VI. Изучение нового материала.
В красном переплёте –
Самая красивая.
В синем переплёте –
Самая весёлая.
Книжка
В жёлтом переплёте –
Самая забавная,
А совсем без переплёта –
Самая любимая.
Мне читать её охота –
Хоть она без переплёта.
Р. Сеф
– Расскажите о своих любимых книгах. О чем они? Кто автор?
– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять?
Учащиеся читают интригу учебника (с. 8, 1-й абзац).
– Что значит расставить книги по алфавиту?
– На что обращать внимание: на название книги или на фамилию автора?
Вывод: чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги.
– Рассмотрите полки в Библиотеке. Какие книги должны стоять на 1-й полке? 2-й полке? 3-й? И т. д.
Учащиеся устно распределяют все книги по полкам.
Самостоятельное выполнение упражнения по заданию учебника (работа по образцу).
Коммуникативные УУД:формирование умения распределять работу с соседом по парте.
– На какие буквы на твоих полках не встретились фамилии? А у твоего соседа?
Физкультминутка
Лошадки
Выполнение движений производится учащимися в соответствии с текстом.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
– Герои сказок остались довольны вашей работой.
Разные книги в библиотеке живут:
Короткие и длинные,
Новые, старинные,
И даже иностранные.
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные.
Про море и про лес,
С картинками и без.
Игры по развитию речи.
1. «Доктор Айболит».
Образовательные ресурсы: картинки с изображением Айболита, а также рисунки, изображающие зверей, птиц, насекомых (или игрушки).
– К Айболиту на прием пришли разные зверюшки, птицы, насекомые.
– Скажите, кому что вылечил Айболит?
Учащиеся должны отвечать полным предложением, например:
– Зайке Айболит вылечил лапку.
– Жирафу Айболит вылечил горлышко. И т. д.
2. «Бюро находок».
– Кому принадлежат эти вещи? (Колпачок, хрустальная туфелька, варенье.)
Работа по тетради для самостоятельной работы (с. 4).
– Прочитайте слова. (Картина, пальто, карман, морковь, окно, лимон.)
Эти слова относятся к группе «особо опасных», так как правописание многих из них учащимся трудно, а порой невозможно объяснить.
Знакомство с «Этимологическим словарем» и работа с ним.
Учитель показывает «Этимологический словарь», объясняет его назначение.
– Надежный путеводитель по словарю – алфавит. Знание алфавита поможет определить направление в движении по словарю.
Работа в группах.
– Найдите происхождение слов «картина», «пальто», «карман», «морковь», «окно», «лимон».
– О происхождении каких слов вам не удалось узнать? (Ответы учащихся.)
Работа по вариантам.
– Составьте короткие рассказы, в которых будет словарное слово.
Например: «Морковь очень полезна. Каждое утро мама дает мне пить морковный сок. Он очень вкусный».
– Проговорите орфографически все словарные слова.
– Запишите их в тетрадь (с. 4).
– Откройте свои «орфографические словарики» и запишите эти слова в алфавитном порядке.
– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.)
– Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: «м» в алфавите стоит раньше, чем «т».)
– Дома в книгах, журналах поищите загадки на эти словарные слова.
VII. Итог урока.
Буква к букве – будет слово, Так восславим буквы эти!
Слово к слову – речь готова. Пусть они приходят к детям,
И напевна, и стройна, И пусть будет знаменит
Музыкой звучит она. Наш славянский алфавит.