Художественные и спортивные
Стадии коллективного творческого дела (КТД)
по методике И.П.Иванова)
Стадии | Педагогическое целеполагание | Методы, формы деятельности коллектива |
1. Предварительная работа воспитателя | -Для чего, с кем? -С какой целью? -Кто может помочь? -Как подключить детей, родителей? Кому быть организаторами? | «Нацеливающие» воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ - размышление, убеждение на собственном опыте |
2. Коллективное планирование | -Какие дела проведем? -На радость и пользу кому? -Где лучше проводить? -С кем лучше проводить? | Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение (ободрением, похвалой, помощью, доверием). Выборы «советы дела» и др. |
3. Подготовка дела | -Как развивать положительные качества ребят? -Как преодолевать отрицательные качества ребят? -Как включить всех ребят в активный творческий поиск? Как научить преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? | Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела. |
4. Проведение дела | -Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? -Как увлечь воспитанников личным примером? -Как добиться радостной перспективы близкого успеха? -Как научить ребят выходить из затруднительного положения? | Общественно-гуманистические, познавательные, художественные, спортивные КТД. Формы: операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования. |
5. Подведение итогов | -Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? -Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу? -Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? | Товарищеский разбор. Сборы - -«огоньки». Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание. |
6. Ближайшие последствия | -Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? -Как научить использовать полученный опыт в жизни коллектива? -Как научить осуществлять собственные решения? | Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующих поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь. |
Целевой и содержательный аспект стадии коллективного творческого дела следующие:
1. Стартовая беседа: во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного деля. Для кого? Когда? Где? Кто? С кем вместе?
2. Коллективное планирование: микроколлективы формируют своё мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создаётся проект предстоящего дела.
3. Коллективная подготовка: совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.
4. Проведение КТД: итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно чётко проявляются положительные качества детей, их слабости.
5. Коллективное подведение итогов: воспитатель ставит на общем сборе — «огоньке» задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предполагаем на будущее? В заключительной части «огонька» воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.
6. Общественное мнение: выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия, в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.