Особенности творческого процесса

Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность рождающая нечто качественно новое. Творческая деятельность включает в себя постановку или выбор задачи, поиск условий и способа ее решения и в результате – создание нового.

Творческие (изобретательские) задачи часто путают с задачами техническими, инженерными, конструкторскими. Построить дом, имея готовые чертежи и расчеты – задача техническая. Рассчитать мост или автомобиль, пользуясь готовыми формулами – задача инженерная. Спроектировать удобный и дешевый автобус, найдя компромисс между «удобно» и «дешево» – задача конструкторская. При решении этих задач не приходится преодолевать противоречия. Задача становится творческой (изобретательской) только в том случае, если для ее решения необходимо преодолеть противоречие. Поэтому в наиболее распространенном случае процесс решения изобретательских задач можно рассматривать как выявление, анализ и разрешение технического противоречия.

Таким образом, в процессе поиска новых решений приходится решать задачи (табл. 3.1), качественно отличающиеся друг от друга – это задачи рутинные (четко определенные) и творческие. При решении рутинных задач имеется заранее поставленная задача, указаны способы и примеры ее решения, результат решения однозначен (например, вычисление объема тела сложной формы, расчет вала на прочность, выбор технологического оборудования и т. п.). При решении творческих задач, как правило, известна лишь проблемная ситуация, а задачу предстоит сформулировать, способ решения задачи не указан, а выбирается самим исполнителем, обучающий пример отсутствует и результат решения, как правило, является неоднозначным. Цель творчества состоит в специфическом разрешении проблемной ситуации.

Таблица 3.1

Различия рутинных и творческих задач

Показатели сравнения задач Тип задачи
рутинные творческие
Постановка задачи Имеется Как правило, отсутствует
Метод (способ) решения Как правило, указан Не указан
Обучающий пример Имеется Отсутствует
Результат решения Как правило, однозначен Как правило, многозначен

По сложности решаемые изобретательские задачи и их решения (изобретения) принято делить на пять уровней от первого – простейшего, до пятого – наиболее сложного, основанного на использовании знаний из области новых открытий.

Таблица 3.2

Уровни сложности технических задач

Уровень сложности Характеристика уровня
Изменение геометрической формы или соотношения основных размеров. Соответствующие решения направлены главным образом на улучшение отдельных технических и экономических характеристик объекта – уменьшение массы и габаритных размеров, создание дополнительных удобств в эксплуатации, снижение стоимости и т. д.
Изменение расположения основных и вспомогательных элементов, исключения или добавления новых элементов, их совмещения или разделения. Обычно решения этих задач направлены на повышение надежности устройства, уменьшение массы и габаритных размеров, улучшение условий труда и эксплуатации и т.д.
Качественные преобразования, изменяющие основу технического объекта, в результате изменения формы связи и взаимодействия основных и вспомогательных элементов
Качественные изменения технического объекта при сохранении принципа работы. Изменения реализуют путем внедрения нового технического решения, связанного с коренным изменением одного или нескольких основных элементов объекта. Как правило, соответствующие им технические предложения, если они касаются сложных технических объектов, приводят к существенным переменам в уже сложившихся отраслях техники.
Коренное изменение существующего объекта или появление совершенно нового технического объекта в результате внедрения нового технического предложения. Как правило, такое качественное изменение является результатом внедрения нового пионерского (не имеющего аналогов) технического решения, в котором используются открытия, физические эффекты или идей пионерских изобретений, взятые из других областей техники. При их решении и внедрении возникают существенные изменения в структурных схемах технических объектов и в промышленном производстве.

В течение всей человеческой истории ученые и изобретатели прошлого для создания нового использовали малопроизводительный метод «проб и ошибок». При этом чем сложнее задача, чем выше ее творческий уровень, тем больше возможных вариантов ее решения, тем больше «проб» нужно совершить. Если использовать для решения изобретательских задач издавна известный метод проб и ошибок, то сложность решения задач можно оценить посредством количества необходимых проб. Известный советский теоретик в области изобретательства Г.С. Альтшуллер приводит следующие закономерности, выявленные им в результате анализа более 40000 патентов и авторских свидетельств (табл. 3.3)

Таблица 3.3

Процентное соотношение уровней сложности технических задач

Уровень Количество изобретений, % Количество проб
<10
10 – 102
102 – 103
3,7 103 – 104
0,3 >104

Из таблицы следует, что около 77 % зарегистрированных изобретений представляют собой лишь новые конструкции, усовершенствования. Для их создания достаточны знания и навыки, которыми должен обладать каждый современный специалист. Качественное изменение техники обеспечивают технические решения 3-го – 5-го уровней, а они-то составляют меньше четверти общего количества изобретений.

Наши рекомендации