Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу года дети могут:

· Высказать желание послушать определенное литературное произведение.

· С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг. Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

· С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

. Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли про­изведение?» «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок про­честь еще раз?».

Способы проверки знаний, умений, навыков

Методы: чтение произведения, беседа по прочитанному тексту; заучивание стихотворения

Диагностика дошкольников детей от 4 до 5 лет по разделу «Чтение художественной литературы»

Дата_____________ Группа_______________________ Воспитатели _______________________________________

Фамилия, имя ребенка Высказывает желание послушать определенное литературное произведение С интересом рассматривает иллюстрированные издания детских книг Называет любимую сказку, понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.   С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки. Может высказаться по поводу услышанного произведения Узнает иллюстрации Е.Чарушина, Васнецова, Рачева ИТОГ
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Критерии оценивания:

0 – нет знаний;

1 – частичные;

2 - достаточные;

3 – полные, наиболее самостоятельно справляется с заданиями в рамках своего возраста

Список литературы:

1. О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой

2. Н.А. Карпухина конспекты занятий в средней группе детского сада

Образовательная область «Художественное творчество»

Пояснительная записка

Содержание данной области направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд),
  • развитие детского творчества,
  • приобщение к изобразительному искусству.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из веду­щих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного обра­зовательного учреждения и является его приоритетным направлени­ем. Основой художественного воспитания и развития ребенка являет­ся искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность по­могает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, раз­вивает способности к изобразительному творчеству. Настоящая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т.С.Комаровой, В. В. Гербовой с учетом обновления содержа­ния по парциальным программам. Для успешного овладения детьми 5-го года жизни изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих условиях.

Одна из важнейших задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью

В данной группе проводится два занятия по рисованию в месяц в чередовании с лепкой и два занятия по аппликации в чередовании с конструированием.

Продолжи­тельность занятия 20 мин. Педагоги­ческий анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) прово­дится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае).

Содержание образовательной области

Разделы Программное содержание
Рисование У детей 5-го года жизни необходимо продолжать формировать умение рисовать отдельные пред­меты и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падаю­щий снег и т.д.). Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположе­нии их частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в дей­ствие объектами. Учить правильно передавать соотношение предметов по величине. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и от­тенках. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как мож­но получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообраз­ные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К кон­цу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттен­ки путем регулирования нажима на карандаш. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки концом ворса кисти. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по в личине. Декоративное рисование Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и назвать цвета, используемые в росписи. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту, сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее Место в порядке, по окончании работы все убирать со стола. В данной группе проводится два занятия по рисованию в месяц в чередовании с лепкой.  
Лепка Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять прием лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легки оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширения возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезан и по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить детей вырезать круглые формы из квадрата овальные из прямоугольника путем скругления углов. Использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, раз­резая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат­ на треугольники и т. п.). Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

Тематический план по изобразительной деятельности

Тематические блоки Содержание блоков
Растения, явления природы 1.Формировать у детей представление о дереве и способах его изображения. 2.Формировать представление об изменении внешнего вида в различное время года. 3.Формировать и закреплять представления детей о форме предметов(круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная). Величине, расположении частей. 4.Продолжать закреплять , обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. 5.Закреплять умения правильно держать карандаш, фломастер, мелок. Учить закрашивать рисунок карандашом, кистью.
Животные 1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунках. 2.Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов ( зайчик, мишка) и соотносить их по величине. Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложной позы движения.
Человек 1.Научить изображать человека в длинной одежде. 2.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка. 3.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения. 4.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.
Архитектура 1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной, квадратной формы и изображать их в рисунках. 2.Закреплять навык закрашивания предметов карандашами и красками. 3.Побуждать детей украшать дома, вносить в рисунки свои дополнения.
Транспорт 1.Формировать представление о понятии «транспорт», его назначении, форме. 2.Учить передавать в рисунке прямоугольные формы предмета, дополняя деталями треугольной, круглой, квадратной формы.
Декоративное рисование 1.Познакомить детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства ( дымковская, филимоновская игрушка). Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора. 2.Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи. 3.Формировать у детей понятие об особенностях узора :повтор, чередование, ритм. 4.Учить украшать предметы , используя в рисовании знакомые элементы узоров

Перспективно - тематический план по развитию изобразительной деятельности детей

Наши рекомендации