Научно-исследовательская работа
У образовательных учреждений появилась новая функция – поисково-исследовательская.Любое образовательное учреждение должно найти свое лицо, быть привлекательным для определенного контингента уч-ся, иначе оно не выдержит конкуренции.
Многое из прошлого опыта устаревает и для того, чтобы учебное заведение развивалась, необходимы новые идеи, новые модели, технологии обучения, воспитания, управления. Деятельность по созданию нового, как известно, есть творчество. Все новое нуждается в апробации, т.е. в экспериментировании. Экспериментальная проверка должна показать либо прогрессивность, эффективность предполагаемого, либо его ошибочность.
Все сказанное определяет необходимость овладения принципами и методами психолого-педагогического исследования не только учеными, но и широким кругом психологов и педагогов.
Педагогическое исследование – сложная деятельность по установлению закономерностей учебно-воспитательного процесса, связанная с нахождением, формулированием и проверкой этих закономерностей с помощью самых различных методов.
Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно уже в силу своей междисциплинарности. Логика и динамика исследовательского поиска предполагает реализацию ряда этапов:
1.Постановочный – определение конкретной области исследования, выявление проблемы, выбор темы, постановка цели, определение объекта и предмета исследования, построение гипотезы, постановка задач, исходная концепция, ведущая идея и замысел. Это связано с изучением литературы и состояния учебно-воспитательной практики по выбранной теме
2.Исследовательский этап – отбор методов, проверка гипотезы, конструирование предварительных выводов, их опробование и уточнение, построение заключительного вывода. Это связано с проведением экспериментов, дополнительным изучением педагогической практики.
3.Заключительный этап или оформительско-внедренческий – включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т.д.) и внедрение результатов в практику.
№ п/п | Последовательность проведения исслед-я | Содержание |
1. | Выбор объектной области | Определяется: субъективными факторами - образованием исследователя, жизненным опытом, его склонностями и интересами, связью с направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику и пр.; значимостью проблемы – наличием нерешенных проблем, новизной, перспективностью. |
2. | Актуальность | Характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. |
3. | Противоречие, проблема, тема | Научная проблема (от греч. трудность, преграда, задача) – это форма научного знания, в которой определяются границы достоверного и прогнозируются пути развития нового знания. Сущность проблемы противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением; между разными интерпретациями фактов. В проблеме соединены: знание о незнании, предположение о возможном открытии неизвестного закона, закономерности, принципа или способа действия. Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме. |
4. | Объект исследования | Это та область, в рамках которой и находится то, что будет изучаться или исследоваться. Это некоторый процесс, явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. |
5. | Предмет исследования | Это та конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий, который собственно и исследуется. Это определенный аспект изучения объекта. Как правило, предмет очень близко совпадает с темой исследования. |
6. | Цель исследования | Это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель, обычно начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, разработать, определить, создать, построить. |
7. | Гипотеза | Обоснованное предположение, нуждающееся в проверке, о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Это предвидение результатов. Гипотез может быть несколько. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условием: если…, то… Процесс создания гипотезы длителен, она может уточняться, развиваться, отвергаться. |
8. | Задачи | В соответствии с целью и гипотезой формулируются конкретные задачи (от 3 до 5), которые в совокупности представляют тактику реализации поставленной цели. Формулировки задач могут совпадать с названиями глав и параграфов работы. |
9. | Методология педагогики | Это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. |
10. | Методы исследования | Выбор методов исследования зависит от темы, гипотезы, цели и задач. Эмпирические методы: анализ литературы и др. источников, наблюдение, беседа, методы опроса, изучение продуктов деятельности, метод независимых экспертов. Эксперимент как ведущий метод научного познания. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, аналогия, абстрагирование и конкретизация, моделирование, мысленный эксперимент и др. |
11. | Положения, выносимые на защиту | Совокупность основных выводов из теоретической и практической части исследования. |
12. | Новизна, теоретическая значимость | Назвать, какие новые идеи получены, какие новые выводы могут дополнить существующие научные положения. |
13. | Практическая значимость | Определить и конкретно назвать сдвиги в процессе, организованном по новой технологии. |