Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети могут:
· Высказать желание послушать определенное литературное произведение.
· С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг. Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
· С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
. Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?» «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз?».
Способы проверки знаний, умений, навыков
Методы: чтение произведения, беседа по прочитанному тексту; заучивание стихотворения
Диагностика дошкольников детей от 4 до 5 лет по разделу «Чтение художественной литературы»
Дата_____________ Группа_______________________ Воспитатели _______________________________________
№ | Фамилия, имя ребенка | Высказывает желание послушать определенное литературное произведение | С интересом рассматривает иллюстрированные издания детских книг | Называет любимую сказку, понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего. | С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки. | Может высказаться по поводу услышанного произведения | Узнает иллюстрации Е.Чарушина, Васнецова, Рачева | ИТОГ |
Критерии оценивания:
0 – нет знаний;
1 – частичные;
2 - достаточные;
3 – полные, наиболее самостоятельно справляется с заданиями в рамках своего возраста
Список литературы:
1. О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой
2. Н.А. Карпухина конспекты занятий в средней группе детского сада
Образовательная область «Художественное творчество»
Пояснительная записка
Содержание данной области направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд),
- развитие детского творчества,
- приобщение к изобразительному искусству.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Настоящая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т.С.Комаровой, В. В. Гербовой с учетом обновления содержания по парциальным программам. Для успешного овладения детьми 5-го года жизни изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих условиях.
Одна из важнейших задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью
В данной группе проводится два занятия по рисованию в месяц в чередовании с лепкой и два занятия по аппликации в чередовании с конструированием.
Продолжительность занятия 20 мин. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае).
Содержание образовательной области
Разделы | Программное содержание |
Рисование | У детей 5-го года жизни необходимо продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.). Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Учить правильно передавать соотношение предметов по величине. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки концом ворса кисти. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по в личине. Декоративное рисование Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и назвать цвета, используемые в росписи. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту, сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее Место в порядке, по окончании работы все убирать со стола. В данной группе проводится два занятия по рисованию в месяц в чередовании с лепкой. |
Лепка | Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять прием лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легки оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки. |
Аппликация | Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширения возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезан и по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить детей вырезать круглые формы из квадрата овальные из прямоугольника путем скругления углов. Использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат на треугольники и т. п.). Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания. |
Тематический план по изобразительной деятельности
№ | Тематические блоки | Содержание блоков |
Растения, явления природы | 1.Формировать у детей представление о дереве и способах его изображения. 2.Формировать представление об изменении внешнего вида в различное время года. 3.Формировать и закреплять представления детей о форме предметов(круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная). Величине, расположении частей. 4.Продолжать закреплять , обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. 5.Закреплять умения правильно держать карандаш, фломастер, мелок. Учить закрашивать рисунок карандашом, кистью. | |
Животные | 1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунках. 2.Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов ( зайчик, мишка) и соотносить их по величине. Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложной позы движения. | |
Человек | 1.Научить изображать человека в длинной одежде. 2.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка. 3.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения. 4.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение. | |
Архитектура | 1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной, квадратной формы и изображать их в рисунках. 2.Закреплять навык закрашивания предметов карандашами и красками. 3.Побуждать детей украшать дома, вносить в рисунки свои дополнения. | |
Транспорт | 1.Формировать представление о понятии «транспорт», его назначении, форме. 2.Учить передавать в рисунке прямоугольные формы предмета, дополняя деталями треугольной, круглой, квадратной формы. | |
Декоративное рисование | 1.Познакомить детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства ( дымковская, филимоновская игрушка). Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора. 2.Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи. 3.Формировать у детей понятие об особенностях узора :повтор, чередование, ритм. 4.Учить украшать предметы , используя в рисовании знакомые элементы узоров |
Перспективно - тематический план по развитию изобразительной деятельности детей