Требования к уровню подготовки воспитанников

Технология проектирования

Тематического содержания НОД по ФЭМП –

Анализ программных задач».

Ахмадеева И.И.

Специальность 050144

 

«Дошкольное образование»

Группа 35д

Преподаватель: Свалова Т.Л.

Екатеринбург, 2016

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

Раздел программы

Образовательная область « Формирование элементарных математических представлений»

В старшей группе

Цельюраздела является – овладение умением обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Задачи обучения:

1. Формировать умение устанавливать связь между целью (задачей),

осуществлением (процессом) какого-либо действия и результатом.

2. Формировать умение детально анализировать свойства и отношения

предметов, явлений окружающего мира, подмечать не только характерные,

но и менее существенные признаки в рассматриваемых фактах, умение

строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения и

т.д.

Раздел Программное содержание
Количество и счёт Создавать множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения элементов(предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с порядковым счётом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?»,(«Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп. Уточнять понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счёта (справа налево, слева направо, с любого предмета). Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 – это один, ещё один, ещё один, ещё один и ещё один. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг и др.) можно разделить на несколько равных частей ( на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.  
Величина Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – ещё уже, но она ширежёлтой, а зелёная уже жёлтой и всех остальных лент. Она самая узкая» и т.д. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Форма Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырёхугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картины, одеяла, крышки столов – прямоугольные, подносы и блюда – овальные, тарелки, часы, крышки и дно у кастрюль – круглые и т.д.
Ориентировка в пространстве Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху –внизу, впереди(спереди) –сзади(за), слева-справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперёд, назад, налево, направо и т.п.); определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей,около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой деньсегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

3. Формировать умение находить нужный способ выполнения задания,

ведущий к результату наиболее экономным путём.

4. Развивать навык количественного и порядкового счёта в пределах десяти,

умение сравнивать рядом стоящие числа. Познакомить с количественным

составом числа из единиц в пределах 5.

5. Учить сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы один

к одному; различать и сравнивать параметры протяжённости (длину,

ширину, высоту); углублять понятие единицы, понимание отношений между

целым и его частью.

6. Развивать основные пространственные и временные ориентировки.

В старшей группе проводится одно занятие в неделю. Курс содержит 36 занятий в год. Длительность занятия колеблется от 25 до 30 минут, согласно нормам СанПиН. Решение задач заданного в программе содержания осуществляется во взаимосвязи с другими содержательными видами деятельности, такими как экологическая, изобразительная, конструктивная и т.д.

Перспективный план по разделу

«Формирование элементарных математических представлений»

(приложение 2)

Требования к уровню подготовки воспитанников

  К концу года дети могут
Формирование элементарных математических представлений - Выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого). - Считать (отсчитывать) в пределах 10. - Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?, «Который по счёту?». - Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). - Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте; толщине); с помощью наложения, приложения и на глаз. - Размещать предметы различной величины ( до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов. - Определять своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому. - Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). - Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную. - Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток. - Называть текущий день недели.

Месяц:октябрь

1 неделя «Что нам осень подарила?»» 2 неделя «Дикие животные и птицы» 3 недели «Домашние животные» 4 неделя «Моя страна. Мой город»
Расширять знания о овощах и фруктах, продолжать расширять представления о профессиях, времени сбора урожая, о грибах, ягодах.     Итоговое мероприятие: Выставка «Что нам осень подарила?» Продолжать расширять представления о птицах и диких животных. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.   Итоговое мероприятие: с/р «Путешествие в осенний лес», презентация «Дикие животные» Продолжать расширять знания о домашних животных и их особенностях поведения.     Итоговое мероприятие: Игра презентация «На бабушкином дворе» Расширять знания детей о стране, государственных праздников, вызвать интерес к истории своей страны, воспитывать чувство гордости. Знакомить с символами России (герб, флаг, гимн), а также знакомство с городом ,в котором мы живем   Итоговое мероприятие: создание макета «Мой город»

Месяц: октябрь, 4 неделя

Группа: старшая (5-6лет)

Тема недели: «Моя страна. Мой город»

Цель: Расширять знания детей о стране, государственных праздников, вызвать интерес к истории своей страны, воспитывать чувство гордости. Знакомить с символами России (герб, флаг, гимн), а также знакомство с городом, в котором мы живем

День недели ОД Задачи ОД Свободное время
пн Окружающий мир: Закрепить представления о России, флаге, гербе, президента, о городе Физкультура: по плану физ. руководителя Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Рассматривание иллюстрации города. Фотографии городских улиц. Альбом «Мой город»
вт ФЭМП:Предложить детям построить город будущего с его красивыми зданиями, проспектами. Уточнить представления о строительном материале, о способах соединения. Способствовать развитию творчества, самостоятельности, инициативы, конструктивных навыков. Совершенствовать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить соответствующие решения. Воспитывать умениеработать согласованно. Музыка:по плану музыкального руководителя     Планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения. Рассматривание построек домов, С/р игры: «Железная дорога», «Город»
ср Развитие речи:Составление рассказов: «Моя прогулка по городу», «Что тебя заинтересовало на экскурсии…?». Физкультура: по плану физ.руководителя Уметь составлять рассказ из личного опыта (в пределах 5-7) Рассматривание иллюстрации знаменитых улиц Екатеринбурга
чт Аппликация:умение вырезать из бумаги флаг определенных цветов (белый, красный, синий) Музыка: по плану музыкального руководителя Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги. Развивать эстетические чувства (цвет, композицию). Рассматривание флагов других стран
пт Окружающий мир: Беседы с детьми о правилах поведения на улице.   Физкультура: по плану физ. руководителя   Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху –внизу, впереди(спереди) –сзади(за), слева-справа) двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперёд, назад, налево, направо и т.п.); Д /игра «Правила безопасного поведения на улицах»  


Конспект НОД по ФЭМП для старшей группы «Строим город»

Цель: Предложить детям построить город будущего с его красивыми зданиями, проспектами. Уточнить представления о строительном материале, о способах соединения. Способствовать развитию творчества, самостоятельности, инициативы, конструктивных навыков. Совершенствовать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить соответствующие решения. Воспитывать умение работать согласованно.

Задачи:

-Развивать конструктивные способности, воображение, внимание, мелкую моторику, умение проявлять творчество и изобретательность в работе.

-Формировать навыки пространственной ориентации, учить создавать художественный образ посредством макетирования.

-Воспитывать любовь и интерес к родному городу.

Оборудование и материалы:

Конструкторы ЛЕГО, слайдовая презентация с изображением построек города, мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Интеграция:

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Активизация словаря: жилые дома, постройка, макет, микрорайон

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивационный Мотивация: Ребята и, правда, из конструктора «Лего» можно построить все что угодно, а вот что мы сегодня с вами будем строить, вы узнаете, отгадав мою загадку: В мире много мест таких Древних, малых и больших. Чуть повыше здесь дома, И побольше он села, И людей он полон. Этот славный…(город). (Показ слайда с изображением города).   Отгадывают загадку   -город   Рассматривают изображение города
Вводно-организационный Методика формирования умения ориентироваться в пространстве Ориентация в пространстве Методика формирования умения ориентироваться во времени Ориентация во времени -Внимательно посмотрите, ребята, на экран и скажите – что изображено на иллюстрации? -А какие дома вы видите здесь?     - А что изображено слева? Справа?     -Ребята, куда вы идете каждое утро? -А какие здания вы проходите утром? А вечером? -Как вы думаете это обходимое здание в городе?   - Как вы думаете, ребята, какие здания необходимы в городе кроме жилых домов?   Правильно ребята, прежде чем мы начнем строить наш город, нам надо обговорить какой он будет.   Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких будет в постройке? -Дома. -Высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные - Дорога, деревья, люди, машины.     -в детский сад -да   называют - да Школа, магазин, , больница, … (Обосновывают свои ответы).     рассматривают схемы, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в паре, кто, что будет строить.
Информационно-аналитический Методика обучения счету предметов Количество и счет Форма Величина Методика различать и называть плоские и геометрические фигуры Моделирование и разрешение проблемной ситуации Самостоятельная творческая деятельность - Какие должны быть архитектурные сооружения? -Какие будут дома в нашем городе?   -Сколько домов будет? А почему столько? -А что еще будет у нас в городе? -А какой формы будут наши дома? -Какого цвета? -Какие размеров будет здания? -А сейчас берем конструктор “Лего” и приступаем к работе. В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советуюет, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции). Звучит песня «Всем на свете нужен дом» , из мультфильма «Три поросенка»   Из сделанных детьми конструкций выстраивается город.     -Не забывайте, что в доме должны быть окна. Чем больше окон, тем светлее в доме (самостоятельная работа детей). -Готовые постройки несите все на подиум. Посмотрите, перед нами макет будущего микрорайона.   -красивые, прочные, устойчивые -высокие и низкие   Отвечают на вопрос и поясняют свои ответы
Практический Пальчиковая игра: «Новый дом» Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Ударяют кулачком о кулачок.) Молоток бери мой друг! Мы построим новый дом, (фигурка «дом») Есть окошко в доме том. (фигурка «окошко») Есть ещё одно, повыше, (фигурка «окошко» повыше) Есть труба вверху на крыше. (фигурка «дом», мизинец отставляют в сторону – труба.) Дом готов, зовём гостей: «Приходите поскорей!» Выполняют пальчиковой гимнастики
Заключительный Итог совместной деятельности Расставление готовых изделий для игры. Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите все дома, и здания у вас получились разные. Сколько зданий у вас построено? Какие здания построили? Сколько этажей и перекрытий в жилом доме? Совпадают постройки с чертежами? Правильно ли подобраны детали строительного материала? Все конструкции устойчивые, симметричные? Подведение итогов, обсуждение

Наши рекомендации