I. НД — недоверие к людям, вещам, ситуациям
Недоверие ведет к тому, что любой успех стоит ребенку
огромных усилий. От 1 до 11 — менее явные симптомы; от
12 до 16 — симптомы явного нарушения.
1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находит
ся с ним наедине.
2. Плачет, когда ему делают замечания.
3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но
охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
4. Ребенок-«подчиненный» (соглашается на «невыиг
рышные роли», например, во время игры бегает за мя
чом, в то время как другие спокойно на это смотрят).
5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
6. Лжет из боязни.
7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не про
сит о ней.
Практикум по девиантологии
8. Никогда не приносит учителю цветов или других по
дарков, хотя его товарищи часто это делают.
9. Никогда не приносит и не показывает учителю най
денных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его
товарищи часто это делают.
10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило,
игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.
11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот об
ратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.
13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (на
пример, о помощи).
14. Легко становится нервным, плачет, краснеет, если
ему задают вопрос.
15. Легко устраняется от активного участия в игре.
16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно ког
да с ним здороваются.
И. Д — депрессия (угнетенность)
В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени
наблюдаются разного рода перепады активности, смена на
строения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склон
ности к раздражению и физиологическом истощении. Сим
птомы 9-20 отражают более острые формы депрессии.
Пунктам синдрома «Д» обычно сопутствуют выраженные
симптомы «ВВ» и «ТВ». По всей вероятности, они репрезен
тируют элементы депрессивного истощения.
В случаях, когда пунктам «Д» соответствуют «ВВ» и «ТВ»,
это отмечается с левой стороны страницы (это, однако, ни в
коем случае не относится к остальным пунктам).
1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда
ни о чем не заботится.
2. В зависимости от самочувствия либо просит о помо
щи в выполнении школьных заданий, либо нет.
Карта наблюдения Стотта
3. Ведет себя по-разному. Старательность в учебной ра
боте меняется почти ежедневно.
4. В играх иногда активен, иногда апатичен.
5. В свободное время иногда проявляет полное отсут
ствие интереса к чему бы то ни было.
6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен,
иногда нет.
7. Теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
8. Рассерженный, впадает в бешенство.
9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.
10. Для ручной работы не хватает физических сил.
11. Вял, безынициативен (в классе).
12. Апатичен, пассивен, невнимателен.
13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энер
гии.
14. Движения замедленны.
15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь рас
страиваться (и следовательно, ни к кому не обра
щается за помощью).
16. Взгляд тупой и равнодушный.
17. Всегда ленив и апатичен в играх.
18. Часто грезит наяву.
19. Говорит невыразительно, бормочет.
20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), ред
ко смеется.
III. У — уход в себя
Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защит
ная установка по отношению к любым контактам с людьми,
неприятие проявляемого к нему чувства любви.
1. Никогда ни с кем не здоровается.
2. Не реагирует на приветствия.
3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к
другим людям.
Практикум по девиантологии
4. Избегает разговоров, замкнут в себе.
5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных
занятий (живет в другом мире).
6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
7. Не проявляегинтереса к коллективным играм.
8. Избегает других людей.
9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-
то задет или в чем-то подозревается.
10. Совершенно изолируется от других детей (к нему
невозможно приблизиться).
11. Такое впечатление, как будто совершенно не заме
чает других людей.
12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы.
13. Ведет себя подобно настороженному животному.