Профессиональная деятельность
1. Знаю ли ключевые задачи моей должности?
2. Знаю ли я чего от меня ждут (коллеги, руководство, подчиненные)?
3. Знаю ли я рутинные, однообразные дела относящиеся, к сфере моей деятельности? Планирую ли я эти дела?
4. Имею ли я в любое время представление о задачах, которые предстоит решить?
5. Известны ли мне срочность и важность моих задач?
6. Устанавливаю ли я приоритеты?
7. Выполняю ли я своевременно свои задачи? Часто ли я при этом испытываю напряжение, давление?
8. Нуждаюсь ли я в напоминании об исполнении своих служебных обязанностей?
9. Откладываю ли я свои дела?
10. Приступаю ли ч самостоятельно к делам?
11. Исполняю ли я свои дела полностью и окончательно?
12. Получаю ли я жалобы на то, что неудовлетворительно информирую другие инстанции?
13. Как велико влияние моей работы на мою личную жизнь?
14. Каких успехов, в том числе частных, я могу добиться в ближайшее обозримое время?
15. С какими неудачами я должен считаться?
16. Каковы главные преимущества моей работы?
17. Знаю ли я миссию своей организации? Каким образом соотносится миссия организации, где я работаю, и моя личная миссия?
Комментарии к последнему пункту (соответствие личной миссии и миссии организации)
Наличие четко обозначенной и коллективно признанной миссии – признак высокого уровня развития корпоративной культуры. Основным критерием способности организации выполнять определенную миссию в высоком смысле этого понятия можно считать понимание всеми участниками деятельности предназначения организации («философия обязательства») и роли человека в ней («философия общей судьбы»). Можно с уверенностью утверждать, что в том случае, когда миссия сотрудника «вписывается» или не противоречит миссии всей организации, его внутрифирменная карьера будет активно развиваться и, наоборот, в случае явного несовпадения этих миссий у работника остается разве что возможность карьерного продвижения в другой организации, а возможно, и в другой сфере деятельности.
Карьерное продвижение
1. Каковы мои конкретные цели в области карьеры: на этот месяц, на этот год, в ближайшие 10 лет?
2. Согласованы ли мои профессиональные цели и цели карьеры с руководством организации?
3. Совпадает ли намеченный мною график карьеры и график карьеры, предлагаемый организацией?
4. Сколько должностных позиций мне необходимо пройти или сколько видов деятельности освоить, чтобы достичь конечной цели карьеры?
5. В чем смысл существования занимаемой мною должности в организации? Какую пользу я приношу своими действиями?
6. На какой встречный эффект я могу рассчитывать (повышение заработка, продвижение по службе, налаживание контактов и т.д.)?
7. Что, например, случиться. Если данной должности не будет? Кому и какой ущерб будет нанесен?
8. Часто ли руководитель предлагает мне такую работу, которая требует от меня напряжения всех сил и максимального использования знаний, умений и навыков?
9. Как получили места мой начальник и начальник моего начальника?
10. Какова обычная практика выдвижения на руководящие посты в нашей организации? Как люди получают здесь повышение?
11. Как котируется на рынке труда моя работа?
12. Какие ошибки в области карьеры я совершил и чему научился?
13. Что оказало или кто оказал наибольшее влияние на мою карьеру?
14. Если бы я начинал свою карьеру сначала, то что именно я изменил и почему?
Баланс успехов и неудач
Сформулируйте для себя, каких заметных успехов вы сумели добиться в жизни. Затем определите, какие знания, способности, опыт были необходимы для достижения этих успехов. Постарайтесь при этом установить именно те способности и умения, которые привели к соответствующему результату.
В качестве ориентира можно воспользоваться приводимым ниже примерным набором знаний и способностей, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность менеджера в организации.
Специальные знания:
– знание производства;
– знание менеджмента;
– профессиональные знания;
– общая эрудиция;
– контакты и связи.
Способности руководителя:
– «пробивная сила», напористость, умение убеждать;
– способность эффективно распределять имеющиеся ресурсы;
– способность воплощать разработанные стратегии в конкретные планы действий;
– умение распределять обязанности и ответственность за их выполнение, умение делегировать полномочия;
– умение стимулировать и мотивировать труд отдельных работников и всего коллектива;
– умение менять стиль руководства в зависимости от возможностей, состояния и ресурсов рабочей группы;
– способность к работе в «команде» и к кооперации.
Интеллектуальные качества:
– высокие объемы переработки информации;
– рассудительность, логичность;
– способность предлагать различные варианты решения проблем;
– творческий потенциал; умение предложить неочевидные способы решения проблем;
– умение прогнозировать развитие ситуации, управленческая интуиция;
– структурное системное мышление;
– практический интеллект;
– скорость и гибкость мышления, способность переключаться от одного типа проблем к другому.
Личные качества
– умение «быть в форме», высокий жизненный тонус, выносливость;
– манера держать себя, выдержка;
– коммуникабельность, умение выслушать, готовность прийти на помощь;
– способность достигать поставленной цели, несмотря на препятствия;
– адаптивность (способность быстро приспособиться к динамике внешних условий);
– восприимчивость к критике, самокритика.
Рабочие приемы:
– рациональность и системность в работе;
– техника принятия решений и «снятия» проблем;
– техника ведения переговоров, дискуссий;
– организация рабочего места и оптимальных условий труда.
С помощью подобного анализа вы можете выявить не только взаимосвязь между своими способностями и реализованными на практике успехами, но и понять, чего вы вообще можете добиться в жизни, т.е. определить, каким личным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете. Причем помимо констатации важно наметить пути дальнейшего развития этого потенциала.
С другой стороны, вы должны также ясно и отчетливо представлять себе свои слабые стороны. Подобное осознание необходимо для того, чтобы избегать ситуаций и действий, в которых эти качества могут проявиться и привести к ошибке, неудаче или принять меры к избавлению от этих недостатков. Знать свои слабости — значит укреплять свои сильные стороны!
Составьте перечень своих серьезных неудач и ошибок. Отметьте, отсутствие или слабая выраженность каких качеств привели к этим промахам и поражениям. Вспомните, как вы в свое время преодолели ту или иную неудачу.
В качестве материала для сопоставления ниже приводится 11 базовых ограничений («слабых мест»), существенно сдерживающих эффективность работы современного менеджера.[2]
Для более точного восприятия указанных качеств приводим краткое наполнение каждого из них.
Неумение управлять собой:
– неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, знания, умения, навыки;
– неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца.
Размытость личных ценностей:
– отсутствие ясного понимания своих личных ценностей;
– наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни.
Смутные личные цели:
– отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни;
– наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.
Остановленное саморазвитие:
– отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.
Недостаточность навыка решать проблемы:
– отсутствие стратегии принятия решения;
– неспособность эффективно решать проблемы в современных динамичных условиях рабочей среды.
Недостаток творческого подхода:
– затруднения в генерировании достаточно новых и оригинальных идей;
– неумение использовать новые идеи.
Неумение влиять на людей:
– недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих;
– слабое влияние на решения других людей.
Недостаточное понимание современного управленческого труда:
– недостаток понимания мотивации работников;
– устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя.
Слабые навыки руководства:
– отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных.
Неумение обучать:
– отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности;
Низкая способность формировать коллектив:
– неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов.
Определив и проанализировав наиболее существенные достижения и ошибки в вашей жизни, заполните таблицу баланса личных успехов и неудач.
УСПЕХИ | НЕУДАЧИ | |||
Мои крупнейшие успехи, достижения | Как я этого добился (способности, которые были для этого необходимы) | Мои значительные неудачи, поражения | Способности, которых мне недоставало | Как я преодолел неудачи |
1._________ 2._________ 3._________ 10.________ Прочее | 1._________ 2._________ 3._________ 10.________ Прочее |
Сильные и слабые стороны
Следующий шаг – группирование выявленных вами достоинств и недостатков в блоки качеств и определение в каждом блоке двух-трех наиболее значительных, важных, сильных и слабых сторон. Полученный таким образом «срез» способностей является предпосылкой для планирования дальнейших шагов по достижению целей профессионального продвижения и роста.
«Срез» способностей | Сильные стороны | Слабые стороны |
Профессиональные знания и опыт | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ |
Способности руководителя | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ |
Коммуникативные способности | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ |
Личные способности | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ |
Интеллектуальные способности | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ | 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ |
Анализ «цель – средства»
На этом, заключительном, этапе ситуационного анализа сравниваются средства, необходимые для достижения желаемых целей (личные, финансовые, временные ресурсы), и реальная ситуация (что имеется в наличии).
Выберите пять наиболее важных для вас жизненных целей.
Проверьте, чего вы еще должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к каждой соответствующей цели.
По профессиональным (карьерным) целям необходимо определить уровень квалификации, требующийся для их достижения. И наметить конкретные практические шаги по приобретению опыта и способностей, которых вам еще недостает.
Желаемые цели | Необходимые средства (что требуется) | Имеется в наличии (способности, временной ресурс, финансы и т.д.) | Не имеется в наличии | Практические шаги |
1.________ 2.________ 3.________ 4.________ 5.________ |
Литература:
Основная
Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М., 2010. – 740 с.
Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 5 – 14.
Дополнительная
Акмеология: В 2 ч. / Под общ. ред. проф. А. А. Понукалина. – Саратов: Изд-во В. П. Латанова, 2003. – Ч. 1: Теоретическая акмеология. – С. 158 – 162.
Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 15 – 19, 62 – 63, 84 – 86, 118-120, 153 –154.
Акмеология: учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 65 – 208.
Деркач, А. А. Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 75 – 97.
Деркач, А. А Методология и стратегия акмеологического исследования: монография. / А. А. Деркач, Г. С. Михайлов. – М.: МПА, 1998. – 148 с.
Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. – М., 1999. – С. 101 – 170.