Занятие 4: Праздники зимы. Рождество Христово
ГОДОВОЙ КРУГ ПРАЗДНИКОВ
ПРАВОСЛАВНОГО И ГРАЖДАНСКОГО календаря в жизни СЕМЬИ
Лекционный курс для родителей и педагогов
Составитель: А. А. Крячко
Пояснительная записка
Праздники вносят радость в дома людей. Объединяют семьи, рождают чувство причастности к вековым традициям народа. Но у праздников есть и другое значение, которое в процессе обмирщения культуры теряется за внешней праздничной атрибутикой.
Красят люди вслед за бабушками яички на Пасху - а почему так, отчего, подчас и не знают. Не задумываются и о том, в чем же суть самого праздника, о чем ликует Церковь почти 2000 лет, и как открыть эту суть нашим детям, как не потерять ее за крашенками, творожными пасками и куличами.
Праздники православного и гражданского календаря наставляют, напутствуют человека. Их годовой круг сообщает особый ритм нашей духовной жизни.
В наше время можно встретить не только забвение, но и искажение подлинного значения праздников. Осмысление их православным сознанием подменяется сезонно-земледельческими, а то и вовсе языческими обычаями. Так, например, в сборниках, посвященных “традициям” русского народа, можно встретить утверждение, что “Сретение - это праздник встречи Зимы и Весны”, а “Троица - праздник русской березки, где главным персонажем выступает чучело русалки”.
Обращение к исконному напутственному смыслу праздника и поиск возможностей раскрытия его для детей в семье - основа цикла “Годовой круг праздников православного и гражданского календаря”.
Основные направления и содержание курса
> раскрытие значения праздников церковного и светского года для духовного роста человека и формирования гражданской позиции;
> знакомство с особенностями праздничных церковных богослужений;
> осмысление иконографии праздников; разделение языческого и христианского содержания в праздниках года;
> возвращение традиций семейного празднования;
>определение системы возможных впечатлений в жизни семьи, подготавливающих к восприятию праздника, рождающих чувство радостного ожидания;
> знакомство с традиционными атрибутами семейного празднования, возможностями изменения интерьера дома, особенностями трапезы, песнями, календарными играми.
Формы деятельности
• беседы;
• тематические диалоги и обсуждение темы;
• слайд- и видеофильмы;
• календарные игры и песни,
• рукоделие.
Тематический план
Курс состоит из 9 занятий по 3 часа каждое, всего 27 часов, из них практическая часть - 4,5 ч.
Занятие 1: Вводное.
• Определение содержания и основных задач цикла.
• Понятие “Традиция”. Напутственный смысл годового круга праздников.
• Проговор: “Традиции моей семьи”.
• Составление схемы-эскиза к наглядному кругу “Праздники года в моей семье”. Определение места церковных, гражданских, семейных и личных праздников в годовом круге.
• Знакомство с устроением церковного года.
Количество учебных часов - 3 ч., из них практическая часть - 0,5 ч.
Занятие 2: Праздники осени.
• Составление календаря праздников осени.
• Праздники церковного Новолетия, Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня.
• Осенние календарные игры.
Количество учебных часов - 3 ч., из них практическая часть - 0,5 ч.
Занятие 3: Праздники осени (продолжение).
• Праздники Покрова Пресвятой Богородицы, Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил.
• Разучивание тропарей праздников.
• О Дмитровской родительской субботе.
Количество учебных часов - 3 ч., из них практическая часть - 0,5 ч.
Занятие 4: Праздники зимы. Рождество Христово.
• Составление календаря зимних праздников.
• Вступление в Рождественский пост. Проживание поста в семье.
• Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
• Слайд-фильм “Храм”.
• Светский Новый год как праздник подведения итогов на пути к Рождеству.
• Рождество Христово в храме и в доме.
• Святочные игры и песни.
Количество учебных часов - 3 ч., из них практическая часть - 0,5 ч.
Занятие 5: Праздники зимы (продолжение)
• Праздник Богоявления, Крещения Господня. Видеоиллюстрация “Купание на Иордани”
• Праздник Сретения Господня в церковном и народном земледельческом календаре.
• Вселенская родительская суббота.
Количество учебных часов - 3 ч., из них практическая часть - 0,5 ч.