Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская практика является составной частью учебного процесса. Это – самостоятельная работа студента магистратуры под руководством преподавателя и специалиста подразделения базы прохождения практики. Научно-исследовательская практика магистрантов проводится в соответствии с рабочими учебными планами и графиками учебного процесса в целях приобретения студентами навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний, полученных в процессе теоретического обучения.
Целью научно-исследовательской практики является систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов-магистрантов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования, способствующих эффективному выполнению магистерской диссертации.
В процессе научно-исследовательской работы магистранты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин общенаучного и профессионального цикла. Научно-исследовательская работа является необходимой основой для выполнения магистерской диссертационной работы.
Основной задачей практики является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.
Задачи научно-исследовательской практики:
- овладение современной методологией научного исследования в области технологического образования;
- овладение современными методиками (в том числе информационными) получения, анализа и обработки научной информации в области технологического образования;
- овладение умениями изложения полученных результатов в виде отчета, публикации, доклада.
Научно-исследовательская практика направлена на формирование следующих компетенций:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);
готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).
В результате прохождения научно-исследовательской практики студент должен:
- знать основные положения методологии научного исследования и уметь применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
- уметь использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
- уметь излагать научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов.
Научно-исследовательская практика осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится.
Тема исследовательского проекта может быть определена как самостоятельная часть научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках научного направления кафедры общетехнических дисциплин и методики обучения технологии.
Работа магистрантов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме; составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение констатирующего эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов исследования. Магистранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем и преподавателями.
За время практики студент должен сформулировать в окончательном виде тему магистерской диссертации по профилю своего направления подготовки из числа актуальных научных проблем, разрабатываемых в подразделении, и согласовать ее с руководителем программы подготовки магистров.
Содержание научно-исследовательской практики включает в себя следующие виды деятельности магистранта.
1. Участие в работе установочной конференции - ознакомление с программой практики и необходимыми учебно-методическими материалами.
2. Освоение теоретических и учебно-методических материалов практики и выбор и обоснование темы научного исследования.
3. Разработка программы научного исследования. Она начинается с того, что уточняется научная терминология исследования и конкретизируются последующие этапы работы: сбор материала, его анализ и обработка, оценка и интерпретация результатов, оформление научного отчёта (при необходимости - совместно с руководителем практики).
4. Составление индивидуального плана научно-исследовательской практики и графика выполнения исследования. Рабочий план составляется магистрантом под руководством руководителя магистерской диссертации.
5. Сбор необходимого теоретического и методического материала по теме научного исследования.
6. Составление библиографии и тезауруса исследования.
7. Теоретический анализ литературы и исследований по теме, определение комплекса методов исследования.
8. Проведение исследования, научного эксперимента (постановка целей и конкретных задач, формулировка рабочей гипотезы, обобщение и критический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования). Анализ экспериментальных данных, подготовка аналитического текста.
9. Подготовка научной статьи, тезисов или доклада.
10. Подготовка отчёта по НИП, который включает в себя научный отчёт в качестве основной части. Презентация результатов научно-исследовательской практики на итоговой конференции.
11. Выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других практикантов.
Ожидаемые результаты от научно-исследовательской практики следующие:
- знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
- умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, научных публикаций, докладов.
По итогам практики студент предоставляет на кафедру:
- список библиографии по теме магистерской диссертации;
- письменный отчет в виде первой главы магистерской диссертации (или реферат по теоретической части);
- текст подготовленной статьи (доклада) по теме диссертации.
Отчет по практике, завизированный научным руководителем, представляется руководителю программы подготовки магистров.