СОЦИОЛОГИЯ- наука о состоянии, закономерностях, проблемах и перспективах развития и функционирования социальных общностей и Человека. 3 страница
58
процесса воспитания). Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом (например, методика воспитания), так и отдельные её разделы, области знаний (например, методика воспитательной работы, методика досуговой деятельности, методика художественно образовательной деятельности, методика искусствознания и др.), а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности, например, методика социального проектирования и целевого программирования в области эстетического воспитания. В этих случаях говорят: «Нами разработана такая-то методика».
Методика воспитания— отрасль педагогической науки, представляющая собой особую область синтезированных педагогических знаний (методических знаний) об организации воспитательного процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов.
Методика воспитательной работы- 1. Алгоритм конструирования и организации воспитательного процесса; способ осуществления практической педагогической (воспитательной) деятельности.
1. Алгоритмизированный процесс целенаправленного
педагогического влияния на формирование личности и коллектива
осуществляется педагогом-воспитателем в конкретном воспитательном
учреждении (например, методика воспитательной работы в школе, методика
воспитательной работы в лагере, методика воспитательной работы во
внешкольном учреждении и т.д.).
2. Систематизированное описание алгоритмов конструирования и
организации воспитательного процесса, протекающего в соответствующем
учебно-воспитательном учреждении (методика воспитательной работы в
детском дворце творчества), осуществляемого определённой категорией
педагогов организаторов (например, методика воспитательной работы
руководителя клуба по месту жительства); область методических знаний,
раздел методики воспитания.
Методическая деятельность- совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических
знаний. Методическая деятельность может осуществляться учёными, методистами, практиками. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею и осуществляющими её наряду с другими, например, педагогической (являются непосредственными руководителями детского клуба, кружка и т.п.), организационно-массовой и др. Основными функциями методической деятельности являются:
Методические знания— систематизированная информация, упорядоченные сведения об организации какой- либо деятельности, воспитательного процесса. Они имеют определенную специфику, которая отличает их от теоретических и эмпирических. Если теоретические знания содержат обобщение, выводы о закономерностях воспитательного процесса, эмпирические описывают характер протекания процесса, как правило, в тех или иных конкретных ситуациях, условиях, то методические знания раскрывают методику, то есть порядок и способы организации какой-либо деятельности, воспитательного процесса. Они носят прикладной характер, а это означает, что, имея необходимое научное обоснование, они должны быть как бы подготовлены для непосредственного использования, то есть представлены в таком виде, в котором они были бы удобны для педагогической практики.
Методы самовоспитания.Формирование творческого самочувствия в общении - процесс сложный. Здесь педагогу нередко приходится переживать чувство, обусловленное такими особенностями педагогического творчества, как публичность деятельности, меняющиеся обстоятельства творчества, необходимость оперативного управления своими психическими состояниями, коммуникативная насыщенность труда. Для преодоления этих неприятных ощущений необходима постоянная работа по самовоспитанию. Существует ряд методов воздействия на себя: самоубеждение, самопоощрение, самонаказание, самовнушение, самоупражнение.
Микрофакторы социализации личности- условия, в которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам. Это те институты социализации, с которыми человек
60
непосредственно взаимодействует: семья, детский сад, школа, внешкольные детские учреждения, религиозные организации, общество сверстников, средства массовой коммуникации и др. институты.
Младший школьный возраст- это период с 7 до 9 лет, в котором происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному называют малым кризисом, которым открывается весь период школьных возрастов. Ему свойственны проблемы готовности ребенка к обучению в школе. Готовность, по мнению А. Запорожца, представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированное™ механизмов волевой регуляции действий и т. д.
Существуют различные методики формирования различных видов готовности к учению младших школьников через досуговую деятельность. Различные типы и виды досуговых объединений могут помочь в развитии интеллектуальной готовности (расширение кругозора, развитие памяти, формирование произвольного внимания, умственная активность„развитие речи, словарного запаса); нравственной (развитие этических знаний, умений, навыков); эстетической (формирование эстетического восприятия природы, отношений между людьми, развитие эстетических суждений, оценок образцов литературы и искусства, воображения, фантазии, художественных способностей, вкуса, эстетических чувств,, навыков эстетической культуры быта); физической (укрепление здоровья, привитие физической культуры, развитие волевых качеств личности); трудовой (формирование психологической и практической подготовки к труду через внедрение самообслуживания, формирование навыков коллективного труда, создание положительной атмосферы общественно значимого коллективного труда).
Младшие школьники имеют свои предпосылки для освоения специфики творческой деятельности. Зона реального развития восприятия искусства и творчества в этот период включает:
1. Игровую деятельность ребенка как особую форму переживаний путем
его вынесения вовне. Это мир значимых для ребенка переживаний и их
активного выражения. Ифа не просто переживание о пережитом, но творческая
переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них
новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Главный компонент в игре - оценочные действия со стороны взрослых и
участников. Мотивы игровой деятельности приобретают общественный
характер.
2. Эмоциональную отзывчивость на чувственные впечатления, которая
обусловлена яркостью, остротой и Свежестью восприятия, наглядной образной
памятью, богатством воображения.
3. Восприятие словесного художественного образа на ''невербальном"
уровне - познание содержания через звукоритмический уровень.
Самостоятельное сенсорное освоение детьми качеств и звуков и форм
становится материалом для их комбинаций и видоизменений.
Младший школьник потенциально способен выразить в художественной деятельности индивидуальное отношение к явлениям действительности. Характерные психологические особенности детей - эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Ведущими методами организации досуговой деятельности являются игра, театрализация, художественное иллюстрирование. Эффективные формы - массовый утренник, праздник, игры, игровые программы, конкурсы, кружки.
К 8-9 годам у детей формируется готовность к учебе, занятия вызывают положительные эмоциональные переживания, но появляется необходимость в общественной организации впервые появившегося у них свободного времени. Досуговая деятельность должна строиться на основе свободного, нестеснённого рамками условностей, товарищеского общения школьников. Клубная
атмосфера даёт возможность максимальной раскованности и необычности деятельности ребёнка, которая проявляется в следующем:
!. Личностная готовность. Она проявляется в интересе к прекрасному. Ее определяет оценка детей своих возможностей.
2. В развитии творческого воображения. Способность к созданию образа,
раскрывающая содержание в адекватной чувственно-воспринимаемой форме.
Восприятие художественно-творческой деятельности.
3. В развитии качеств, благоприятствующих овладению средствами того
или иного вида досуговой деятельности, совокупностью специальных знаний,
умений, навыков.
Моделирование- воспроизведение каких-либо объектов, которые по своей сложности и габаритам не поддаются исследованию и изучению в натуре. Моделированием занимаются дети на занятиях по трудовому обучению и в сфере досуга, оно помогает развитию способностей, углублению знаний по основам наук.
МОТИВ- осознанная причина поступка, действия, отношения или высказывания, их внутренняя побудительная сила. Мотив определяется ответом на вопросы зачем? ради чего что- то совершает человек? Мотивом могут быть цели, интересы, эмоции, установки, оценки. Мотивировка человеком своих действий, слов, чувств - это их обоснование приведение доводов в их пользу. Важнейшими внутренними мотивами являются убеждения, стремления, интересы. Внешние мотивы - это угроза, требование, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы и др.
Навык- действие, характеризующееся высокой мерой освоения более сложной деятельности. На этой ступени действие становится автоматизированным, так как сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия. При этом действие выполняется слитно, как единое целое, легко и быстро. Высокая степень освоения отличает навык от умения, которое предполагает такую меру освоения, когда для правильного выполнения действия необходим в большей или меньшей степени
развёрнутый сознательный самоконтроль. "Умение - это осознанное использование системы навыков и знаний о них в деятельности в целом.
Неполная семья- группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Непрерывное Образование- целенаправленная систематическая познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений, навыков, получаемых в общих и специальных учебно-воспитательных, культурно-досуговых учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также путем самообразования.
Неформальные самодеятельные объединения молодёжи -группы молодых людей, которые возникают стихийно, на основе общего, объединяющего их увлечения музыкой, танцами или иной деятельностью. Они существуют более или менее длительное время, отличаются определенной направленностью интересов, деятельности, общения, сотрудничества, условиями,атрибутами, символикой.
Ниша- это определённое пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять те или иные потребности (Ю.С. Мануйлов).
Норма нравственная- система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.
Норма социальная- система представлений, составляющая определённый шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий.
Нравственное воспитание- это формирование долга,
ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе, что во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает Известно, что сочувствие, сострадание, готовность приходить на помощь, утверждать новое вырабатываются не в спокойном, чисто интеллектуальном усвоении моральных норм и правил, а в борьбе со злом за утверждение передового и справедливого. Вот почему нет ничего важнее такой организации жизни и деятельности ребенка, при которой он на практике ощутит значимость и необходимость моральных требований, самостоятельно откроет их для себя и реализует во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Это выдвигает на первый план практическую деятельность детей и прежде всего труд, приносящий общественную пользу.
Главнейшая задача - воспитать человека отличающегося ясно видимой целью, готового ради нее действовать. Как бы ни были основательны убеждения человека они приобретают силу, лишь претворяясь в поступок. Здесь особенно важен личный пример воспитателей, ибо личность формируется только под воздействием личности. Ведь следование убеждениям - не врожденное качество, оно вырабатывается воспитанием. Человек, не воспитанный в родном доме на любви к труду, преданности долгу, честности, не подготовлен к борьбе с жизненными трудностями. Не случайно наши предки руководствовались правилом: люди сильны правдой своих отцов. Вот почему нравственное воспитание - задача не только государства и школы, но и обязанность родителей.
Образование— неотъемлемая и в то же время относительно обособленная часть системы образования в целом. Приоритетная задача О. -обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для его полноценной жизни в современном динамически изменяющемся обществе. О. призвано помочь человеку адаптироваться к этим изменениям, сохранить и приумножить свои духовные и жизненные силы, свой творческий потенциал.
О. - это создание условий каждому для выращивания творческого потенциала. О. должно способствовать развитию всех видов творческой
деятельности. О 21 века предполагает устойчивое развитие, развитие в интересах человека.
Всякое образование есть самообразование, оно непрерывно и тем результативнее, чем осознаннее. Развитие творческого потенциала проявляется через осознание необходимости в этом, через формирование убежденности в этом, через упражнение в способности к этому, что и составляет сущность самообразования.
Образ ЖИЗНИ- 1) целостная совокупность форм жизнедеятельности людей, обусловленных исторически конкретными условиями и факторами их взаимодействия; 2) это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определённой среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в микро- и макросреде, быт и обустройство своего жилища. (Б.Н. Чумаков).
Образовательная деятельность— самостоятельный или специально организованный процесс, форма проявления активности, социальной мобильности, порождаемых ее потребностями, и направленная на познание и преобразование жизнедеятельности.
В О.Д. учащийся осваивает предметный мир, постигает диалектику его развития; «наследует опыт прошлого», «достраивает» этот предметный мир, переделывает природу, обогащает общественную жизнь; обретает себя; выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, «деятель».
Сущностные свойства О.Д. - это: целеполагание; преобразующий характер (с перспективой развития своего творческого потенциала); предметность деятельности человека, выражающего ее объективно материальную основу, ее связь с процессом развития творческого потенциала; осознанный характер образовательной деятельности, раскрывающий ее субъект, проявляющийся в целеполагании, в прогнозировании деятельности, в перспективных устремлениях личности.
66
О.Д. - результат и одновременно важное условие развития творческого потенциала учителя, так как:
- творческое начало в непрерывной О.Д. есть то искомое, которое
способно вскрыть внутренние резервы образования, вывести процесс развития
творческого потенциала на качественно новый уровень;
- способствует рождению нового;
- позволяет творчески самоопределяться;
- является механизмом развития творческого потенциала;
- только в творчестве и через творчество человека поднимается над своим
природным состоянием;
- выступает в качестве диалектического единства «внутреннего»
(сотворения себя» и «внешнего» (творчество окружающей деятельности);
способствует творческой самореализации;
- обеспечивает построение динамического образа мира культуры в его
всеобщности и универсальности;
- требует осознания собственной творческой индивидуальности;
- личность свободна в своём выборе (содержания, технологии образования
и др.). Это свободная деятельность, неразрывно связанная с интуицией,
эмоциональным подъемом, непрерывным поиском;
- у каждого возникает свой, присущий лишь ему, «ансамбль» сочетаний,
совокупность личностных качеств и способов деятельности;
- требует эрудированности, чувства нового, способности к анализу и
самоанализу, гибкости мышления, развитой фантазии, профессионально-
личностной мотивации.
Общение - вид связи между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся а обмене между людьми результатами их деятельности: информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками. Общение есть вид человеческой деятельности, приносящий его участникам не только взаимообогащение, но и эмоциональное удовлетворение. Общение как взаимодействие двух людей может осуществляться на трех
уровнях: когнитивном (познавательном), эмоциональном и поведенческом. Через общение педагогом-организатором планируется совместная деятельность коллектива как взрослых, так и детей, он управляет деятельностью и поведением исполнителей.
Общность- представляет собой совокупность (объединение, множество) индивидов, которой свойственны:
1. Органический характер (тип целостности, обладающей внутренней
структурой).
2. Определенность и устойчивость границ.
3. Способность осуществлять многообразные виды деятельности.
4. Выраженная гомогенность (однородность).
5. Вхождение в более широкие общности в качестве их структурного
образования.
Основные закономерности соотношения репродуктивной и творческой деятельности:
- продуктивное и творческое познание соотносятся между собой как два
самостоятельных звена единого целого, причём репродуктивное познание
выступает как подготовительное звено, а творческое - как основное;
- репродуктивное и творческое познание соотносятся между собой как
целое с элементом в каждом звене: в первом звене в качестве целого выступает
репродукция, а в качестве его элементов - творчество; во втором- звене -
наоборот;
- репродуктивное и творческое познание соотносятся между собой
диалектически динамично, со взаимным переходом друг в друга.
Педагогическая импровизация- фрагмент педагогической деятельности, в котором учитель в процессе решения предварительно не планируемой педагогической задачи экспромтом осуществляет творческую трансформацию педагогических знаний, умений и способностей.
П.И. имплицитно создаёт условия для творческого саморазвития учителя.
68
В условиях П.И. идёт процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей учителя, происходит некоторое приращение его профессиональных умений и его способностей, т.е. творческое саморазвитие учителя.
Педагогическое творчество— создание новых способов воздействия на воспитуемых. Педагогические изобретения могут быть как в области отбора композиции содержания информации в учебной и внеучебной деятельности, так и в области отбора и организации различных видов деятельности, создании новых форм иметодов обучения и воспитания, в способах решения педагогических задач, в изобретении технических средств обучения. П.Т. у Гегеля совпадает со всей совокупностью социальных воздействий на человека, и степень этого творчества зависит от того, насколько развиваются в ходе деятельности сущностно-идеальные силы человека.
Педагогическая поддержка- это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества. Это педагогика глубинного общения, суть которого состоит не столько стимулировать философское размышление ребёнка по поводу ситуации, сколько подкрепить рефлексию, в которой он обретает своё новое «Я» и изменяет свои взгляды. Её долг- благо ребёнка, забота о другом.
Педагогическая техника- это владение психофизическим аппаратом, это система большого количества умений, позволяющих педагогу использовать своё тело как инструмент воздействия: голосом, пластикой, мимикой, ритмикой, лексикой, костюмом создать облик своего личностного «Я», рисовать реальный и честный образ отношений, проживаемых педагогом и восприимчивых детьми в силу того, что этот образ ярок и пленителен.
Педагогическая технология- это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с
учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Периодизация детства- А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов разработали общую схему периодизации детства и для каждого периода выделили присущий ему вид деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущая деятельность - это деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребёнка в данный период его развития, в связи с этим авторы выделяют следующие периоды детства:
- Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми присуще
младенцу с первых недель его жизни и до года. Благодаря такому общению у
младенца формируется потребность в общении с другими людьми, психическая
общность с ними, эмоциональное отношение к ним, хватание как основа
человеческой деятельности с вещами, ряд перцептивных действий.
- Предметно-манипуляторная деятельность характерна для ребёнка с
одного года до трёх лет. Осуществляя эту деятельность (первоначально в
сотрудничестве со взрослыми), ребёнок воспроизводит общественно
выработанные способы действий с вещами: у него возникает речь, смысловое
обозначение вещей, обобщённо-категориальное восприятие предметного мира
и наглядно действенное мышление. Центральным новообразованием этого
возраста является возникновение у ребёнка сознания, выступающего для
других в виде собственного детского «Я».
- Игровая деятельность наиболее характерна для ребёнка от трёх до
шести лет. В процессе её осуществления у него развиваются воображение и
символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений
и действий, а также формируется обобщённое сопереживание, осмысленная
ориентация в них.
- Учебная деятельность формируется у детей от шести до десяти лет. На
её основе у школьника возникает теоретическое сознание и мышление,
развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное
планирование), а также потребности и мотивы учения.
- Общественно-полезная деятельность, присуща детям от пяти до
пятнадцати лет, включает в себя такие её виды, как трудовая деятельность,
общественно-организационная, спортивная и художественная. В процессе
выполнения этих видов общественно-полезной деятельности у подростка
возникает стремление участвовать в любой общественно-необходимой работе,
умение строить общение в различных коллективах с учётом принятых в них
норм общения, рефлексия на собственное поведение, умение оценивать
возможности своего «Я», то есть самосознание.
- Учебно-профессиональную деятельность выполняют старшеклассники
и учащиеся ПТУ в возрасте от 15 до 17-18 лет. Благодаря ей у них развивается
потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы
исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы,
идейно-нравственные игражданские качества личности и устойчивое
мировоззрение, в этом возрасте юноши и девушки приобретают
первоначальную квалификацию по одной из массовых профессий.
Пилотажное педагогическое исследование («зондаж»,
поисковый эксперимент) - пробно-поисковое исследование, которое проводится до начала активного применения какого-либо методического аппарата. В процессе П.п.и. устанавливается необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования и т.д. П.п.и. - важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического и педагогического исследования: оно помогает определить главное направление, принципы организации и методы основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. Более употребительным является термин «поисковый эксперимент».
ПОДРОСТКОВЫЙ возраст- период развития детей от 10 до 15 лет (периодизация Д.Б. Эльконина), что соответствует приблизительно среднему школьному возрасту (учащиеся 5-8 классов). В предложенной Д.Б.Элькониным периодизации онтогенеза подросткового возраста, в отличие от других, акцент делается Me на физическом развитии организма, а на появлении психических
■
образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В основе лежит деятельностный подход, рассматривающий формирование личности как процесс, движущей силой которого является разрешение внутренних противоречий, смена типов деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых,
Исследуемый возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития, Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в развитии интеллекта, а также в социальном развитии, Личность подростка дисгармонична, т.к. свертывается установившаяся система интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми, и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений.
Стремление найти свое место в обществе, становится главным, порождает у подростка стремление понять самого себя, развивать чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные физические, интеллектуальные и общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. Психологическая значимость досуговой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на утверждение своего места в обществе. Свободное время как социально-историческая категория характеризуется тремя параметрами: объемом, структурой и содержанием. При учете объема ежедневного свободного времени подростков следует в первую очередь иметь в виду резкие
72
различия между хорошо успевающими и слабоуспевающими школьниками. По результатам опроса, свободное время хорошо успевающего подростка составляет в среднем около 2 часов в день, не считая выходных, а у слабоуспевающего подростка его в четыре раза больше - более 8 часов. Вполне закономерно, что объем свободного времени подростков тесно связан с его структурой и содержанием. Как свидетельствуют результаты исследований, в структуре свободного времени подростков, предпочитающих интимно-личностную форму общения, преобладают занятия, имеющие явно развлекательный, пассивный характер. Эти подростки мотивируют свой выбор занятий в свободное время желанием "отдохнуть", "развлечься", "не напрягаться", т. е. в их мотивировках преобладают индивидуалистические способы организации своего свободного времени. Досуговые занятия, ориентированные на творчество, развитие личности, в общем объеме свободного времени подростков занимают весьма незначительное место. Досуговая активность подростков может быть реализована, если: