Характеристика стилей руководства

Стиль Природа стиля Сильные стороны Слабые стороны
Авторитарный стиль Сосредоточение власти и ответственности у руководителя; Он устанавливает цели и выбор средств их достижения; Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху   Внимание к срочности и порядку; предсказуемость результата; абсолютная эффективность в ситуации кризиса, при рутинных задачах, при наличии в команде не достаточно квалифицированных сотрудников с простым характером мотивации Сдерживается индивидуальная инициатива подчиненных
Демократический стиль Делегирование полномочий последователям; Принятие решений разделено по уровням на основе участия; Коммуникации осуществляются в двух направлениях: снизу и сверху Усиление личных обязательств членов группы по выполнению работы через участие в управлении; развитие инициативы и креативности Требуется много времени на принятие решений
Либеральный стиль Группе предоставлены возможности самоуправления в желаемом для нее режиме; Коммуникации строятся в основном по горизонтали Руководитель позволяет начать и выполнять дело так, как это видится последователям Группа может потерять направление движения без вмешательства руководителя

Основные принципы лидерства (руководства):

1. Лидерское влияние предполагает взаимодействие с людьми предпочтительно с помощью правил и инструкций. Управленческие вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли. Лидер должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчиненные постоянно ощущали, как их действия оцениваются им. Управленческая ответственность всегда остается за лидером, последователи же должны всегда отвечать за то, на что они в состоянии влиять. Лидерское влияние должно быть объективным, обоснованным, своевременным, адресным.

2. Лидерского уважения у последователей достигает тот лидер, который способен управлять своими эмоциями, склонен к эмпатии, восприимчив к чувствам других, может ощущать, что чувствуют и даже думают его коллеги, понимает и принимает последователей. Лидер должен быть независимым: при принятии конкретного решения, особенно окончательного, проявлять решительность; приняв решение, придерживаться его. Настоящего лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен – он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами и убеждениями. Уважения достойны лидеры, которые идентифицируют себя с делом, заинтересованы в росте организации, а не только в собственной карьере.

3. Принцип лидерского доверия: люди хотят идти рядом с теми, о ком они высокого мне­ния, кому доверяют. Когда последователям не нравится лидер и его идея, они ищут другого лидера. Когда последователям не нравится лидер, но нравится его идея, они все равно ищут другого лидера. Когда последователям нравится лидер, но не его идеи, они меняют идею. В этом случае последователи могут реагировать по-разному: 1) пытаются убедить лидера изменить свое мнение; 2) отказываются от своей точки зрения и начинают следовать выска­зываниям лидера; 3) стороны находят компромисс.

Когда последователям нравятся и лидер, и его идея, они следуют за лидером независимо от обстоятельств и препятствий, стоящих на их пути.

Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

1. Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.

2. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой.

3. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии.

4. Психология принятия управленческих решений.

5. Управленческое общение.

Вопросы для обсуждения, задания, тест

1. В чем, на ваш взгляд, заключается специфика управления организацией и ее большими и малыми группами для повышения качества производственной деятельности?

2. Какой из стилей лидерства и почему является наиболее результативным в решении социальных и профессиональных задач?

3. Почему лидер (руководитель) должен быть ориентирован на реверсивное общение?

4. Прочитайте и ответьте, можно ли назвать Лестера Уондермена лидером? В чем лидерское самоуправление Уондермена? Можно ли назвать Макса Сакхайма руководителем-лидером? Ответы обоснуйте.

В 1947 году Лестер Уондермен был безо всяких на то оснований уволен из одного рекламного агентства Нью-Йорка. Но этот молодой человек знал, что многому может научиться у главы фирмы Макса Сакхайма. На следующее утро Уондермен вернулся в свой кабинет и стал трудиться так же, как он делал это прежде, - но только без оплаты. Сакхайм игнорировал его в течение месяца, однако в конечном итоге подошел к Уондермену и сказал: «Ладно, ты победил. Мне никогда не встречался человек, который в большей мере хотел бы занимать свою должность, чем получать деньги».

Уондермен продолжил свою деятельность и стал одним из самых преуспевающих рекламщиков ХХ столетия. Он известен как отец прямого маркетинга.

5. В общей системе развития руководства можно выделить соответствующие шаги ответственности руководителя (лидера):

Несите ответственность за то, кем вы являетесь.

Несите ответственность за то, что вам подвластно.

Несите ответственность за то, что вам дано.

Несите ответственность за тех, кто следует за вами.

Поясните, как вы понимаете, в чем заключается сущность каждого шага ответственности руководителя?

6. Определите, какие качества характеризуют лидера, какие менеджера?

Работает по своим целям; профессионал; основа действия – план; администратор; делает дело правильно; обожаем; энтузиаст; поручает: работает по целям других; основа действия – видение; полагается на людей; доверяет; использует эмоции; контролирует; полагается на систему; делает правильно дело; использует доводы; дает импульс движению; поддерживает движение; уважаем; вдохновляет; инноватор.

Тест

Установите взаимосвязь между функциями руководителя и их характеристикой:

Название функции Характеристика функции
А) Функция целеполагания; Б) Функция коммуникации; В) Административно-организационная функция; Г) Экспертная функция; Д) Дисциплинарно-стимулирующая функция; Е). Представительская функция; Ж) Воспитательно-пропагандистская функция 1. создание благоприятного социально-психологического климата в группе, развитие способностей и инициативы ее членов, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение; 2. оценка качества работы подчиненных, формирование системы поощрений и наказаний; 3. руководитель – лицо, представляющее результаты деятельности и интересы группы перед вышестоящими органами и внешними организациями; 4. консультирование работников по проблемам профессиональной деятельности; 5. установление горизонтальных коммуникаций внутри группы и внешних вертикальных коммуникаций с вышестоящими организационными подразделениями; 6. формирование органов управления группы, распределение функций, полномочий и заданий между ее членами, согласование их действий: планирование, координация совместного труда, учет, контроль; 7. ознакомление членов группы с их общей задачей, средствами и условиями ее достижения

Темы докладов и рефератов

1. Этические принципы руководства.

2. Власть и влияние руководителя.

3. Коммуникационные способности руководителя.

Литература: 15, 16, 22, 25, 47, 48, 50, 65, 67, 72, 73

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 13. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

Основные понятия, таблицы, структурно-логические схемы

Главный ресурс общественного развития ХХI века – образованность, профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества личности - формируется в процессе изучения наук о человеке: психологии, педагогики, акмеологии, педагогическая антропологии, андрогоники и т.д. Данные отрасли знаний неотделимы от общественного развития человека и общественного прогресса. Главная задача системы наук о человеке- целенаправленная передача опыта и знаний человека о мире и о нем самом.

Современные мировые процессы определяются глобализацией, превращением экономик отдельных стан в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу – новой экономике, основанной на знаниях. Решающее значение приобретает человеческий капитал – наука, образование и творческий труд. Основой экономического роста Республики Беларусь на современном этапе является инновационный путь развития. Главным ресурсом признается интеллектуальный ресурс, а базисной ценностью современного общества – новаторство. В связи с этим актуальным становится подготовка квалифицированных специалистов-экономистов, владеющих системой знаний о человеке. Знания о человеке аккумулируются в педагогике. Педагогика обобщает данные предметов исследований наук о человеке и связывает их с образованием, развитием, обучением и воспитанием личности.

Педагогика – это наука перевода опыта одного поколения по воспитанию, и обучению человека в опыт другого. Педагогическая практика – это отрасль деятельности по воспитанию и обучению человека. Педагогика как учебная дисциплина предполагает усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов, теоретически обоснованных и практически апробированных, с целью подготовки личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной компетенции с позиции социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности.

Компетенция – это нормативно-заданные компоненты содержания профессиональной подготовки специалиста, минимальный опыт его социально-профессиональной деятельности, которые обеспечат его осведомленность и авторитетность в вопросах, входящих в состав профессиональных полномочий.

Компетентность – результат овладениями компетенциями; личное качество, позволяющее осуществить продуктивные с профессиональной точки зрения действия в ситуациях с высокой степенью динамизма и неопределенности. Это готовность к социально-профессиональной деятельности, сформированная система ценностей и отношений; способность действовать в ситуации неопределенности; профессиональная умелость.

Социально-личностные компетенции выпускника современного экономического вуза мультикультурны и связаны:

- с психологической культурой. Она предполагает развитие творческого потенциала и ресурсных возможностей личности: формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития, поведения и деятельности; стимулирование процессов самопознания, стремление к самореализации;

- с культурой самосовершенствования. Данная культура основывается на развитии навыков самоисследования, разработке программ самовоспитания, самообразования и проектирования будущего;

- с культурой социального взаимодействия. Данная культура связана с развитием навыков совместной деятельности в микросоциальной (семья, учебная группа, педагоги, объединение по интересам, трудовой коллектив) и макросоциальной среде (социокультурное пространство, общество, поликультурный мир);

- с педагогической культурой. Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлены духовные и материальные ценности, необходимые человеку для жизнедеятельности в обществе. Это динамическая система способов деятельности и профессионального поведения человека, связанного с воспитанием, обучением и социализацией личности на этапах его профессионального развития. Компоненты педагогической культуры специалиста-экономиста: педагогическая позиция по отношению к другим людям; знания в области педагогики; педагогические умения по воспитанию, обучению и социализации других людей и творческий характер данных умений.

Социально-профессиональная компетентность выпускника экономического вуза заключается в сформированности не только системы знаний, умений и навыков по выполнению типовых видов профессиональной деятельности в стабильных условиях, но и с эффективным решением профессиональных, социальных, личностных проблем в нестабильных условиях (изменения, кризис, риски). Она проявляется также в способности решать задачи высокой сложности, управлять междисциплинарными проектами.

Психолого-педагогическая компетентность выпускника экономического вуза выражается в личностной направленности на решение социально-профессиональных задач. Данная компетентность связана не только с выполнением профессиональных функций, но выражается в деятельности на благо общества, ценностных ориентациях, гражданской позиции личности и ее постоянном стремлении и готовности к профессиональному росту.

Психолого-педагогическая и социально-профессиональная компетентность выпускника экономического вуза являются результатом сформированности социально-личностных компетенций, которые позволяют системно и комплексно решать социально-профессиональные задачи.

Наши рекомендации