Особенности творческого процесса в дизайне
Дизайн – творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. [52]
Творческий процесс – чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат.
Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу.
Замысел – это структурный элемент композиции – средства для выражения художественной идеи.
Композиция – конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительного объекта. Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении – все это входит в решение композиционной задачи. Творческий процесс – это достижение единства формы и содержания. Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление дизайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:
- способностью увидеть и чётко сформулировать задачу;
- умением отыскивать оригинальные решения;
- умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы;
План творческого процесса в дизайне
1. Возникновение замысла и постановка задачи.
2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника. Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства – это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти. Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические. Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею. Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.
Абстрагирование – это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.
Творческими источниками в моделировании одежды традиционно были исторический и национальный костюм, ретро мода, английская классика, предметы декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты цивилизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы.
3. Концентрирование усилий, интенсивность работы, использование различных методов эвристики и проектирования.
Эвристика — метод интенсификации творческого мышления. Методы проектирования методы решения проектной задачи технологии.
4.Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась».
5. Озарение — получение окончательного оптимального решения.
6. Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка.
На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строиться по единой проектной методике:
1) осмысление проблемной ситуации;
2) предпроектный анализ;
3) определение принципов и средств решения задачи;
4) формирование формального образа;
5) анализ проектной ситуации;
6) эскизный поиск принципиальных решений;
7) проектная проработка.
Учебно-методический комплекс (УМК)
- Для работы необходим светлый, хорошо проветриваемый кабинет.
- Дидактические и методические материалы: цветовой круг, чертёж основы выкройки плечевого и поясного изделия, технический эскиз фигуры, пособия по проектированию одежды, подшивка журналов моды.
- ткани, швейная фурнитура, инструменты, оборудование.
- коллекции костюмов.
№ п/п | Наименование | Количество (шт.) |
Набор игл | ||
Набор булавок | ||
Ножницы | ||
Нитки цветные №35-45 | ||
Манекен | ||
Магнитофон | ||
Гладильная доска | ||
Утюг | ||
Стол | ||
Кронштейн для хранения костюмов | ||
Швейная машина с ножным приводом |
Список литературы
- Аверкиева, Г.В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя: автореферат / Г.В. Аверкиева. - Петрозаводск, 1996. – 26 с.
- Андросова, Э.Н. Основы художественного проектирования костюма: Учебное пособие / Э.Н. Андросова – Челябинск: Медиа-Принт, 2004. – 184 с.: ил.
- Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка / Л.И. Божович. – М.: Знание,1979. – 40 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика - 1999. - №3. – С.37 - 41.
- Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
- Буйлова, Л.Н., Клёнова Н.В. Механизм разработки авторской образовательной программы / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт). – 2009. - №4. – С. 6-15.
- Бутенко, В.О. Формирование эстетического отношения к искусству у старших школьников. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы / В.О. Бутенко. - Новосибирск, 1989. - С. 51-58.
- Вихорева, О.А. Программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании детей / О.А. Вихорева // Дополнительное образование. – 2004. - №5. – С. 36-38.
- Воспитательная система МОУ ДОД Дворца творчества детей и юношества. – Петрозаводск, 2004.
- Голованов, В.П. Сущность, функции, тенденции развития в дополнительном образовании детей / В.П. Голованов // Дополнительное образование. – 2004. - №5. – С.12-16.
- Журкина, Н.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования / Н.Я. Журкина // Дополнительное образование. – 2000. - №9.
- Забота – поддержка – консультирование: сборник статей №6 серии Новые ценности образования / под ред. Н.Б. Крыловой. – М.: Инноватор, 1996.
- Заметки по возрастной психологии / сост. Е.А. Назарова, А.М. Россыпнова, Е.Ю. Сонникова. – Петрозаводск: ДТДиЮ, 1999.
- Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Флинта, 1998. - 57 с.
- Каминская, Н.М. История костюма / Н.М. Каминская. – М., 1984.
- Караковский, В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
- Каргина, З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования / З.А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - №11. – С. 9-12.
- Каргина, З.А. Формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования / З.А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - №7-8. – С.41-44.
- Кирмасов, Б.А. Разработка содержания образовательной программы педагога дополнительного образования детей / Б.А. Кирмасов // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт). - 2009. - №4. – С. 2-6.
- Клёнова, Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей / Н.В. Клёнова, Л.Н. Буйлова // Дополнительное образование. – 2004. - №12. – С. 17-25.
- Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В.Н. Козлов. – М., 1981. - 70 с.
- Колмогорцева, Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования / Т.А. Колмогорцева //Дополнительное образование. – 2003. - №7.- С. 7-11.
- Косменко, А.П. Карельское народное искусство / А.П. Косменко. – Петрозаводск, 1977. – 170 с.
- Кочергина, Г.Д. Развитие образовательного процесса в УДОД / Г.Д. Кочергина // Дополнительное образование. – 2006. - №11. – С.3-8.
- Куренова С.В., Савельева Н.Ю. Конструирование одежды: Учеб. пособие/ С.В. Куренова, Н.Ю. Савельева. – Изд. 3-е. – ростов н/Д: Феникс, 2005. – 477, (Высшее образование)
- Лобашев, В.Д. Формирование мотивации как исходное условие успешности ДОД / В.Д. Лобашев // Дополнительное образование. – 2008. - №10. – С. 3-12.
- Мальми, В.В. Праздник и костюм / В.В. Мальми. – Петрозаводск, 2008. – 126 с.
- Маничкина, З.И., Садомова Н.П. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребёнка в условиях УДОД //З.И. Маничкина, Н.П. Садомова // Дополнительное образование. – 2006. - №11. – С.23-27.
- Мартынова,А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды: Учеб. пособие для вузов/ А.И. Мартынова, Е.Г.Андреева. – М.: 2002. –207с.
- Михайлова, Н.А. Современные научно-методические подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детских объединений / Н.А. Михайлова //Дополнительное образование. – 2008. - №6. – С. 19-23.
- Морозова, Н.А. Обобщённое представление современных российских концепций воспитания / Н.А. Морозова // Классный руководитель. – 2002. - №5. – С. 31-69.
- Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007.- 560 с.
- О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.12.06. // Вестник образования России. – 2007. - №18.
- Педагогика / под ред.П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Петрова, А.А. Эстетическое воспитание подростков в студи моды на примере технолого-эстетического подхода: дипломная работа/ А.А. Петрова.- Петрозаводск, 1999.- 112с.
- Попов, Е.В. Введение в культурологию / Е.В. Попов. – М.: Владос, 1996. – 98 с.
- Разбивная, Г.А. Радуга на ладонях / Г.А. Разбивная. – Петрозаводск – Москва, 1995. -70 с.
- Русский народный костюм. – Ленинград, 1984. – 230 с.
- Русское народное искусства севера. - Ленинград, 1968. – 156 с.
- Саволайнен, Н.А. Техническое творчество в традиционной культуре национального костюма на примере технологий театра моды “Илотар”: дипломная работа / Н.А. Саволайнен. – Петрозаводск, 2000. – 98 с.
- Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей // Вестник образования России. – 2004. - №10. – С. 53-80.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Смирнова, Л.Н. Женский Клуб 500 и 1 совет модельера / Л.Н.Смирнова. – М.: Вече, 2001. – 137 с.
- Тароева, Р.Ф. Материальная культура карел / Р.Ф. Тароева. – М. – Л., 1965. – 149 с.
- Тахбатуллина, Л.М. Проектирование костюма / Л.М. Тахбатуллина. – Ростов- на –Дону, 2007. – 155 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. – 1997. - №4. – С. 2-8.
- Тихомирова, Н. Отслеживание личностного развития учащихся / Н.Тихомирова // Воспитательная работа в школе. – 2004. - №1. – С. 87-91.
- Устав МОУ ДОД Дворца творчества детей и юношества. – Петрозаводск: ДТДиЮ, 2009.
- Федеральный закон «Об образовании» от 20.07.2000.
- Федотова, В.Ю. Система целенаправленного выявления потенциальных способностей одарённых детей в рамках УДОД / В.Ю. Федотова // Дополнительное образование. – 2008. - №11. – С. 8-11.
- Фридман, Л.М. Психология воспитания / Л.М.Фридман. – М.: Творческий центр, 2000. – 278 с.
- Словарь. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дизайн
Литература для обучающихся
1.Андросова, Э.Н. Основы художественного проектирования костюма: Учебное пособие / Э.Н. Андросова. – Челябинск: Медиа-Принт, 2004. – 184 с.
2. Каминская, Н.М. История костюма / Н.М. Каминская. – М., 1984.
3. Мальми, В.В. Праздник и костюм / В.В. Мальми. – Петрозаводск, 2008. – 126 с.
4. Мешкова, Е.В. Конструирование одежды: Учеб. пособие для среднего профессионального образования/ Е.В. Мешкова. –М., 2006. – 112с.
5. Русский народный костюм. – Ленинград, 1984. – 230 с.
6. Соколова, В.А. Технология. Конструирование и моделирование женской одежды: Учебно-методическое пособие 7 кл./ В.А. Соколова. –М., 2007. - 144с.
7. Соколова, В.А. Технология. Конструирование и моделирование женской одежды: Учебно-методическое пособие 9 кл./ –М., 2007. - 112с.
8. Тароева, Р.Ф. Материальная культура карел / Р.Ф. Тароева. – М.– Л.,1965. – 149 с.
9. Трутченко, Л.И. Пантелеева А.В., Каратова О.Н. Конструирование женской одежды: Учеб. пособие для профессионально технических учебных заведений/ Л.И. Трутченко, А.В. Пантелеева, О.Н. Каратова.– М., 2001. –303с