Система непрерывной подготовки кадров для сферы ФКиС
Формирование современного специалиста физической культуры и спорта сегодня невозможно без сопровождения его деятельности целенаправленной подготовкой, формы которой должны постоянно совершенствоваться. Это позволит избежать многих просчётов в работе с кадрами, более того, значительно повысить эффективность их деятельности.
Важно особенно отметить необходимость постоянного, обогащения знаниями в области управления. Это обусловлено такими объективными факторами, как: изменение среды функционирования субъектов системы ФКиС; непрерывная потребность совершенствования методики учебно-тренировочного процесса; усложнение функций и увеличение разнообразия организационных структур, что усложняет процесс координации их деятельности; повышение уровня образования. Кроме этого, по мнению специалистов в настоящее время наблюдается значительное увеличение объема необходимой для усвоения информации, которая восполняется в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Объем информации, к примеру, удваивается почти каждые 20 месяцев.
В современных условиях решать новые, более сложные задачи, опираясь только на опыт и интуицию, уже невозможно, а процесс самостоятельного «вхождения» в должность оказывается слишком затяжным и болезненным.
Подготовка кадров является достаточно сложным и многоплановым понятием. Она может трактоваться в самом широком контексте, включая разнообразные формы, методы и направления деятельности по обучению кадров, распространению опыта работы, обновлению и обогащению знаний.
Таким образом, подготовка в широком смысле представляет собой процесс приобретения определённых знаний, умений и навыков, необходимых для занятия той или иной должности, независимо от форм и методов их получения.
В России процесс подготовки кадров для сферы ФКиС существует в виде организации непрерывного образования. Оно включает в себя подсистемы: базовое образование (является фундаментом осуществляется в семье, во всех образовательных учреждениях), дополнительное образование (в ДЮСШ, ДЮСШОР и т.д. позволяет пополнять, углублять знания, совершенствовать умения и навыки для дальнейшей успешной деятельности, развития потенциала личности в целом), профессиональное образование (профильные классы в школах, ссузы, вузы и т.д. (см. рис.6) основательное освоение вопросов, входящих в круг профессиональных обязанностей, специалистов ФКиС).
Базовое и профессиональное образование осуществляется по специально разработанным государственным стандартам обучения и подготовки специалистов. В каждом Государственном стандарте четко обозначены те знания, умения и навыки, которыми должен обладать специалист по той или иной специальности. Причем, в современных стандартах высшего физкультурного образования очень подробно расписаны необходимые знания и практические умения выпускников по всем блокам изучаемых дисциплин (гуманитарный, естественно-научный, общепрофессиональный, специальнопрофессиональный). Также неотъемлемым видом деятельности студента является научная. То есть каждый выпускник (бакалавр, магистр, специалист) обязан в ходе государственной итоговой аттестации защитить выпускную квалификационную работу, которая включает в себя использование методов научного исследования. В дальнейшем эти навыки помогут специалисту подготовить и защитить кандидатскую и докторскую диссертации. В результате чего наука пополнится новыми данными, которые можно использовать как в широкой практике, так и для дальнейших научных исследований, а специалист получит ученую степень кандидата или доктора наук.
Повышение квалификации в виде повышения категории специалиста проходит в процессе аттестации. Подробности этого процесса изложены в следующем разделе.