Часть 2. материалы для коррекционной и профилактической работы
Ролевая игра
«ВИЧ-инфекция и безопасное поведение. Чья сторона?»
Цель: научить учащихся делать выбор в пользу безопасного поведения.
Возраст учащихся: 9–11 классы.
Количество участников: 30–35 человек (группы по 10–12 человек).
Время: 45 минут. Материалы: стулья, ватман, маркеры.
Ход игры:
Участники делятся на три части: группа А – «провокаторы», все то, что вызывает заболевание, провоцирует его; группа В – «защитники», все то, что защищает от заболевания, профилактика; группа С – «молодежь». Цель групп А и В – склонить на свою сторону молодежь. Группа А первой высказывает свою позицию. Затем их сменяет группа В.
Группа С, внимательно выслушав аргументацию обеих сторон, делает свой выбор в пользу «провокаторов» или «защитников», обосновав его. Участники подводят итог в ходе общего обсуждения. Задача ведущего педагога – содействовать правильному выбору группой С позиции «защитников». Далее осуществляется анализ игры посредством выполнения творческого задания «Письмо моему сверстнику».
Рекомендации для ведущего
Деление участников на группы А, В, С производится методом расчета на 1-й, 2-й, 3-й, где 1-ые – группа А, 2-ые – группа В, 3-и – группа С. В ходе игры соблюдается строгая регламентация выступления каждой группы. «Молодежь», выбрав определенную позицию, садится в сектор А или В. Затем каждый из сектора С объясняет выбранную им позицию.
При делении на группы необходимо учесть наличие лидера в каждой из групп. Перед началом игры ведущий напоминает участникам основные пути передачи ВИЧ-инфекции (половой, парентеральный, от зараженной матери ребенку при беременности, родах, кормлении грудным молоком).
Игра делится на пять этапов:
· определение «идеи» – профилактика, безопасный секс и «антиидеи» – пути инфицирования ВИЧ;
· деление на группы;
· аргументирование группами своих позиций;
· аргументация в ходе дискуссии позиции, выбранной группой С;
· анализ игры и творческое задание.
Проективная имитационная игра
«Рекламный клип: Мы выбираем здоровый образ жизни»
Цель: развитие креативности учащихся в процессе решения проблемных задач в области ЗОЖ.
Возраст учащихся: 9–11 классы.
Место проведения: аудитория (кабинет).
Количество участников: 30 человек.
Материалы: ватман, маркеры, средства музыкального и светового оформления зала, костюмы, декорации, открытки и фотографии для коллажа.
Ход игры
Мероприятие целесообразно проводить в виде конкурса проектов, подготовленных различными учебными группами (классами).
Каждая группа в процессе подготовки работает в режиме проективной игры. Участники имитируют деятельность телестудии, сотрудники которой в рамках указанной темы самостоятельно:
· создают тексты (10–15 предложений, песни, стихи) и сценарий (последовательность событий):
· разрабатывают живые картины (действия участников, раскрывающие идеи текста),
· выбирают жанр (фантазия, триллер, реалити-шоу, мелодрама, трагедия, драма, комедия, документальный фильм и т. д.).
· подбирают музыкальное и техническое сопровождение.
Каждая подгруппа, после времени, отведенного на подготовку, показывает свой рекламный клип (проект). Затем происходит обсуждение, после которого представителями от каждой команды на ватмане записываются признаки здорового образа жизни и тех действий, которые необходимы для его реализации.
Рекомендации ведущему
Ведущий разделяет группу на 7 подгрупп. Распределение жанров при этом может осуществляться следующим образом: 1-я подгруппа – сценаристы, которые готовят песенные, стихотворные и прозаические тексты; 2-я подгруппа – музыканты (обеспечивают музыкальное сопровождение); 3-я подгруппа – художники (рисунки); 4-я подгруппа – фотографы (коллаж); 5 подгруппа – режиссеры клипа; 6 подгруппа – операторы, осветители, гримеры и т. д.; 7 подгруппа – артисты труппы, исполняющие рекламный клип.
Занятие-тренинг
«Противостояние влиянию»
Цель: выработка устойчивой позиции противостояния негативным влияниям микросреды, содействие в формировании собственной жизненной позиции и адекватной самооценки, ориентация подростка на соблюдение здорового образа жизни.
Ход занятия
Педагог задает вопрос: почему, по мнению школьников, многие из них начали или начнут курить. После того, как школьники перечислят ряд причин (любопытство, желание казаться взрослым и т. д.) следует указать, что для их возраста одна из главных причин – это оказываемое сверстниками или более старшими товарищами групповое давление.
Различают четыре вида группового давления (запись на доске):
1. Прямое, когда прямо предлагают закурить (выпить).
2. Непрямое, когда все курят (или, например, пьют за праздничным столом), а ты не куришь (не пьешь).
3. Через оскорбление, унижение.
4. Через назойливое донимание (постоянные занудные предложения).
Давление может быть прямым и косвенным. Помимо выше перечисленных способов часто используются лесть, шантаж, уговоры, угрозы, насмешки, похвала, подкуп, подчеркнутое внимание, призыв «делай как мы» и т. д.
В случае прямого давления человеку предлагается совершить какое-то действие.
В случае косвенного давления человеку могут прямо и не предлагать делать что-то, но это действие выполняют окружающие. При этом такое косвенное давление может включать в себя и другие виды давления, которые в этом случае будут направлены на кого-то еще. Например, человек находится в группе курящих и не курит, а группа в это время насмешливо обсуждает кого-то, кто боится закурить, или пытается заставить курить еще кого-то, кто не курит.
Такое косвенное давление действует сильнее, чем прямое. Особенно сильно действует на человека ссылка на «всех»: «Все это делают, а ты…»
Для того, чтобы сопротивляться групповому давлению, важно замечать, когда его на вас оказывают, распознавать его.
А почему нужно уметь сопротивляться групповому давлению? (Групповая дискуссия).
Теперь давайте поговорим о том, какими способами можно сопротивляться групповому давлению (Общее обсуждение с записью на доске).
Упражнение «Способы отказа»
Учитель приглашает добровольца и предлагает ему отказываться в ответ на уговоры прогулять урок. Можно вызвать несколько человек, чтобы они продемонстрировали несколько разных способов отказа. Учитель помечает на доске способы отказа, использовавшиеся учениками. Какие еще способы отказа могут быть? – мозговой штурм – все ученики класса предлагают свои варианты.
Способы сказать «нет» в ситуации группового давления:
• просто сказать «нет»;
• отказаться, объяснив причину;
• предложить сделать что-то другое, взамен предлагаемому;
• проигнорировать предложение;
• попытаться объединиться с кем-то, поддерживающим ваше мнение;
• уйти;
• обратиться за помощью;
• постараться избегать опасных ситуаций.
Упражнение «Анализ ситуаций»
Класс делится на 4 группы. Каждой группе дается один из рассказов для прочтения и обсуждения.
Ситуация 1
Ты со своим товарищем встречаешь во дворе группу своих одноклассников, которые курят. Кто-то из них предлагает и вам закурить. Когда вы отвечаете «нет», то один из одноклассников спрашивает: «Вы что, боитесь?», другие говорят, что вы дураки, раз не хотите с ними курить.
Обведите кружком вид давления:
1. Прямое 2. Непрямое 3. Через оскорбление 4. Назойливое предложение.
Как выйти из ситуации, не закурив?
Ситуация 2
Ты переехал в новый район. Один из одноклассников приглашает тебя к себе домой. Когда ты пришел к нему, то видишь, что все гости курят. Никто из них не предлагает тебе сигарет, но ты чувствуешь себя в неудобном положении.
Твое решение.
Обведите кружком вид давления:
1. Прямое 2. Непрямое 3. Через оскорбление 4. Назойливое предложение.
Как выйти из ситуации, не закурив?
Ситуация 3
Ты пришел в гости к товарищу. Родителей нет дома. Когда вы смотрите телевизор, товарищ закуривает. Ты спрашиваешь, давно ли он курит и почему родители разрешают ему курить. Товарищ отвечает, что родители ничего не знают. Он предлагает тебе закурить.
Обведите кружком вид давления:
1. Прямое 2. Непрямое 3. Через оскорбление 4. Назойливое предложение.
Как выйти из ситуации, не закурив?
Ситуация 4
У тебя есть лучший друг, который уже курит. Он хочет, чтобы ты курил тоже. Каждый раз, когда вы встречаетесь, он предлагает тебе закурить. Когда ты идешь с ним в школу, он тоже предлагает закурить. Когда ты идешь с ним из школы, он снова предлагает закурить. В школе, на перемене, он предлагает закурить. Твое решение...
Обведите кружком вид давления:
1. Прямое 2. Непрямое 3. Через оскорбление 4. Назойливое предложение.
Как выйти из ситуации, не закурив?
Ролевая игра «Учись отказываться»
Класс делится на пары. В каждой паре один предлагает другому закурить, второй отказывается. Потом наоборот. Желательно использовать разные способы отказа – примерять разные роли.
Ролевая игра «Избеги давления»
Раздаются карточки с заданиями. Следует выбрать несколько ситуаций. Один участник будет играть роль человека, на которого оказывают давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря «нет». Остальные могут играть роль ровесников, оказывающих давление. Важно, чтобы каждый участник смог побывать в такой ситуации и сказать «НЕТ».
Твой друг предлагает тебе:
• украсть несколько конфет;
• прогулять занятие;
• убежать из дома;
• выпить пиво;
• покурить травку;
• списать контрольную работу;
• сделать кому-нибудь пакость.
Незнакомый взрослый человек уговаривает тебя:
• пойти прогуляться вместе с ним;
• выгородить его, сказав кому-то неправду;
• купить таблетки или другие лекарства;
• рассказать о себе.
Группа друзей хочет, чтобы:
• ты тихо ушел ночью из дома и встретился с ними;
• ты украл для них образец контрольной работы;
• покурил с ними травку;
• ты с ними выпил.
После того как все представленные ситуации будут сыграны, стоит спросить, есть ли еще какие-либо способы выйти из похожей ситуации принуждения, не теряя достоинства и своего «лица». Затем обсудить последствия отказа.
Какие в этой ситуации могли бы возникнуть проблемы, если бы ты не сказал «нет»?
Ролевая игра «Варианты отказа»
Поведение в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т. д.) провокации со стороны сверстников
1 этап. Педагог предлагает ребятам рассказать, как следует вести себя в том случае, если их сверстники предлагают им попробовать наркотики. (Примерные варианты ответов подростков: «Я откажусь, потому что считаю, что это плохо»; «Мне это неинтересно»; «Уйду»; «Я бы хотел попробовать, но боюсь» и т. д.). Выбираются наиболее правильные варианты.
2 этап. Педагог: «Давайте возьмем за основу Сережин вариант и попробуем проиграть эту ситуацию». Психолог играет роль предлагающего наркотики, подросток отказывается от них.
3 этап. Педагог: «Спасибо, Сережа, молодец, ты все сказал правильно. Ты нашел правильный ответ отказа, четко выражал свою мысль, не растерялся и т. д.».
4 этап. Педагог предлагает другой вариант поведения в данной ситуации:
• выслушать предложение и подумать о последствиях (физическая зависимость, вред здоровью, потеря друзей, неуспеваемость в школе и др.);
• предположить мотивы и возможные выгоды предлагающего (деньги, власть, разделение ответственности, желание сделать кого-то таким же, как он и т. д.);
• осознать себя самостоятельным человеком, способным принимать правильные решения;
• выбрать подходящий к ситуации вариант отказа и реализовать его. Возможные варианты отказа:
• спасибо, но мне это не подходит;
• нет, меня это не интересует;
• нет, я уже пробовал, мне это не понравилось;
• нет, я думаю о своем здоровье;
• у меня сейчас нет времени об этом говорить;
• спасибо, у меня другие интересы;
• нет, я никогда не буду этого делать и тебе не советую;
• докажи, что мне это нужно.
При необходимости можно предложить другие варианты занятия чем-либо, например, пойти на дискотеку, в компьютерный клуб, домой попить чай и поиграть на гитаре в том случае, если есть желание сохранить с этим человеком дружеские отношения. Если такого желания нет, то можно отказать в категоричном тоне, уверенно и четко.
В случае, если давление собеседника не ослабевает, можно изменить тактику своего поведения:
– поменяться с собеседником местами (Почему ты решаешь за меня? Почему ты навязываешь мне свое мнение? и т. д.);
– твердо встать на свою позицию, не увиливать, не придумывать уважительных причин;
– повторить свое «нет» вновь и вновь без объяснений причин и без оправданий – отказаться продолжать разговор: «Я не хочу об этом говорить» и уйти.
5 этап. Предложенный вариант обыгрывается в группе:
«Ребята, давайте попробуем обыграть этот вариант поведения. Я буду подростком, а ты, Юра, будешь предлагать мне наркотики. Смотрите внимательно, как я буду себя вести» Проиграть сцену в соответствии с этапом 4.
6 этап. Педагог: «На что вы обратили внимание в моем поведении, словах, жестах? Как я вел себя?» (Прямо смотрел в глаза собеседнику, держался уверенно, на предложения отвечал четко и внятно, не давая усомниться в моей решимости и т. д.).
7 этап. Педагог совместно с группой составляет схему поведения в данной ситуации (на листе ватмана, размещенном на видном месте).
– Давайте вспомним, какой первый шаг я сделал?
– Что было потом?
– В какой форме мною был дан отказ?
– Как я завершил разговор по поводу предложения?
Педагог схематично отмечает пошаговую модель поведения в данной ситуации; при необходимости дает время для того, чтобы подростки зафиксировали схему для себя.
8 этап. Педагог обобщает и анализирует полученную информацию: в наше время подростки часто попадают в такие ситуации, когда им нужно принять правильное решение, от которого иногда зависит их будущее. Очень важно научиться отклонять негативные предложения, так как ребята попадают в сложные ситуации из-за того, что не знают, как правильно отказать и при этом не оказаться высмеянными или отверженными. Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: «И отказать друзьям не могу, и делать то, на что они уговаривают, не могу и не хочу; нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность. Данный навык может помочь безболезненно выйти из негативной ситуации, в которой оказывается давление, и при этом отстоять свою точку зрения и т.д.
9 этап. Ведущий: «Теперь Алена вместе со мной попробует проиграть данную ситуацию, опираясь на разработанную нами схему» (Алена – подросток, которого уговаривают; ведущий – подросток, который предлагает).
10 этап. Ведущий: «Ребята, в каких еще ситуациях мы можем применить данную схему?» Примерные ответы:
• когда предлагают выпить;
• когда предлагают сигарету, а ты не хочешь курить;
• когда предлагают какое-либо наркотическое средство;
• когда девушку настойчиво приглашают покататься на машине;
• когда предлагают взять чужое (сигареты, магнитофон, вещи с дачи и т. д.);
• когда предлагают покататься на чужой машине и т. д.
Примечание: эффективно перед пошаговой отработкой навыка поговорить о вреде наркотиков, предложить подросткам обсудить, какие последствия ожидают их, если они согласятся с предложением попробовать наркотические вещества, а также какие мотивы лежат в основе потребности человека, уже употребляющего наркотики, вовлекать в это занятие других. То же самое полезно провести относительно ситуаций, когда предлагается алкоголь, секс, криминальные действия.
Поведение в ситуации наркотической и другой провокации со стороны взрослых.
Работа строится аналогично работе с предыдущим навыком.
Примечание. В отличие от первого варианта (отказ сверстнику), подросток не может предложить взрослому альтернативные варианты поведения. Если взрослый не знаком или с ним не поддерживаются дружеские отношения, то целесообразно вести диалог в тактичной, но категорично-строгой форме. Если вы хотите сохранить дружеские отношения, то лучше выбрать логично обоснованную форму отказа, подтверждающую вашу решительность. Например:
– я сам знаю, что мне нужно, а что нет;
– я сам разберусь;
– я достаточно много знаю о наркотиках и не хочу повторять чужие
ошибки;
– я уже видел подобный печальный опыт моих знакомых, и знаю к чему это их привело.
При моделировании ситуации желательно предусмотреть общение со знакомым и незнакомым взрослым. При обыгрывании ситуации взаимодействия с незнакомым взрослым желательно пригласить на занятие незнакомого человека (например, другого педагога, который не работает в данном классе).
Блиц-турнир «Азбука здоровья»
Цель: формирование и закрепление знаний о сущности здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
Ход турнира
Класс делится на команды. На доске – игровое поле с номерами вопросов. Капитаны приглашаются на жеребьевку. Команда с правом первого хода выбирает любую тему и номер вопроса.
Тема 1: Закаливание организма
1.1. Назовите виды закаливания. (Ответ – закаливание водное, воздушное, солнечное).
1.2. При каких температурных условиях можно купаться в открытых водоемах? (Ответ – t воды – 20° С; t воздуха – 24–25° С).
1.3. Чему способствует регулярное закаливание? (Ответ – повышению способностей к восприятию и запоминанию, укреплению силы воли, активной деятельности и здоровой жизни, замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20–25%).
1.4. Назовите эффективное средство приспособления к холоду и жаре. (Ответ – закаливание организма).
Тема 2: Физическая культура
2.1. Для развития выносливости полезны... (Ответ – ходьба, бег, лыжи, плавание).
2.2. Назовите основные средства развития быстроты (Ответ – упражнения, требующие энергичных двигательных реакций, высокой скорости, частоты выполнения).
2.3. Назовите основные средства развития силы мышц (Ответ – упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса).
2.4. Для развития гибкости наиболее полезны следующие упражнения... (Ответ – упражнения с внешним сопротивлением).
Тема 3: Двигательная активность
3.1. Недостаток движения называется… (Ответ – гиподинамия).
3.2. Целенаправленный процесс взаимодействия человека с миром (Ответ – деятельность).
3.3. Нерегулируемое сознанием действие, сформированное путем многократного повторения (Ответ – навык).
Тема 4: Экология и здоровье
4.1.Назовите изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности. (Ответ – антропогенные изменения).
4.2. Назовите последствия кислотных осадков. (Ответ – повышение кислотности почвы, гибель елово-пихтовых и дубовых лесов, снижение плодородия почвы, вредное влияние на состояние рек, озер и других водоемов, вредное влияние на здоровье людей).
4.3. Какую опасность представляют сточные воды для здоровья населения? (Ответ – могут являться источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний, содержать яйца и личинки глистов).
4.4. Назовите главный норматив качества окружающей природной среды (Ответ – предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде и почве).
Тема 5: Режим учебы и отдыха
5.1. Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это – ? (Ответ – режим).
5.2. Невыполнение режима дня приводит к ...? (Ответ – к нарушению функций центральной нервной системы).
5.3. Назовите причины переутомления. (Ответ – неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, игнорирование гигиенических требований к режиму дня).
5.4. К выполнению домашнего задания необходимо приступить после продолжительного отдыха, через... (Ответ – через три часа).
Тема 6: Личная гигиена
6.1. Предупреждение заболеваний называется…? (Ответ – профилактика).
6.2. Состояние полного физического, психического и социального благополучия (Ответ – здоровье).
6.3. Кожа не только покрывает все тело человека, кожей человек ощущает... (Ответ – давление, вибрацию, тепло, холод, боль).
6.4. Гигиена рта включает в себя ... (чистку зубов, чистку языка и полоскание ротовой полости).
Тема 7: Рациональное питание
7.1. Назовите основные пищевые вещества. (Ответ – белки, жиры и углеводы).
7.2. Назовите соотношение основных пищевых веществ для нормальной физической нагрузки подростков. (Ответ – 1 ч. жиров + 1 ч. белков + 3 ч. углеводов).
7.3. Как рационально распределить приемы пищи в течение дня? (питание должно быть четырехразовым: во время завтрака необходимо потреблять 25% суточного рациона по энергетической ценности, во время обеда – 35%, полдника – 15% и ужина – 25%).
7.4. Что означает сбалансированность питания? (Ответ – потребление необходимой суточной дозы витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов).
7.5. Какое питание обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие детей? (Ответ – питание рациональное, сбалансированное, разумное которое повышает успеваемость, а также сопротивляемость к болезням).
Тема 8: Биологические активные вещества
8.1. Какой витамин вырабатывается в организме под действие солнечных лучей? (Ответ – витамин Д, который предохраняет от рахита).
8.2. Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе? (Ответ – витамин Н, или биотин, который хорошо воздействует на состояние кожи и волос).
8.3. Это вещество необходимо для функционирования щитовидной железы – (Ответ – йод).
8.4. Какое вещество повышает устойчивость зубов к кариесу, участвует в росте скелета, предупреждает развитие старческого остеопороза (снижения плотности кости)? (Ответ – фтор).
Тема 9: Вредные привычки
9.1. Назовите признаки острого отравления никотином (Ответ – горечь во рту, кашель, головокружение, тошнота, слабость, недомогание, бледность лица).
9.2. Кого мы называем пассивным курильщиком? (Ответ – человека, находящегося в одном помещении с курильщиком).
9.3. Какое влияние оказывает алкоголь на здоровье человека? (Ответ – нарушается защитная функция печени, суживаются сосуды, нарушается деятельность мозжечка).
9.4. Как называются болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими временное чувство эйфории? (Ответ – наркомания, токсикомания).
9.5. Средство, при систематическом употреблении которого у человека образуется хроническое заболевание, сопровождающееся патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы, из-за чего возникают психозы, например, белая горячка (Ответ – алкоголь).
9.6. Алкогольный напиток, при систематическом употреблении которого формируется начальная стадия физической и психической зависимости от алкогольных средств (Ответ – пиво).
9.7. Назовите категорию веществ, к которым относится никотин (Ответ – яд).
9.8. Назовите наркотик, одноразовое применение которого уже вызывает психическую и физическую зависимость (Ответ – героин).
9.9. Назовите заболевания, которыми страдает курильщик (Ответ – астма, ослабление памяти и внимания, гипертония, онкологические заболевания полости рта, глотки, легких и др.).
9.10. Назовите последствия употребления токсических веществ (воспаление носоглотки, дыхательных путей, пищевода; поражение печени, почек, сердечной мышцы; возможен летальный исход).