лыжной подготовки болели в 2,5-3 раза меньше, чем их сверстники, уроки физкультуры у которых проводились в зимнее время в спортивном зале. Установлено, что увеличение количества уроков лыжной подготовки в недельном цикле благотворно влияет на предотвращение болезней простудного характера, особенно при трех и более занятиях. Имеются данные сравнения занятий лыжной подготовкой с прогулками на свежем воздухе, показывающие, что закаливание организма детей более эффективно при физической нагрузке. Этот вывод подтверждают работы Похлебкина В.П., Пявина А.С., Скочкова И.Г., Солодкова А.С., Хрипковой А.Г.
Оздоровительное значение лыжной подготовки в значительной мере определяется местом проведения занятий. Как правило – это парк, лес, посадка, где чистый морозный воздух.
Занятия на лыжах доступны в любом возрасте – от дошкольного до глубокой старости, т.к. физическая нагрузка может дозироваться в широком диапазоне как по длительности воздействия, так и по интенсивности в зависимости от возраста, пола, уровня подготовленности. Состояния здоровья, задач занимающихся.
Лыжная подготовка оказывает разностороннее воздействие на организм детей. Передвижение на лыжах по пересеченной или равнинной местности вовлекает в работу большие группы основных мышц туловища, верхних и нижних конечностей, что оказывает положительное воздействие на совершенствование функциональных систем организма, в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Разнообразные условия занятий способствуют гармоничному физическому развитию детей, особенно таких двигательных способностей, как общая и силовая выносливость, сила, координационная способность и равновесию на скользящей опоре. Следует отметить, что последняя способность легко поддается воспитанию в младшем школьном возрасте и значительно затруднена в более старшем.
Несомненно воспитательная роль лыжной подготовки. Во время занятий, прогулок, походов и сдачи контрольных нормативов воспитываются дисциплинированность, смелость, настойчивость, способность к преодолению трудностей. В любом возрасте передвижение на лыжах используется как средство активного отдыха. Прогулки на лыжах по лесной местности с разнообразным рельефом доставляют эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее состояние.
Лыжная подготовка имеет прикладное значение. В условиях северного района и на востоке России лыжи используются в быту, на охоте, в геологических экспедициях, нефтяниками для контроля за нефтяными скважинами в Тюмени, Башкортостане, РТ. Используются лыжи и в пограничных войсках в горной местности.
Литература
1. Бергман Б.И. «Лыжный спорт». – М.: ФиС, 1965
2. Бутин И.М. «Лыжный спорт». – М.: Просвещение, 1983
3. Евстратов В.Д. «Лыжный спорт». – М.: ФиС, 1989
4. Бутин И.М. «Лыжный спорт». – М.: Просвещение, 1988
5. «Лыжный спорт». Учебник для вузов/ под общ.ред В.В. Фарлея. – М.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2001 – 527 с.
6. Программа для ДЮСШ, спец. ДЮСШОР и ШВСМ по лыжным гонкам. – М.: ФиС. – 2002
Лекция 2