Представлений о сообществах живых
ОРГАНИЗМОВ (ЭКОСИСТЕМАХ)
Выше было показано, что любая экосистема — сложное сообщество живых организмов, в которое входят растения различных типов, животные разных классов, микроорганизмы. Все они проживают совместно на одной территории, обладают морфофункциональной приспособленностью к факторам этой среды и взаимосвязаны друг с другом. Самыми трудными в плане познания являются взаимосвязь между членами сообщества, так как они невидимы (скрыты от наблюдения), многочисленны. Взаимосвязи экосистем — это предмет исследований специалистов-экологов. Педагоги для обучения дошкольников могут воспользоваться лишь отдельными хорошо установленными фактами, отражающими пищевую взаимосвязь организмов из нескольких звеньев. При этом сами экосистемы и их обитатели должны быть знакомы детям входить в пространство их жизнедеятельности. Именно поэтому педагогических исследований с этой тематикой немного.
Исследование И. А.Хайдуровой, завершенное в 1974 г., — первая работа, в которой продемонстрирована возможность формирования у детей представлений о природной экосистеме. В исследовании представлена стройная система постепенного подведения детей к пониманию жизненно важных взаимосвязей в растительном мире.
На первом этапе детям показывали потребность комнатных растений в каждом факторе внешней среды отдельно — они усваивали: растениям нужны вода, тепло, свет, питательная почва. На следующем этапе рассматривался одновременно весь комплекс условий, необходимых для жизни растений, — дети учились понимать, что нельзя полить цветок, но не позаботиться о том, чтобы ему было тепло и светло.
Следующий этап — ознакомление детей с сезонной жизнью растений, растущих на участке, с позиций обобщенных знаний о потребностях любых растений в комплексе факторов внешней среды. Дошкольники видели разное состояние деревьев, кустарников, трав, с ними проводили обсуждение: чего в данный момент не хватает растениям, почему они пришли в такое состояние. Дети наблюдали, что осенью много воды, много питательных веществ остается в почве, но день ото дня уменьшается количество света и тепла — результат очевиден: листья желтеют и опадают, травы желтеют и вянут, все растения готовятся к зиме. В разгар зимы с детьми опять обсуждали состояние растений с позиций условий, в которых они нуждаются: они без труда понимали, чтовсем растениям на улице не хватает тепла, света, воды (она превратилась в лед), поэтому они не могут расти, не могут быть зелеными.
Не менее интересными были беседы о растениях участка в теплое время года: детям показывали, как весной постепенно появляется весь комплекс необходимых условий (увеличивается день -света становится больше, теплеет, снег и лед тают, превращаются в воду), именно поэтому пробуждаются деревья и кустарники, из-под земли появляется молодая зелень трав. Летом все необходимые условия для жизни растений имеются в избытке - поэтому все бурно растет, цветет, зреет и плодоносит.
Дальнейшее углубление знанийшло в направлении освоения детьми дифференцированных потребностей разных растений в разных факторах среды (в тепле, свете, влаге, почвы): одним комнатным растениям нужно больше влаги, другим — меньше или совсем мало; одни растения нуждаются в большом количестве света, любят стоять на солнце, другие — от него страдают им больше подходит северная сторона и т.д. Дошкольникам показывали: правильный уход за растениями, выращиваемыми в помещении, может быть осуществлен только с учетом их индивидуальных потребностей в разных факторах среды.
На последнем этапе дошкольникам было показано наиболее
сложное проявление общей зависимости — жизнь растений
в сообществе (в экосистемах леса, луга), раскрыто средообразующее влияние одних растений на другие, т.е. была продемонстрирована биоценологическая зависимость растительных сообществ, существующих повсеместно в природе. Дети поняли связь из трех звеньев: растение — среда — растение. Состояние и жизнедеятельность конкретного растения, входящего в состав фитоценоза (растительного сообщества), рассматривались не только в связи с факторами неживой природы, но и в связи с характером влияния других растений, составляющих данное растительное сообщество: в лесу, под пологом деревьев, где очень мало света, могут расти лишь теневыносливые травы; на лугу, где очень много солнечного света, в изобилии растут, наоборот, светолюбивые растения.
Таким образом, исследованием И. А. Хайдуровой было доказано, что старшие дошкольники могут усвоить экологическую зависимость жизни растений от факторов внешней среды и на основе этих знаний понять жизнь растений в сообществе.
Другое исследование провел 3. П. Плохий. Смысл этого исследования был в том, чтобы выявить условия воспитания у детей 5-6 лет заботливого, бережного отношения к животным. Оно проводилось на материале наблюдений за обитателями природного окружения детского сада в сельской местности. В разное время года дети наблюдали сезонные изменения в состоянии луговых растений, в поведении насекомых, птиц. Взрослый помогал им установить причины видимых изменений — дошкольники учились устанавливать связи и зависимости в природе, осмысляя цепочку из пяти звеньев: температура воздуха — температура почвы — изменение состояния растений — изменение поведения насекомых — изменение поведения перелетных птиц.
Автор исследования доказал возможность понимания детьми и
других цепочек взаимосвязей, возникающих в разных сообществах:
например, между объектами аквариума, который можно рассматривать как искусственно созданную миниэкосистему, взаимосвязь деятельности человека, загрязняющей места обитания животных в природе, с их состоянием. Таким образом, исследованием была доказана возможность формирования у детей представлений о целостности природы, о зависимости состояния экосистемы от состояния отдельных ее звеньев.
Близким к предыдущему по объекту было исследование В. П. Арсентьевой, которая формировала у старших дошкольников представление о биоценозе луга. Установлено, что дети при специально спланированном ознакомлении с луговым сообществом могут вникнуть в тонкости взаимодействия его членов: понять ярусность в произрастании трав, сезонно-временную последовательность их появления изменения в составе животных — обитателей луга, вызванные составом и обилием трав в данный момент, и др. Дети оказались способными понять, что в начале весны, когда травы
немного, на лугу появляются животные (мыши, жуки, черви), живущие и питающиеся в земле и на земле. Затем в период появления цветущих растений на луг прилетают пчелы, шмели, бабочки — животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений. А потом появляются хищники, которые питаются насекомыми. Длительные наблюдения за луговым сообществом позволило детям понять вышеуказанную пищевую цепочку.
Практиками под руководством А. М. Федотовой [103] разработаны и апробированы занятия, на которых дети знакомятся с лесом как сообществом: старшим дошкольникам показывают ярусность леса, некоторые цепочки питания, начиная с растений и кончая хищниками. На специальном пособии демонстрируют лес - это «многоэтажный дом», в котором растения создают этажи, а животные расселяются по ним и занимают свои определенный места (экологические ниши).
Таким образом, исследования и практика доказывают, что детям старшего дошкольного возраста доступны достаточно сложные знания об экологических взаимосвязях в экосистемах. Значимым при этом является нахождение способов демонстрации зависимостей, которые невидимо существуют в сообществах и которые дети должны познать посредством наглядно-образного мышления. Знания о взаимосвязях в природе, эмоционально преподнесенные взрослыми, пробуждают в детях понимание вреда, который может нанести человек, если он, посещая природные сообщества, нарушает эти связи. У дошкольников на основе знаний появляется осторожное отношение к природе.