Формы социально-профилактической работы

ü Организация социальной среды

В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности, воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к асоциальному явлению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

В рамках данной модели профилактика включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь более качественный уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается.

Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

ü Информирование

Направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными. Нередко информация имеет запугивающий харак­тер. При этом перечисляются негативные последствия употребления нар­котиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним, запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

В ряде случаев информация дается несвоевременно: или поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимости поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, производимых на личность. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий такого поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

ü Активное социальное обучение социально-важным навыкам

Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социаль­ному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления со стороны окружающих, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы людей обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой социально-психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными на­выками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

ü Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению

Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную группу.

Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактические задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

ü Организация здорового образа жизни

Сущность данной формы исходит из представлений о личной ответственности за здоровье и гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

ü Активизация личностных ресурсов

Активные занятия спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

ü Минимизация негативных последствий девиантного поведения

Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В различных видах профилактической работы могут использоваться схожие формы и методы.

По способу организации работы выделяют следующие формы соци­альной профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа.

В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов социально - профилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, имитирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики, социально - психологическое консультирование, кризисная помощь (телефон доверия).

Планирование профилактических мер должно проходить с учетом индивидуальных особенностей и специфики социальной ситуации клиента, группы, общности!

Список использованной литературы:

1. Свищева И.К. Технология социальной работы: учебное пособие. - Белгород: Белгородский государственный университет, 2007. - 238 с.

2. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие-Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002 - 92 с.

Наши рекомендации