Общая характеристика модуля. 1.1. Цель модуля: повысить качество подготовки магистрантов в области психолого-педагогического обеспечения деятельности по индивидуализации и дифференциации

1.1. Цель модуля: повысить качество подготовки магистрантов в области психолого-педагогического обеспечения деятельности по индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий.

1.2. Задачи модуля:

1. Сформировать у обучающихся научные представления о закономерностях, психологических механизмах усвоения индивидом социально-культурного опыта и условиях, способствующих развитию личности в образовательной среде.

2. Сформировать у обучающихся профессиональные компетенции в вопросах обеспечения индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий.

3. Способствовать развитию педагогической наблюдательности, способности распознавать задатки и способности обучающихся, формировать умения создавать условия реализации творческого потенциала обучающихся на основе использования новых методов и технологий индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания.

4. Обеспечить повышение качества подготовки обучающихся на основе сочетания методов теоретической и практической подготовки при изучении дисциплин, раскрывающих современные подходы и технологии индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий.

5. Обеспечить практическое овладение обучающимися базовыми трудовыми функциями в условиях, адекватных их будущей профессиональной деятельности на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и практических занятий в школах-партнерах.

1.3. Общая трудоемкость модуля - 13 зачетных единиц.

1.4. Вид профессиональной деятельности обучающихся: научно-исследовательская деятельность; психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

2. Планируемые результаты освоения модуля:

Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат обучения

по завершении освоения модуля


Трудовое действие Наименование компетенции ФГОС ВО, необходимой для выполнения трудового действия Планируемые результаты освоения образовательной программы
Обобщенная трудовая функция 3.1. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Трудовая функция 3.1.3. Развивающая деятельность
1.1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6)   Знает и понимает: - причины возникновения, закономерности развития и условия разрешения конфликтных ситуаций; - теоретические основы психологической поддержки субъектов образовательного процесса в проблемных и кризисных ситуациях с учетом этнокультурной специфики; - - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса; - необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия Умеет: - использует знания о причинах возникновения, закономерностях развития и условиях разрешения конфликтов в кризисных ситуациях; - осуществляет психологическую поддержку субъектов образовательного процесса в проблемных и кризисных ситуациях с учетом этнокультурной специфики; - использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом организации и реализации психологической поддержки субъектов образовательного процесса в проблемных и кризисных ситуациях с учетом этнокультурной специфики; - опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека; - опытом организации их взаимодействиясубъектов образовательного процесса на основе учета их возрастных, индивидуальных и этнокультурных различий
Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1) Знает и понимает: - - закономерности и движущие силы психического развития ребенка; - - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса; - - диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития» Умеет: - определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований; - использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - технологией определения зоны ближайшего развития; - опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся
Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5)     Знает и понимает: - теоретические основы психолого-педагогической диагностики; - причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - методы психолого-педагогической диагностики; - требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики Умеет: - проводить психолого-педагогическую диагностику, необходимую для осуществления профессиональной деятельности; - определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методикой проведения психолого-педагогической диагностики; - технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам психолого-педагогической диагностики
Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8)   Знает и понимает: - задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей обучающихся; - формы и направления, приемы и методы психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса; - законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка, международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей Умеет: - осуществлять психолого-педагогическое и правовое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и подростков; - разрабатывать и реализовывать программы повышения психолого-педагогической и правовой компетентности участников образовательного процесса Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методами педагогики взрослых для просвещения участников образовательного процесса, с целью повышения их психолого-педагогической и правовой культуры - навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса
1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью   Способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10)   Знает и понимает: - функциональные обязанности в рамках своей профессиональной деятельности; - основы профессиональной этики; - правовые нормы и другие документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере образования Умеет: - анализировать профессиональные ситуации на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - приемами рефлексивного анализа профессиональной деятельности; - опытом анализа профессиональной деятельности на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам
Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)   Знает и понимает: - имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды; - методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды; - риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению Умеет: - осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды; - использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся; - планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды; - опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды; - опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9)   Знает и понимает: - виды активных методов обучения и специфику их применения ; Умеет: - применять активные методы в обучении различных категорий обучающихся; Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - навыками использования активных методов в обучении различных категорий обучающихся
1.3. Оказание адресной помощи обучающимся Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4) Знает и понимает: - специфику взаимодействия специалистов в формировании системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении Умеет: - организовывать и осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом организации и реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка Использует научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) Знает особенности организации деятельности психолого-педагогического направления и проведения диагностического исследования в образовательной среде, методы обработки и интерпретации данных Умеет проектировать исследование и применять научно обоснованные методы сбора, обработки данных и их интерпретации в условиях психолого-педагогической деятельности Владеет навыками проектирования диагностического исследования и современными методами психолого-педагогической диагностики
Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5)     Знает и понимает: - теоретические основы психолого-педагогической диагностики; - причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - методы психолого-педагогической диагностики; - требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики Умеет: - проводить психолого-педагогическую диагностику, необходимую для осуществления профессиональной деятельности; - определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методикой проведения психолого-педагогической диагностики; - технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам психолого-педагогической диагностики
Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6)   Знает и понимает: - основные тенденции развития современного образования, структуру иметоды исследовательской работы в области образования; - специфику комплексного подхода, принципы организации научного исследования способы достижения и построения научного знания; - технологии проектной деятельности в гуманитарной сфере Умеет: - выявлять научные проблемы в области образования,осуществлять поиск и сбор информации для их решения; - использовать современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода; - основными методами эмпирического исследования,способностью анализировать, обобщать и систематизировать существующий опыт, статистически обрабатывать результаты исследования, ставить новые исследовательские задачи
1.5. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3)   Знает и понимает: - основные закономерности и особенности межличностного общения; - необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия - условия организации совместной деятельности детей и взрослых; - закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности; Умеет: - организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых; - использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых; - опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека; - навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка   Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1) Знает и понимает: - - закономерности и движущие силы психического развития ребенка; - - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса; - - диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития» Умеет: - определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований; - использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - технологией определения зоны ближайшего развития; - опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся
1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3)   Знает и понимает: - основные закономерности и особенности межличностного общения; - необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия - условия организации совместной деятельности детей и взрослых; - закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности; Умеет: - организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых; - использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых; - опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека; - навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
Обобщенная трудовая функция 3.2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»
Трудовая функция 3.2.3. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
2.1. Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)   Знает и понимает: - имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды; - методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды; - риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению Умеет: - осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды; - использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся; - планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды; - опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды; - опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
2.2. Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся    
2.3. Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования Способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1)   Знает и понимает: - основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук; - способы решения профессиональных проблем на основе представлений об их социоэкономической и культурно-исторической обусловленности. Умеет: - применять методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - выявлять и анализировать объекты и процессы с точки зрения социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения. Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - способностью целесообразно и своевременно использовать методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - навыками оценивания социально-значимых проблем и процессов применительно к своей деятельности на основе представлений об их социоэкономической и культурно-исторической обусловленности.
Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6)   Знает и понимает: - основные тенденции развития современного образования, структуру иметоды исследовательской работы в области образования; - специфику комплексного подхода, принципы организации научного исследования способы достижения и построения научного знания; - технологии проектной деятельности в гуманитарной сфере Умеет: - выявлять научные проблемы в области образования,осуществлять поиск и сбор информации для их решения; - использовать современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода; - основными методами эмпирического исследования,способностью анализировать, обобщать и систематизировать существующий опыт, статистически обрабатывать результаты исследования, ставить новые исследовательские задачи
         

3. Структура модуля:

№№ п/п Название дисциплины, практики, НИР Распределение по семестрам Трудоемкость (з.е.) Трудоемкость (часы) Распределение по курсам и семестрам
Экзамен Зачет Курсовой проект Курсовая работа Всего Самостоятельная работа В аудитории лекции Практические занятия Лабораторные работы Индивидуальные занятия Курсовые экзамены I курс   2 курс  
1-й семестр
Психодидактика                  
Социализация и индивидуализация в реализации образовательных программ                  
Психология индивидуализации обучения и развития                    
Социально-психологические закономерности развития детско-взрослых сообществ                    

Наши рекомендации