Принцип сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления: эмпирического и абстрактного с

его разновидностями (формально-логического, диалектического, конкретно-исторического, а также образно-эмоционального). Ребен­ку предстоит соприкоснуться в жизни не только с наукой, техни­кой, искусством. Она будет наполнена и дружеским общением, и бытовым трудом, и взаимодействием с природой. Дети готовятся к богатому и многостороннему общению на разных уровнях с помощью различных типов мышления. В разнообразной практи­ческой деятельности, в общении с природой и сверстниками ре­бенок получает наибольшее удовлетворение, прибегая к услугам эмпирического мышления. Общение с искусством, глубокое про­никновение в ткань художественного произведения требует от него развитости образно-эмоционального мышления. Решению его жиз­ненно-практических или нравственно-правовых проблем содейству­ют умения и навыки формально-логического мышления. В процес­се жизненного и научного познания дети постоянно пользуются абстрагированием. Изучение целостных явлений природы и обще­ства во всей их сложности и противоречивости приводит их к необходимости овладения диалектическим мышлением. Все типы мышления не являются взаимоисключающими, гармонически до­полняют друг друга. Овладение в ходе обучения и воспитания разнообразными типами мышления вооружает детей всем арсена­лом средств разностороннего познания мира, духовно богатого общения и творческой деятельности.

Принципучета возрастных и индивидуальных особенностей де­тей в процессе учебно-воспитательной работы. В процессе обучения и воспитания постоянно возникает необходимость учета как обще­возрастных, так и сензитивных периодов развития детей, особен­ности формирования их общечеловеческих и индивидуальных за­датков. Различие возрастных периодов в самой общей форме за­ключается в обращенности младшего школьника к внешнему миру в целях накопления необходимого жизненного опыта; в активиза­ции внимания подростка к самому себе, своему внутреннему миру и осмыслению своего места в обществе; в настойчивом самоут­верждении юношей своей индивидуальности. Обучение и воспита­ние призваны помочь детям на разных этапах их становления обеспечить формирование неповторимой активно творческой инди­видуальности. Индивидуальность представляет собой своеобразие личности, неповторимость проявления ее способностей и дарований в выборе деятельности и в манере исполнения. Учет возрастных индивидуальных особенностей, сензитивных периодов развития де­тей в обучении и воспитании обеспечивает одновременное станов­ление личности и индивидуальности, общего и особенного, единич­ного, уникального, присущего человеку.

Принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании. Систематичностью усвоения научных и идейно-нрав­ственных знаний, умений, навыков во многом обусловлена эффек­тивность их практического применения. Принцип систематичности и последовательности в обучении и воспитании является отра­жением структурно-системного подхода в науке. В соответствии с

таким подходом весь материал, подлежащий изучению, необходимо представить в обоснованной структуре, системе и последователь­ности. Суть системности в педагогическом процессе состоит также в четкости структуры каждого звена системы: занятия, организо­ванного вида деятельности, мероприятия.

Принцип наглядности. Какой бы степени развития логического мышления ни достигли учащиеся, наглядность всегда будет важ­нейшим средством их обучения. Основания к этому заложены в самой природе человеческого мышления и в способах освоения мира объективной реальности человеком: от конкретного к абстра­ктному и от абстрактного к конкретному. Человек мыслит од­новременно понятиями и образами. И понятие, и образ—суть мыслительные обобщения. Современная педагогическая теория вы­водит наглядность на уровень самостоятельного мыслительного процесса: углубленного анализа как равноправного с понятием обобщения. Такой подход ориентирует педагога на использование наглядности не только как средства иллюстрации, но и на само­стоятельную работу с образом, особенно художественным, как источником информации, содержащим в себе и общее, и единичное, особенное, индивидуальное. Такая работа с наглядностью обо­стряет внимание учащихся, развивает аналитичность мышления, умение достигать образного выражения разнообразных техниче­ских и общественных задач.

Принцип доступности. Его значение в воспитании и обучении обусловлено возрастными особенностями детей. Педагогу необхо­димо знать особенности школьников: их образовательный уровень, степень воспитанности, характер их жизненного опыта, уровень их развития. В зависимости от этого он осуществляет подбор со­держания обучения и воспитания, определяет структуру построе­ния, способы подачи материала и дальнейшего его закрепления. В изложении материала, в целях обеспечения его доступности детям возможны пути: от абстрактного к конкретному (от изло­жения общих положений к конкретному рассмотрению в практи­ческом фактическом материале) и от конкретного примера, факта, образа к обобщениям абстрактного уровня. Рекомендуются также пути от известного к неизвестному, от изложения материала зна­комого, близкого детям, к незнакомому, который легко присоеди­няется к имеющемуся багажу знаний. Хороший педагогический эффект дает выполнение и такого правила, как движение от про­стого к сложному, от близкого к далекому. Постоянное движение вперед, нарастание сложности в усвоении материала позволяет поддерживать высокую степень активности и глубокую сознатель­ность учащихся.

Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков имеет принципиально важное воспитательное значение. Знание фактов, их правильная оценка, умение их анализировать и использовать в жизни — составляет существенную основу структуры личности. Знания в современных условиях приобретаются детьми не только через педагогически организованные формы, но и из средств мас-

совой информации. Это требует от учащихся серьезных самостоя­тельных умений по отбору фактов, их анализу, усвоению и оценке. Самостоятельная работа школьников над учебным материалом — один из важнейших факторов прочности знаний. То, что самостоятельно переработано, наиболее прочно оседает в сознании и имеет тенденцию переходить в убеждения. Для упрочения знаний в па­мяти важное значение имеет их практическое применение в самых разнообразных формах: обсуждениях и дискуссиях, в доказатель­ных и аргументированных самостоятельных выступлениях и ре­фератах. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности. Важное значение имеет и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала.

Таким образом, принципы учебно-воспитательного процесса яв­ляются его закономерностями, отражающими реальные зависимо­сти и связи между педагогическими явлениями. Педагогические принципы не являются раз навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современ­ности, так и внутреннее движение, изменение существа традици­онных принципов.

Наши рекомендации