Особенности использования информационно-коммуникативных технологий в процессе изучения интегративного курса.
Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:
· Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.
· Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.
· Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.
· Изменение форм и методов учебной деятельности.
· Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
· Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.
Применение ИКТ на уроках окружающего мира усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ позволяет привлекать большее количество дидактического материала, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне; обеспечивает наглядность. Достигается высокая степень дифференциации обучения, появляется дополнительная возможность индивидуального подхода. Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской работы и получения доступа к различным информационным системам. А всё вместе это, конечно же, способствует повышению качества образования.
№69 характеристика изобразительных, схематических, аудиовидеотехнических средств наглядности и их использование при изучении интегративного курса.
Демонстрируемый объект должен быть виден всему классу.
Таблицы и картины вывешиваются на доску, предметные пособия размещают на демонстрационном столике. При необходимости создают специальный фон освещения. Небольшие объекты проносятся по классу, чтобы все ученики имели возможность их рассмотреть. Недопустимо во время демонстрации пускать объект по рядам,одновременно проводя беседу с детьми, так как распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Мелкиеобъекты и рисунки могут быть показаны спомощью проекционных приборов.
2. Пособие должно находиться перед глазами детей только во время демонстрации. В противном случае внимание учащихся будет рассеяно.
Удобно пользоваться шторками на доске, откидными и магнитными досками.
3. Не следует показывать много пособий одновременно.
Объем внимания младших школьников — 3-4 объекта.
4. В элементарном курсе лучше избегать микроскопа и слишком сложных препаратов и рисунков.
Ученик обращает внимание прежде всего на то, что ему бросается в глаза. В микроскоп он главным образом видит светлый кружок и воздушные пузырьки.
5. С помощью вопросов внимание детей направляется на главные, существенные признаки демонстрируемого пособия.
6. Вопросы и задания составляются учителем заранее. Их можно задавать устно или записать на доске. Часто детям дается план описания природного объекта. Например, при демонстрации чучела или изображения животного учитель просит описать его по плану:
1. К какой группе относится это"животное (насекомое, пресмыкающиеся, птица, млекопитающее)?
2. Размеры и окраска тела.
3. Особенности внешнего строения.
4. Способ передвижения.
5. Образ жизни: чем питается животное, где селится, как
спасается от врагов, как приспособилось к жизни зимой?
Ответы на два последних вопроса дети находят в учебнике. Во время беседы выделяются черты приспособленности животного к условиям существования.
6. После демонстрации наглядных пособий делаются обобщения и выводы.
Необходимо связать представления и понятия, которые вырабатываются на уроке, с уже сформированными.
При индивидуальной и групповой демонстрации раздаточный материал может быть у каждого ребенка или у группы (пары) учащихся. Вопросы и задания учителя помогают в описании имеющихся у них объектов. Например, во время работы с гербарными экземплярами растений леса и степи учитель просит рассмотреть корень, стебель, листья у ковыля, типчака, полыни и выделить их отличительные особенности. Сравнить травянистые растения леса и степи и сделать вывод, как растения степи приспособились к условиям жизни.
3. Методические требования к демонстрации учебных фильмов
В школе нет «...ни одного наглядного пособия, которое по богатству материала, по силе впечатления и но занимательности могло бы сравниться с кино... Существуют процессы, которые совершаются очень медленно, и заметить ход этих процессов почти невозможно. Между тем кино может показать эти процессы. Так на экране отлично видно прорастание семян, развертывание цветов, созревание плодов,...процессы движения ледников, роста оврагов, выветривания скал...»8.
1) Содержание фильма должно быть связано с темой урока.
2) Фильм просматривается учителем до урока, выбираются фрагменты для показа на уроке, составляются вопросы к беседе по содержанию фильма.
3) Определяется время и место фильма на уроке.
4) В зависимости от дидактических задач урока фильм может быть показан отдельными фрагментами на различных этапах урока.
5) До просмотра перед детьми ставится познавательная задача, которая должна быть решена в процессе анализа содержания фильма.
6) Вопросы, по которым будет анализироваться фильм, можно записать на доску. После просмотра по ним проводится беседа.
7) В ряде случаев учитель может заранеепознакомить учащихся с натуральными объектами, которые будут демонстрироваться в фильме.
Например, перед просмотром фильма «Размножение растений: этапы развития растения из семени» проводится практическая работа с проростками семян бобовых культур или подсолнечника (которые дети увидят в фильме).
8) При необходимости сосредоточить внимание учащихся на отдельных кадрах, учитель может выключить дикторский текст и прокомментировать кадры сам. Так же поступают, если текст сложен для восприятия младшими школьниками.
Значение экранных пособий на уроке естествознания велико: при продолжительности демонстрации 8-12 мин учебные фильмы несут в 3-5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями. В фильме дети могут наблюдать динамику природных процессов.