Статья 18. Сдерживающие факторы, конкурентные преимущества района и меры управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы

18.1. Анализ социально-экономического положения района за 2011-2015 годы позволяет выявить ряд проблем, сдерживающих развитие района и требующих решения, как на местном, так и на республиканском уровнях:

Основные проблемы развития муниципального образования

Таблица 16

№ п/п Наименование проблемы Описание проблемы (с использованием количественных характеристик-показателей) Пути решения
Отсутствие инвесторов для открытия новых производств на имеющихся промышленных площадках. Объем вложений в основной капитал в 2014 году составил 799,7 млн. руб. или 144,6% к уровню прошлого года. Бюджетные средства составили 784,1 млн. руб. или 98% от общего объема инвестиций. Отражены в мероприятиях Программы (Приложения 2, 4).
Высокий уровень безработицы. Сокращение числа рабочих мест. Число граждан, обратившихся в поиске работы в 2011 г. – 1673 человек, в 2014 г. – 1366 человек. Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.12 г. – 5,3%, на 01.01.13 г. – 4,7%, на 01.01.14 г. – 6,3%, на 01.01.15 г. – 5,1%.
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства: а) низкий уровень подготовки многих руководителей и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, налогового и финансового законодательства; б) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки; в) ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсам; г) низкий уровень развития микрофинансирования; д) недостаточная развитость инфраструктуры; е) отсутствие инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих коммерческие перспективы. Количество СМП: 2011 г. – 585 ед., 2015 г. – 470. Численность занятых у СМП: 2011 г. – 2340 чел., 2015 г. – 1420 чел.
Низкий уровень жизни населения. Низкая рождаемость и высокая смертность населения. Растущий отток молодежи с территории муниципального образования. Число семей, получивших субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в 2014 г. составило 1122. Убыль населения 2011 г. – 96 человек, 2012 г. – 152, 2013 г. – 112, 2014 г. - 99.
Дефицит производственной мощности очистных сооружений водоотведение. Сети водоотведения имеют такой же высокий износ как и сети водоснабжения - порядка 80%. Резерв пропускной способности сетей водоотведения 60%. Недостаточная очистка сточных вод и наличие прямых выпусков сточных вод в акваторию. Несоответствие технологической схемы требуемым нормативам качества сточных вод.

18.2. Основные сдерживающие факторы социально-экономического развития района:

а) недостаточная развитость механизмов государственно-частного партнерства;

б) высокий физический и моральный износ основных фондов, медленные темпы технической и технологической модернизации;

в) высокие издержки производства в условиях северной экономики;

г) естественная убыль населения, высокий уровень безработицы и низкая заработная плата;

д) дефицит республиканского и местных бюджетов;

е) невозможность бюджетного финансирования мероприятий, обеспечивающих благоприятные условия для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования.

18.3. Анализ социально-экономического развития муниципального образования позволяет выделить ряд следующих преимуществ развития района:

а) богатый природно-ресурсный потенциал – сырьевые ресурсы, водные ресурсы, туристско-рекреационный потенциал, уникальный природно-ландшафтный комплекс;

б) выгодное экономико-географическое положение;

в) благоприятное состояние окружающей природной среды;

г) благоприятный климат в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и охраны общественного порядка.

18.4. Риск неэффективной реализации Программы в части развития инвестиционной деятельности на территории муниципального района связан с влиянием следующих групп рисков и негативных факторов:

Мировые тенденции экономического развития оказывают существенное влияние на инвестиционную привлекательность района. Негативные изменения в экономике страны существенно скажутся на объеме и структуре инвестиций в районе.

Другим, не менее важным, риском реализации Программы может стать рост издержек инвесторов при проведении соответствующей налоговой, тарифной, бюджетной политики на федеральном и региональном уровнях.

Также следует отметить риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального банка Российской Федерации по регулированию банковских резервов, процентной ставки и валютного курса, что может сказаться на стоимости кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов.

18.5. Риск неэффективной реализации Программы в части развития субъектов малого и среднего предпринимательства при исключении форс-мажорных обстоятельств оценивается как минимальный.

Тем не менее, необходимо отметить возможные риски при реализации Программы, связанные с совершенствованием нормативного обеспечения деятельности, что в целом может привести к замедлению темпов развития сферы малого и среднего предпринимательства.

Наиболее целесообразным способом минимизации рисков реализации Программы является создание системы контроля и взаимодействие с участниками мероприятий.

18.6. В целях управления указанными рисками планируется:

а) проводить анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Карелия в сфере реализации Программы;

б) проводить консультативную работу в рамках выполнения основных мероприятий Программы;

в) проводить мониторинг выполнения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Карелия в сфере реализации Программы.

В целом управление рисками реализации Программы будет осуществляться в рамках проведения мониторинга выполнения мероприятий и достижения планируемых значений показателей результатов Программы.

Наши рекомендации