Принцип научности и доступности в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

В основе построения любого школьного курса должен лежать принцип научности, но это не означает, что школьный предмет должен стать тонной копией науки в сжатом виде.

Научность предполагает отбор проверенного фактического материала и его обработку, и исследование научными методами. В начальном курсе естествознания невозможно полное изложение научной дисциплины и при­менение всего разнообразия методов обработки материала. Отбираться должен только тот материал, который знакомит младших школьников с основными объектами окружающего мира и служит пониманию закономерностей протекания природных явлений и процессов.

Преподаватель обязан выбрать самое существенное и опустить все остальное, не дающее ничего нового по сравнению с уже изученным. Например, при введении представления о насекомых вполне достаточно выделить их главный отличительный признак — три пары ног, по которому дети легко узнают этих животных в природе. Все остальные особенности строения насекомых школьники изучат в курсе зоологии. При знакомстве с размножением растений нужно выяснить роль опыления, основные способы распространения плодов и семян и этапы развития растений из семени.

Принцип доступности. Этот принцип предполагает использование определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я.А. Коменского. В их основе лежит знание возрастных особенностей детей. Важнейшие дидактические правила:

-От простого — к сложному, от известного — к неизвестному.

Эти правила предполагают начинать изучение курса не только с наиболее легкого и знакомого учащимся материала, но и использовать при этом самые простые методы и учебное оборудование. С этой точки зрения недопустимо в начальной школе изучение одноклеточных растений и животных, несмотря на то, что они имеют самое простое строение, так как знакомство с простейшими организмами требует использование микроскопа.

-От близкого к далекому. Это правило лежит в основе краеведческого принципа обучения, который раскрывается ниже.---От конкретного к отвлеченному. Это правило требует, чтобы обобщению и выведению определенных закономерностей предшествовало знакомство с конкретными объектами и явлениями, которые будут служить основой для создания в сознании ребенка ярких образов окружающего мира.

№28 . Принцип наглядности в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

Принцип наглядности относится к общим дидактическим принципам обучения (нормативные требования лежащие в основе дидактических процессов). Принцип наглядности подразумевает, что все изучаемые предметы должны быть иллюстрированы.

Важнейшим организующим положением отбора содержания интегрированного курса «Окружающий мир» является принцип наглядности, который основан на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления. На ранних этапах развития дети больше мыслят образами, чем понятиями. Научные понятия легче доходят до учащихся, если они подкрепляются конкретными фактами сравнения, проведения аналогий. Наглядность в интегрированном курсе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, наглядных пособий, карт, схем и т.д. Наглядные пособия должны использоваться на всех уроках по изучению окружающего мира, но это не означает, что все занятия проводятся с применением наглядных методов обу­чения. Наглядность может служить иллюстрацией к рассказу учителя для усиления его образности, но источником знаний в этом случае все же остается слово учителя.

№29. Краеведческий принцип в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир»

Краеведческий принцип обучения обеспечивает решение дидактических задач во взаимосвязи с познанием своего края. В 1886 году появляется такой предмет как Естествознание. В 60 е годы 20 века определяются основные дидактические принципы, по которым отбирается материал. 90 е годы 20 века-большое внимание уделяется краеведческому воспитанию. Краеведеньье изучает природу края как часть природы страны и природные зоны. Рельеф и полезные ископаемые,климатические условия,гидрологические условия,почвенный покров,растительный и животный мир,экологические проблемы района. Необходимости использования КП:

-для школьника природа служит формированием ярких и конкретных образов,на которых легко сформировать какое либо понятие

-КП способствует патриотическому воспитанию

-КП лежит в основе экологической направленности обучения

Этот принцип вытекает из теоретического положения о необходимости связи обучения с жизнью. Он признан в современной методике преподавания естествознания большинством ученых и дает возможность строить препо­давание согласно дидактическим правилам: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Природа род­ного края служит тем известным и понятным образцом, к которому учитель может с успехом прибегать для разъ­яснения явлений, происходящих в биосфере в целом. Глав­ное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать учащимся возможность в знакомой местности наблюдать связи и соотношения различных природных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках естествознания для формирования понятий, служа­щих основой для изучения биологии и географии в средней школе.

Наши рекомендации