Место педагогической практики в структуре образовательной программы магистратуры
Педагогическая практика является обязательным видом учебной работы магистра, входит в раздел М.3. «Практика и научно-исследовательская работа». Педагогическая практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Педагогическая практика магистрантов проводится в рамках общей концепции магистерской подготовки. Основная идея практики заключается в формировании у магистрантов технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, а также коммуникативных умений, отражающих взаимодействия с людьми.
Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, панорамного видения ситуации, умение руководить группой людей. Кроме того, практика должна способствовать процессу социализации личности магистранта, переключению на педагогическую деятельность, усвоению общественных норм, ценностей профессии, а также формированию персональной деловой культуры будущих магистров.
Педагогическая практика базируется на материале дисциплины «Методика преподавания в ВУЗе» и на базе анализа работы преподавателей дисциплин общенаучного и профессионального циклов, содержательно и методологически может быть связана с проводимой научно-исследовательской работой магистранта.
Для успешного прохождения педагогической практики магистрант должен:
знатьструктуру и содержание федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки, требования к профессиональной подготовленности бакалавра и магистра, современные технологии преподавания, отражающие специфику предметной области;
основы планирования учебного процесса,
современные методы и методики преподавания учебных дисциплин
современные программные продукты для планирования учебного процесса
уметьанализировать учебное занятие, характеризовать его структуру, используемые методы обучения; находить и использовать научно-техническую информацию в исследуемой области из различных ресурсов; представлять итоги профессиональной деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями; разрабатывать различные виды учебно-программной и методической документации; развивать потребности в самообразовании;
владетьнавыками анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в высшей школе; навыками публичных выступлений, дискуссий, проведения занятий; культурой речи, общения, взаимоотношения с коллегами.
Педагогическая практика предшествует выполнению магистерской диссертации.
Объем практики и ее продолжительность
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 3 зачетные единицы.
Форма и нормативный срок обучения студентов (уровень магистратуры) | Время и продолжительность педагогической практики |
Очная, 2 года | 2 семестр – 2 недели |
Заочная, 2,5 года | 3 семестр – 2 недели |
Содержание практики
Форма проведения педагогической практики – кафедрально-университетская.
Педагогическая практика проводится в форме аудиторной и внеаудиторной, включая задания для самостоятельного выполнения.
Педагогическая практика проводится во внутренних структурных единицах университета, кафедрах факультета. Педагогическая практика, предусмотренная ФГОС ВО организуется также на базе сторонних организаций, осуществляются на основе договоров между Университетом и соответствующими учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность. В договоре университет и предприятие (организация и учреждение) оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе и по назначению двух руководителей практики: от Университета и предприятия или организации или учреждения.
Руководителем педагогической практики назначается, как правило, штатный научно-педагогический работник, имеющий ученую степень и ученое звание, регулярно ведущий самостоятельные исследовательские проекты или участвующий в исследовательских проектах, имеющий публикации в отечественных и зарубежных научных журналах, материалах конференций, симпозиумов, систематически повышающий квалификацию.
Конкретное содержание всех видов педагогической деятельности отражается в индивидуальном плане (Приложение 1) педагогической практики магистранта, составленным магистрантом в соответствии с заданием руководителя практики (Приложение 2). При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант должен участвовать во всех видах педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза.
Результаты проведенной работы заносятся в дневник прохождения педагогической практики (Приложение 3).