Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя. интересно преподать материал, умение активизировать учеников, вызвав у них интерес к особенностям предмета

интересно преподать материал, умение активизировать учеников, вызвав у них интерес к особенностям предмета, умелое варьиро­вание форм и методов обучения.

В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными на­выками учения. Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленнос­ти учащихся.

Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая в полной мере высказаться вашим учащимся, не исправлять сразу неправильные ответы, а путем многочисленных уточнений, до­полнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам ис­правил и оформил свой ответ. Собственные формулировки пред­лагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактнос­тью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдер­жанностью.

У ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недо­статки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обу­чения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дис­циплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добива­ясь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оце­ниваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает не­которое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компен­сировать, шире используя разнообразные методы работы.

Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные об­суждения, проявлять больше изобретательности в подборе увле­кающих учащихся тем, проявлять больше нетерпимости к наруше­ниям дисциплины на уроке. Строго потребуйте тишины на каж­дом уроке, и в конечном .итоге вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

План-задание для самостоятельной работы



Рассуждающе-методический стиль. Вы обладаете многими до­стоинствами: высокой методичностью, внимательным отношени­ем к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью. Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучае­мому предмету, использование стандартного набора форм и ме­тодов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктив­ной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отно­шение к учащимся.

В результате у ваших учащихся сформированные навыки уче­ния и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изу­чаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсут­ствует благоприятный психологический климат.

Преодолеть эти недостатки в ваших силах. Рекомендуем вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко пори­цать плохие. Ведь от эмоционального состояния ваших учащихся зависят и результаты обучения. Постарайтесь расширить свой ар­сенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если вы преподаете иностранный язык, не огра­ничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если вы будете исполь­зовать только их, то ваши учащиеся потеряют интерес к предме­ту, а самое главное — их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, сти­хотворения, диафильмы.

Если вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практи­куйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, кото­рые могут увлечь учащихся.

Наши рекомендации