Петров В.П. Философия. М. 2012.
2. Степин В.С. Философия. Мн. 2006.
3. Спиркин А.Г. Философия. М.2004.
4. Философия. (коллектив ученых) Ростов н/Д. 2001. 2. Петров В.П. Философия. М. 2012.
5. Введение в философию. Фроло2. Петров В.П. Философия. М. 2012.
в И.Т. ( в двух частях) М.1989
Личность — одно из основных понятий философской антропологии.
Личность присуща только человеку и ни кому более в материальном мире.
Характеристика личности, её качеств играют важную роль в раскрытии сути философского отношения «универсум — человек», помогая понять, почему мир человека так отличается от мира природы и почему он остаётся человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
® Философская
концепция личности
Проблема личности в истории философии и науки многогранна. В каждой из наук имеются свои особенности понимания природы и сути личности. Это закономерно присуще психологии и педагогике, социологии и политологии, ювенологии и геронтологии, истории и другим гуманитарным и общественным наукам.
Философия рассматривает личность через призму всеобщности (универсальности) в системе отношения «универсум — человек», тогда как другие науки
§ 1. Философская концепция личности | |
§ 2. Становление и формирование личности |
подходят к личности узкоспецифически, исходя из предмета своего собственного исследования.
Объективно, личность человека является, складывается, формируется, функционирует и развивается в социуме, в обществе. Личность — мера человека, человека как субъекта социальных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности. Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений (К. Маркс). Становление человека как личности происходит под воздействием системы общественных отношений, в которых осуществляется его бытие (по сферам жизни общества), причём эти отношения опредмечены, детерминированы собственной, человеческой целеполагающей деятельностью. При этом необходимо учитывать ту закономерность, что человек как личность, находясь под воздействием тех или иных общественных отношений, сам оказывает на них влияние, развивает и изменяет их. Кроме того, специфические черты личности обусловлены его собственной генетикой, физиологией, сознанием, личной культурой. Чтобы реально представлять личность в означенной интерпретации нам необходимо определиться с такими антропологическими понятиями как «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность».
Человек. Понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие «человек» включаются как его общесоциальные черты, носителем которых он является (речь, общение, интеллект, культура, деятельность), так и биологические (природоестественные), ибо носителем его социальной сущности является человеческий организм. Кроме того, человек обладает ментальными чертами, то есть он отражает в себе те духовные ценности народа, которые формировались исторически, они тесно связаны с его социальной сущностью.
Индивид. Индивидом в человеческом мире обычно называют отдельного человека. Индивид — это представитель рода человеческого. Индивиды — носители общих свойств, параметров человека, в то же время эти параметры отличны от других биологических видов нашей планеты, а если в просторах Вселенной существует разум, то человек как индивид будет иметь свои планетарные земные отличия в сравнении с неземными социальными существами. Биологические и физиологические особенности человека индивидно конкретны — отпечатки пальцев, роговица глаза, глазное яблоко, тембр голоса, походка, осанка, строение тела и отдельных его частей, нервная система.
Индивидуум. Человека с присущими ему социальными чертами можно определить как индивидуума, то есть обладателя социального своеобразия, социальной неповторимости: свои привычки и идеалы, определённые способности и социальные функции, особенности знаний и умений, своеобразный набор профессиональных качеств, избирательный круг общения, собственный взгляд на мир и своя оценка происходящего в нём. Индивидуумны взгляды, суждения и мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда содержат своё собственное «Я». Индивидуумны потребности и способности человека.
Индивидуальность. Каждый homo sapiens обладает единством биологической и социальной неповторимости, оригинальности, специфичности, охватывающей единство качеств как индивида, так и индивидуума. Индивидуальность находит своё выражение в природных и психических свойствах человека. Индивидуальность — это совокупность свойств и особенностей индивида, отличающих его от массы других. В этом смысле стопроцентных двойников в обществе нет и быть не может, поэтому даже новомодная позиция по проблеме клонирования человека беспочвенна в связи с его индивидуальностью. Индивидуальность — это биологически и социально неповторимый человек, имеющий определённый статус в обществе, исполняющий социальную роль.
Поэтому, когда необходимо подчеркнуть биологическое своеобразие человека, целесообразно использовать понятие индивиду если его социальное своеобразие, то — индивидуум; когда же речь ведётся о биосоциальной целостности и оригинальности человека — индивидуальность.
Определившись с вышеизложенными понятиями мы можем говорить о понятии личность.
В русском языке этимология слова личность связана с терминами лик, лицо.
Сущностное же понимание личности замыкается на диалектичный ряд её структурных качеств: во-первых, на деятельность; во-вторых, на психическую направленность; в-третьих, на сознательную ориентированность; в-четвёртых, на индивидуальную культуру: знания, умения, установки.
Личность — это человек, оцениваемый не только с точки зрения его базовых качеств (свойств), но и со стороны его социальных, духовных и физиологических особенностей. То есть в этом плане мы можем говорить о мере самой личности, которая проявляется в её особенностях и свойствах, выражаясь в самых разнообразных общественных позициях, в деятельности. Чаще всего здесь сочетаются достоинства и скрытые наклонности человека, что прямо и косвенно детерминирует протекание разнообразных процессов и явлений в социуме и в обществе. Используя понятие меры личности, можно соотнести и характеризовать такие социальные явления, как гуманизм и диктатура, авантюризм и конформизм, террор и революция и т.п., а также определить типологию личности. В частности, в этих целях методологически приемлемо использование персон Императора Николая II и Ленина, Врангеля и Фрунзе, Сталина и Гитлера, Хрущёва и Ельцина и т.п.
Важнейшим качеством человека как личности является его целеполагающая деятельность. Личность — это, прежде всего, активно действующий социальный субъект, способный изменять среду своего обитания. Далее, личность — это мыслящий (функциональное сознание, интеллект) и психически здоровый человек, обладающий собственной культурой. Все эти качества неразрывно связаны. Поэтому личность — это не только носитель общественных отношений, но и человек, который оказывает обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными особенностями, свойствами и способностям, опытом и интеллектом, организованностью и профессионализмом, собственной культурой.
Независимо от того, присоединяется ли индивид к мнению большинства или идёт своим эмпирическим путём, в каждом конкретном случае — это персональная позиция человека, соответствующая его осознанию реальности в соответствии с условиями бытия.
Личность — это общественно и социально деятельный и индивидуально неповторимый человек.
В истории философии, в истории гуманитарной мысли разрабатывались разнообразные концепции личности. Остановимся на некоторых из них.
Психологическая концепция личности. В психологии личность (точнее индивид, индивидуальность) рассматривается как целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих одного человека от другого. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Для психолога потенции конкретного человека различны, поскольку как врождённые, так и приобретённые качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость психических, биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо группы или общности. Возникновение личности как системного качества обусловлено в психологии тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности её носителя — индивида и условий социальной среды. Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». В «гармонической психологии», в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механической схеме «стимул — реакция».
Социологическая концепция личности. Социологи, как правило, оперируют понятиями личность, социальный субъект для описания социальной сути и социальных качеств человека в процессе совместной деятельности. В современной социологии личность, как субъект, означает активное социальное начало, определённый тип способности к деятельности. При проведении социологических исследований социолога в первую очередь интересуют не индивидуальные особенности человека, а та социальная среда, социальная организация, социальный институт, в которые он включён и выполняет в них определённые социальные функции. Поэтому ролевая концепция личности получила развитие именно в социологии, хотя зарождению её способствовала социальная психология.
Ролевая концепция личности. Суть её сводится к тому, что люди в процессе жизни и деятельности выполняют различные функции, исполняют социальные роли. Есть первичные функции, которые отражают статусную позицию человека, определённую его профессиональной деятельностью, занимаемой должностью. Есть вторичные функции, которые человек выполняет в силу разнообразных факторов бытия, обсуловлен- ных его потребностями и способностями. Особенность в том, что человек в обществе включён во множество социальных образований: семью, школу, вуз, предприятие, фирму, спортивную секцию, садоводческое товарищество, гаражный кооператив, охотничий коллектив, общество филателистов или нумизматов и т.п. В каждом из них он имеет свои интересы, играет социальную роль. Социальная роль — это способ поведения людей в зависимости от их статуса и позиции в обществе. Личность здесь рассматривается и представляется как ролевой субстрат конкретного социального института с присущими ему функциональными установками.
Философская концепция личности. О ней мы говорили ранее, раскрывая философскую сущность человека. Личность — это субъект общества, социальный генератор системы общественных отношений (по 10-ти сферам жизни общества, как системообразующим институтам, основанным на базовых формах общественной деятельности), с присущей ему психикой, личностной культурой, сознанием и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в которых формируется и развивается личность, не статична, а диалектична, то есть в этом процессе работает система обратных связей, детерминированная наличествующим бытием. Личность — исторический тип человека, способного к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность — мера человека, мера индивидуальности.
Существуют несколько теоретических позиций в определении типологии личности, они весьма неодозначны. Различия характеризуют суть оснований выделения типов личности.
Первая позиция. В основе её лежит принцип Социальные социальной (точнее общественной) деятельнос- типы личности ти человека. В ней выделяются четыре типа личности, которые прослеживаются на историческом пути развития человечества:
• во-первых, деятели. Исторически — это люди, обладающие различными способностями, начиная с рыболовов и охотников, воинов и ремесленников, земледельцев и рабочих до современных профессионалов во всех сферах жизни общества и областях деятельности. «Хотеть недостаточно, надо действовать», — заключал И. Гёте. Для таких личностей главное в жизни — активная преобразовательная деятельность, включая самого себя. Это так называемые «трудоголики», они отдаются работе, находя в этом высшее удовлетворение, а отдельные неудачи только обостряют жажду деятельности. Становление и развитие индустриального общества привело к культивированию именно такой личности — активной, профессиональной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру ответственности за себя, своё окружение и принимаемые решения. Потребность общества в таких личностях была всегда достаточно острой: П. Столыпин и С. Королёв, Г. Жуков и А. Косыгин, А. Сахаров и В. Путин;
• во-вторых, интеллектуалы. Это люди, которые в духе свободного научного творчества оценивают мир и происходящие в нём процессы. «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны», — отмечал Эсхил. Образ человека мыслящего, воплощающего в себе ментальные черты нации, его исторический опыт и память всегда пользовался огромным авторитетом: Р. Декарт и Ф. Вольтер, Г. Гегель и К. Маркс,
3. Фрейд и Ф. Ницше, М. Ломоносов и И. Ильин, Н. Бердяев и В. Розанов, Д. Волкогонов и А. Солженицын... Для таких личностей суть существования — в осмыслении многообразной действительности мира (универсума) и поиск путей его развития. К сожалению, в этой исторической интеллектуальной плеяде были трагичными судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, чьи идеи вызывали нервную дрожь и неприятие власть имущих. К их числу относятся — Пифагор, Сократ, Г. Галилей, Д. Бруно, Т. Мор, Т. Кампанелла, П. Флоренский, А. Чижевский, А. Лосев;
• в-третьих, эстеты. Прежде всего это деятели искусства — писатели, поэты, художники, зодчие, музыканты — люди, остро чувствующие актуальное и потенциальное бытие. «Поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и приторным сентенциям», — подчёркивал Н.Г. Чернышевский. Правда жизни, заключённая в разнообразных художественных и музыкальных произведениях, воспитала не одно поколение людей на Земле. А гениальные предвосхищения этих творцов иногда опережали самые смелые прогнозы. В частности, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) спроектировал воздухолёт (вертолёт); Г. Уэллс (1856-1946 гг.) в своих фантастических рассказах предвосхитил практически все современные космические события, кроме того, описал урановую бомбу; А. Белый (литературный псевдоним поэта, писателя Бориса Николаевича Бугаева, 1880-1934 гг.) в 1921 г. написал стихи, в которых предвидел ужасное по своей разрушающей силе воздействие на всё окружающее атомного взрыва; А.Н. Толстой (1882-1945 гг.), в романе «Гиперболоид инженера Гарина» художественно представил свойства будущего лазерного устройства;
• в-четвёртых, гуманисты. «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг», — призывал Ж.Ж. Руссо. Гуманисты наделены глубоким чувством сострадания к горестям и чаяниям других людей и стараются облегчить им их душевные и телесные муки. Их сила в вере в своё предназначение, в любви к людям и всему живому, в активно деятельной социальной позиции. Они сделали делом своей жизни милосердие и добро. В частности, россиянин Фёдор Петрович Гааз (1780- 1853 гг.) — врач-филантроп, прозванный «святым доктором», был главным врачом московских тюрем, добился организации тюремных больниц, школ для детей арестантов, его жизненный девиз «спешите делать добро»; всемирно известная албанка — мать Тереза (1910-1997 гг., в миру Агнес Гонджа Бояджиу) — основательница и настоятельница католического Ордена милосердия, Нобелевский лауреат премии мира; Анри Дюнан (1828-1910 гг.) — швейцарский общественный деятель, инициатор создания «Красного Креста», Нобелевская премия мира в 1901 г.; Альберт Швейцер (1875-1965 гг.) — немецко-французский миссионер, врач, философ, Нобелевский лауреат премии мира в 1952 г. Он построил госпиталь для прокажённых, от которых все отвернулись, его исходный принцип — «преклонение перед жизнью».
Вторая позиция. Здесь основанием социального типа личности является зависимость от степени свободы человека. Имеется в виду степень свободы по Марксу, представленная им в «Капитале». В связи с ней он определял три социальных типа личности:
• во-первых, тип личности, которая связана с отношениями личной зависимости. В этом случае человек подвластен внешнему воздействию. Субъектами, создающими отношения зависимости, выступают правящие классы. В XX столетии — тоталитарные политические режимы. В этом случае человек подавлен как личность и на макро-, и на микроуровнях, то есть как в обществе в целом, так и в конкретном коллективе. В этом случае существует ряд устоявшихся общественных и правовых норм, выход за рамки которых жёстко карается. Проявляется эта зависимость как в подавленном поведении индивида, так и в его подавленном сознании, неспособности выделять себя из массы, самостоятельно и творчески трудиться;
• во-вторых, тип личности, связанный с отношениями личной независимости. В этом случае формируются достаточно сложные отношения. Человек свободен, но у него нет средств производства. Поэтому он «продаёт» себя как товар, то есть продаёт свою рабочую силу, являясь её собственником. Он свободен, но продать ему на рынке труда нечего, кроме самого себя — своих профессиональных умений. Чем эти умения выше, тем больше его собственная стоимость (пример: отъезд сотен тысяч россиян за рубеж в период «перестройки» в целях более приемлемых условий труда и оплаты за него; уезжали учёные и инженеры, программисты и журналисты, музыканты и спортсмены, художники и писатели). В целом эта личная независимость, основанная на отношениях вещной зависимости, есть необходимая объективная предпосылка для развития личности;
• в-третъих, социальный тип личности, обозначаемый как «свободная индивидуальность». В этом аспекте личность располагает огромными возможностями для раскрытия своих способностей и для удовлетворения потребностей.
Современному обществу всё более и более требуется именно такая личность, поэтому необходимо её расширенное воспроизводство. Такая потребность общества возрастает по мере перехода к новой — информационной эпохе цивилизации. Здесь будет всё более возрастать роль среднего класса, где «свободные индивидуальности» будут сочетать в себе высокие умственные, нравственные и физические качества. Они же будут преобладать и на рынке труда.
Вот здесь необходимо предметное пояснение понятия «свободы». Человек становится личностью только в условиях свободы, но он же сам эти условия и создаёт. Свобода личности заключается в осознании индивидом необходимости своего собственного выбора образа жизни и деятельности. Осознанная человеком необходимость жизненного выбора, осознанное поведение индивида в рамках права, норм и нравственных традиций общества — это и есть настоящая свобода личности, «свобода как мера необходимого» (В. Петров), «свобода как осознанная необходимость» (Б. Спиноза). В соответствии с этим подходом определяется и форма свободы личности — экономическая, политическая, научная, педагогическая, художественная, медицинская и т.п.
Экономическая (производство, потребление, распределение, обмен) свобода личности предполагает в значительной степени свободу собственного выбора предмета деятельности. Она включает в себя свободу выбора экономической цели и задач по её достижению, свободу принятия экономических решений, свободу действий в означенных компонентах экономики. Только сам человек решает какой вид деятельности для него предпочтительнее: собственное предпринимательство или труд по найму, торговля или обмен, в какой области экономики ему работать, в какой форме осуществлять свою деятельность и т.п.
Политическая свобода личности предполагает такой набор её прав, который обеспечивает выражение гражданской позиции и осуществление жизнедеятельности индивида. При этом свобода политическая не может рассматриваться как средство реализации других свобод. Будучи средством, политическая свобода должна обладать самоценностью: реализация гражданских прав, демократический выбор самодеятельности, персональное самовыражение...
Научная, педагогическая, художественная и иные формы свободы личности предполагают свободу духа, мировоззренческую свободу, выбор ценностных ориентаций, свободу совести и немыслимы без опоры на нравственные и правовые нормы общества в соответствии с менталитетом нации. Здесь надо иметь в виду, что существует и антидуховная личностная ориентация (антисвобода, некая вседозволенность), которая достаточно предметна и заключается, в частности, в проявлении ваххабизма в России, появлении новых фашистских организаций, действующих под знаком «народных фронтов» — НБП, РНЕ — «коричневые и чёрные рубашки», «скинхеды» и т.п.
Таким образом, рассмотрев социальные типы личности, мы определились и с таким важнейшим личностным компонентом как её свобода, свобода как мера необходимого.
Личностью стать непросто, но этот процесс составляет высшую цель цивилизованного общества, самоцель человеческой истории, обращённой к каждому её члену. Это стадия становления человека как субъекта общественных отношений с последующей его персонализацией; персонализация — последовательная трансформация личности в персону общества на основе её высоких индивидуальных качеств.
© Становление и формирование личности
В этой части лекции мы более подробно остановимся на том, как человек становится личностью.
Личность — это общественно развитый человек. Личностные качества человека соответствуют его природе и продуцируют самодеятельность. Поэтому целесообразно определиться с тем, какие условия влияют на становление личности, что характерно для её формирования.
Обозначим условия становления личности. Они неоднозначны в понимании различных мыслителей.
Можно идти по пути, представленному К. Марксом, и охарактеризовать четыре модуса общественной жизни, они же — условия, способствующие становлению личности:
• экономические (хозяйственно-производственные);
• политические (властно-правовые);
• социальные (индивидуально-предметные);
• духовные (идейно-нравственные).
Такой четырёхуровневый подход был принят и идеологически закреплён в обществознании советского периода. Он устанавливал незыблемость этих сфер общественной жизни,
а коль личность — функционально общественный человек, то его становление и развитие определялось спецификой отношений в этих сферах жизни общества: экономически уравненный, политически преданный, социально структурированный, идейно подготовленный. Эта идеологическая конструкция формирования личности была принята в СССР и странах соцлагеря XX столетия. Личность «штамповалась» («идеологическая социализация») в тоталитарной «коммунистической парадигме», без внимания и учёта её индивидуальных особенностей, а, тем более, потребностей.
Стоит отметить, что были и иные концепции, относящиеся к проблеме формирования личности, связанные с именами
3. Фрейда, Ф. Ницше, П. Сорокина, Г. Лассуэлла и других представителей научных школ Запада. Они весьма интересны и поучительны.
Поэтому, мы будем говорить о проблеме формирования личности с учётом различных теоретических построений и представим этот процесс в соответствии с методологией построения сфер общественной жизни, как самостоятельных системообразующих институтов жизни общества, которые подробнее будут представлены в ХШ-ХУ лекциях. Здесь же нас будут интересовать сферные особенности формирования личности.
Известна концепция сферирования общественной жизни Л. Зеленова. Суть этой концепции заключается в понимании родовой деятельности общества, которой обусловлено появление и развитие восьми сфер общественной жизни — экономической, экологической, управленческой, педагогической, научной, художественной, медицинской и физкультурной.
Применительно к означенным сферам жизни общества происходит формирование личности и её всестороннее развитие, которое напрямую связано с процессом социализации. В частности, в сфере экономики, характер функционирования которой объективирован потребностями общества, включающими производство, потребление, обмен и распределение товаров и услуг, индивид усваивает накопленный поколениями опыт экономической деятельности, происходит формирование необходимых социальных качеств, что позволяет ему профессионально осуществлять деятельность и совершенствоваться. Это — общий методологический подход. В соответствии с ним оценивается характер деятельности в других сферах жизни общества и уровень её влияния на формирование и всестороннее развитие личности.
Чем совершеннее общество в функциональной взаимосвязи сфер его жизни, то есть системообразующих институтов, тем предметнее процесс формирования личности и её всестороннее развитие (образование — обучение — воспитание : самообразование — самообучение — самовоспитание). Соответственно с этим возрастает её обратная связь с обществом, через персональную отдачу знаний, умений, установок в конкретных видах деятельности и в целом в сферах общественной жизни.
Стоит отметить, что восьмисферная (родовая) концепция общественной жизни, представляя научный интерес, не может претендовать на однозначность, она находится в диалектическом процессе соотнесения возможного и действительного в общественной жизни, её содержания и формы.
Сферы общественной жизни историчны, основаны на базовых формах общественной деятельности (общественной, здесь — значимой и необходимой для функционирования всего общества) и представляют собой самостоятельные системообразующие институты жизни общества со сложившимися правилами, принципами, нормами, культурой. Их становление является закономерностью общественного развития, обусловленной потребностями и потенциалом общества. В соответствии с этой закономерностью логично выглядит десятисферная структура общественной жизни, включающая помимо означенных восьми сфер, сферу обороны — Вооружённые силы и оборонно-промышленный комплекс и сферу общественной безопасности, историческое возникновение и функционирование которой обусловлено потребностью общества по пресечению внешних и внутренних угроз, исходящих от террористических, националистических, криминальных экономических, коррупционных и иных деструктивных структур, методами специальной, разведывательной, милицейской, дипломатической, охранной, таможенной, судебно-правовой, антимонопольной и иной направленности. Кроме того, в недалёкой исторической перспективе произойдёт становление ещё одной сферы жизни общества, в которой индивид будет реально персонифицироваться как личность — это сфера космонавтики, которая на данный эпохальный момент развития общества представляет область (вид) профессиональной деятельности, то есть рассматривается узкопредметно в системно-функциональном поле общественного бытия. Но, это — уже удел теории, а трансформация данного профессионального института в сферу общественной жизни, т.е. системообразующий институт жизни общества, объективна.
В чём же сущностной смысл формирования личности, исходя из означенной специфики сферного подхода и, соответствующих сферам, условий бытия человека?
Смысл в том, что личность формируется в процессе деятельности. Деятельность — это тот адаптивный субстрат, который определяет как момент становления личности человека, так и характер её дальнейшего развития. В нём также важен элемент общения, элемент коммуникации. В целом формирование человека как личности осуществляется в процессе деятельности, в процессе социализации, то есть постепенного освоения уже имеющегося человеческого опыта (образование — обучение — воспитание : самообразование — самообучение — самовоспитание). Деятельность предполагает функциональное становление качеств личности, а социализация требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поступков, поведения в соответствии с усвоением социального (жизненного) опыта поколений. В процессе социализации происходит постепенная трансформация усвоенного опыта в персональные качества личности. В основе этой трансформации лежит деятельность человека. Деятельность как целесообразное взаимодействие индивида с предметным миром в целом и в конкретной сфере жизни общества в частности. Целесообразность человеческой деятельности выражается в двух формах: 1) сообразность социальным целям (как культурным программам общества); 2) сообразность личностным целям (как творческим программам личности).
Если следовать социокультурным программам (исторически сложившимся, стабилизировавшимся формам, способам, методам), то создается лишь возможность репродуктивной деятельности (воспроизведение уже имеющегося), а следование личностным программам — предполагает возможность творческой, новационной деятельности.
В основе деятельности человека лежат потребности — побудительные силы (мотивация) и способности — деятельностные силы (реализация).
Способом деятельности являются сложившиеся в обществе программы, методы, модели, приёмы.
Побудителем деятельности является общественная потребность, выступающая по отношению к индивиду как долг, как внешнее долженствование, как объективная сила (она может приобретать форму принуждения, материального и морального стимулирования).
Таким образом, деятельность со стороны личности детерминирована «долгом» и «стандартами» (общепринятыми правилами). Поскольку же и долженствование, и стандартные программы вырабатываются обществом, а не самим человеком, постольку они образуют как бы внешнюю для человека детерминацию, которой он объективно вынужден подчиняться. Это то, что в обыденном сознании воспринимается и оценивается как «работа». Но это и тот фон, та среда, где формируется личность.
Личность вне деятельности не существует, она есть совокупность социальных и общественных отношений, собственных генетических и интеллектуальных, физических и психических особенностей, способствующих проявлению потребностей и способностей человека в его профессиональной среде: космонавт или учёный, водолаз или врач, педагог или лётчик, фермер или офицер.
Их восемь: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда (Л. Зеленов).
Компоненты Деятельность всегда является субъектной, её
деятельности осуществляет человек, субъект, личность с определённым набором качеств.
Деятельность объектна, «предметна», предметно направлена.
Деятельность орудийна, то есть связана со средствами труда.
Деятельность процессуальна, представлена совокупностью производимых операций по её конкретному виду, в зависимости от сфер жизнедеятельности.
Деятельность результативна, продуктивна, иначе деятельность превращается в простое безрезультатное процес- суирование.
Деятельность осуществляется при определённых условиях, то есть при включении в неё других систем деятельности.
Деятельность системно организована, упорядочена, структурирована.
Деятельность осуществляется в среде, то есть во взаимоотношениях с другими системами деятельности, которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов различных видов деятельности.
Если человек, индивид есть отражение всей совокупности общественных отношений (по сферам общественной жизни), то неизбежна многоплановость его социальных ролей, кото-
рые он играет как личность. Выше мы отме-
роли личности чали Р°левУю концепцию личности, здесь же определим социальные роли.
Человек как деятель. Как деятель он выступает независимо от того, в какой сфере или области деятельности осуществляет свои профессиональные функции. На основе приведённого выше рассуждения о социализации индивида, компонентов деятельности, вырисовывается картина становления личности человека в процессе деятельности: работа — труд — деятельность — творчество. Это функционально-ролевая динамика формирования всесторонней личности в совокупности со становлением её сознания, психики и культуры.
Человек как гражданин. Человек — личность, которому небезразличен его коллектив, страна, нация, развивающиеся в рамках естественного права. Он субъект гражданского процесса. Гражданская позиция человека отражает его сущность как индивида правового государства и гражданского общества. Права и свободы человека объективно принадлежат каждому от рождения и должны уважаться государством и всеми институтами общества. При осуществлении гражданских прав недопустимо ущемление прав и свобод других. Государство не может издавать законы, умаляющие или отменяющие основные права и свободы человека как гражданина. Нарушенные права человека подлежат восстановлению всеми средствами, которые представляются Конституцией РФ и федеральными законами. Поэтому человек как гражданин — это полноправный субъект системы общественных отношений, созидатель гражданского общества, способный защищать и развивать его права и свободы.
Человек как патриот. Патриотизм — непременный атрибут цивилизованного общества: любовь к Родине, готовность отстаивать честь и достоинство Отечества, решительность и мужество вплоть до самопожертвования в защите интересов государства, особенно при внешней вооружённой агрессии или террористических выпадах. Быть гражданином своей страны и не быть патриотом её — это нонсенс. Человек как патриот — это субъект общественных процессов, он не только их главный участник, но и выразитель российской ментальности в каждом из них. Суть проявления патрио
тизма заключена в делах человеческих, в социальной роли личности. Патриотизм — это духовная потребность личности, её внутренний персональный и моральный долг по отношению к себе, семье, коллективу, обществу, стране. Но эти чувства не должны быть идеологизированы, а представлять собственный, осознанный выбор человека, когда он ощущает себя действительным членом общества, субъектом в делах страны, а страна, государство готовы отстаивать и защищать его человеческое достоинство россиянина в любой точке земного шара как свою высшую ценность. В воспитании патриотических чувств важна роль национальной идеи, которую можно выразить так: «Великий Народ — Великая Россия : Великая Россия — Великий Народ».
Человек как семьянин. Социальная роль личности, связанная с функционированием семьи, универсальна. В семье начинается процесс социализации личности, закладываются основы будущей личности. В семье осуществляется таинство рождения человека, закладываются первичные знания, умения и установки. В семье формируется хозяйственно-бытовая функция человека.
Человек как потребитель. Смысл этой человеческой роли не в утилитарном потреблении тех или иных продуктов и услуг. Личность как потребитель значима тем, что человек способен удовлетворять свои здоровые потребности. Потребности — это побудительная сила, заставляющая индивида включаться в процесс деятельности. Потребность учиться — студент; потребность реализовывать полученные знания — инженер, педагог, врач, офицер; потребность реализовывать умения — руководитель, учёный.
Человек как собственник. Проблема личности как собственника, его ролевое значение в социуме весьма актуальны для развития современного общества. В советскую эпоху в общественном сознании идеологически закреплялся образ человека, не обременённого частной собственностью, а, значит, не представляющего её функциональных модусов и меры ответственности за них. Владение частной собственностью считалось постыдным, причём, государство не утруждало себя разъяснениями экономических особенностей этого утверждения, а сводило его к однозначно негативной партийно-идеологической трактовке. Право частной собственности, как личная свобода человека игнорировалось, право на общественную собственность было декларативным. Личная собственность минимизировалась, так как существовали «социалистические нормы» для «обыкновенных людей» и расширенные для чиновничьей номенклатуры, что приводило к грубому социальному расслоению общества. Частная собственность повсеместно осуждалась в советском обществе, причём, без всестороннего научного анализа и оценки её форм, учёта особенностей труда собственников и работников, их квалификации, получения и распределения прибыли, формирования фондов оплаты труда, выполнения социальных программ и т.п. Коммунистическая критика была направлена на искусственную нивелировку западных технологий, ретуширование инноваций, очернение процессов корпоративной деятельности профессиональных рабочих и менеджеров экономики. Идеологическое огрубление права частной собственности породило её метафизическое восприятие советским обществом и человеком. Однако право частной собственности - это личная свобода человека по отношению к средствам производства, в целом - это экономика, как системообразующий жизнь общества институт - сфера общественной жизни - со свойственными ей функциями, целями, задачами, принципами, нормами, традициями, культурой, в рамках которых и формируется личность собственника. Игнорирование права частной собственности в системе экономических отношений общества приводит к нарушению прав личности и нивелированию правовой формы свободы человека как собственника. Человек, ограниченный в правах и свободах, не может быть полноценным творцом своей жизни и жизни общества. Поэтому человек, как собственник, столь же важен для социума как человек-патриот, человек-гражданин; только в соответствии с таким подходом предметно значима его социальная роль в жизни общества.
История творится людьми и только людьми. Лишь учёт объективных условий, определяющих действия людей, даёт возможность научно обосновать и объяснить роль конкрет- Роль ных социальных сил, партий, общественных
личности движений, исторических деятелей в обществен-
в истории ной жизни.
Исторические условия определяют в конечном счёте формат деятельности личности. Выйти за этот формат никакой деятель, даже самый выдающийся, не может. Так, если не созрели необходимые предпосылки для более высокой ступени общественного развития (в соответствии со сферами общественной жизни), то ни один политический деятель не в состоянии вызвать переход к ней своими личными действиями (даже харизматическая личность). В лучшем слу
чае он может ускорить ход общественного процесса. Хорошо если это ускорение будет прогрессивным, но может и затормозить его (до тех пор пока вновь не возобладают объективные позиции, как это было в истории человечества в период нахождения у власти в Германии — Гитлера, в России — Сталина, в Китае — Мао Цзэдуна, в Румынии — Чаушес- ку, в Грузии — Саакашвили). Никакая личность не может творить историю по своему произволу, не может повернуть общественное и социальное развитие вспять, например, от индустриального общества к феодальному. Гитлер предпринимал в XX столетии попытку восстановления рабовладельческого миропорядка, к чему это привело немецкий народ, общеизвестно.
Великие исторические деятели, как и великие общественные идеи, творцами и выразителями которых они являются, появляются, как правило, в переломные эпохи мировой истории или истории той или иной нации. Но не великие личности создают, вызывают к жизни великие эпохи, а, наоборот, великие эпохи являются той благоприятной почвой, условием, когда таланты, гении, дарования той или иной личности могут созреть, появиться и реализоваться.
Формирование личности процесс многоплановый, поэтому о нём мы и говорим как о проблеме. Обыденное сознание проблему формирования личности, как гармоничной и Проблема всесторонне развитой, воспринимает так: всё
формирования знать и вса уметь. Это достаточно наивная поличное™ зиция. Личность формируется в сложнейших
общественных процессах, в переплетении множества социальных факторов. Формирование личности осуществляется в процессе прямого и косвенного воздействия на индивида всей системы общественных институтов. Поэтому весьма значима диалектика системы: «институт — человек»: «человек — институт». Цель в этом взаимодействии одна: появление человека со сложившейся психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью, то есть — формирование всесторонне развитой личности, обладающей широким набором потребностей, соответствующих развитым индивидуальным способностям. Если означенной цели нет: у индивида масса потребностей, но нет способностей для их реализации, то вести разговор о сформированной и развитой личности не приходится. В этом случае предстаёт только индивидуум с завышенными потребностями и скромными способностями, что порождает тип человека девиантного поведения, которое чревато делинквентностью и негативной оценкой общества. Поэтому формирование личности обязательно включает её воспитание и последующее развитие. В целом алгоритм представляется следующим: формирование личности — целевая деятельность институтов общества, воспитание — привитие установок в процессе этой деятельности, развитие — персональный, личностный уровень индивида, как продукта этой деятельности, способного к самодеятельности.
Практическое значение проблемы формирования всесторонне развитой личности заключается в следующем:
• во-первых, развитая личность представляет самоцель человечества и отвечает на вопрос о сущности общества и функционировании исторических системообразующих институтов общественной жизни (сфер);
• во-вторых, всесторонне развитая личность (гармоничная совокупность потребностей и способностей индивида) — социальный критерий общественного прогресса, определитель функционирования базовых структур страны, нации, государства;
• в-третьих, развитая личность — цель самого человека, его деловая, творческая персонификация;
• в-четвёртых, развитая личность — высшая социальная цель правового государства и гражданского общества;
• в-пятых, системный подход к формированию такой личности (биопсихический субстрат, сознание, личностная культура, деятельность) позволяет коррелировать структуру деятельности всех общественных и социальных институтов, начиная с семьи.
ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ
1. Понятие «человека».
2. Понятие «индивида».
3. Понятие «индивидуума».
4. Понятие «индивидуальности».
5. Сущность понятия «личность».
6. Структура личности.
7. Психологическая концепция личности.
8. Социологическая концепция личности.
9. Ролевая концепция личности.
10. Философская концепция личности.
11. Социальные типы личности.
12. Критерии формирования личности.
13. Значение для общества всесторонне развитой личности.
14. Социальные роли личности.
15. Роль личности в истории.
ЛИТЕРАТУРА
Антропономия (Общая теория человека). Н. Новгород, 1991.
Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
Бердяев НЛ. Философия свободного духа. М., 1994.
Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. М., 1977.
Зеленое ЛЛ. Становление личности. Горький, 1989.
Зеленое Л А. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. III. Антропономия. Н.Новгород, 2006.
Ильенков Э.В. Что такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. М., 1998.
Муди Р. Жизнь после смерти. Л., 1991.
Мунъе Э. Персонализм. М., 1992.
Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся самим собой // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990.
О человеческом в человеке. М., 1991.
Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н.Новгород, 2010.
Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро- шевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. Спб., 1997.
Сенека и др. Если хочешь быть свободным. М., 1992.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1997.
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
Флоренский П. У водоразделов мысли. Часть шестая. Имена. Метафизика имён в историческом освещении. Имя и лич- ность//Соч. в 4-х т. Т. 3.
Человек. Философско-энциклопедический словарь / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М., 1997.
Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости